Развитие познавательного интереса на уроках литературного чтения

Разделы: Начальная школа


"Интерес-это избирательное отношение личности к объекту"
С.А.Рубинштейн.

В начальной школе на плечи учителя ложится огромная ответственность за формирование ученика как читателя. Успешность обучения по всем предметам (не только в начальной школе) определяется качеством читательских навыков школьника, но интерес к самостоятельному чтению проявляется у ребенка только тогда, когда он овладевает самим процессом чтения. Чтение- это деятельность. Как общая психическая деятельность оно побуждается мотивами, потребностями, в основе которых лежит интерес.

Интерес не всегда начинается с осознания потребностей, признания, он может появиться стихийно, но совершенно очевидно, что интерес побуждает к деятельности, активизирует личность. В педагогической практике особенно важно учитывать значение интересов для развития личности и формирования знаний.

В обучении фигурирует особый вид интереса - интерес к познанию, или как его принято называть познавательный интерес. Познавательный интерес- это фактор обучения, определяющий мотив учебной деятельности.

Выделяют три вида интереса:

  • элементарный - непосредственный интерес к новым фактам, явлениям, которые фигурируют в информации, получаемой на уроке;
  • интерес к познанию существенных свойств предметов и явлений. Этот уровень требует поиска, догадки.
  • интерес к причинно- следственным связям, к установлению закономерностей.

Познавательная деятельность- это деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Мотив- это направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней. Интенсивность учебной деятельности зависит от мотивов учения школьника.

Наиболее распространенными способами развития познавательного интереса является:

  • активность и новизна содержания;
  • раскрытие значимости знаний;
  • наглядность;
  • занимательность;
  • эмоциональность;
  • учебные дискуссии;
  • познавательные игры.

Как в мире информационных технологий, Интернета не потерять интерес к книге - как к источнику нравственных ценностей и идеалов человечества?

Найти ответ на этот вопрос мне помогла альтернативная программа и современные подходы к интерпретации художественного текста, доктора педагогических наук, профессора Н.Ф. Виноградовой, в основу которой положен принцип читательского развития ученика, его литературного образования.

Конечно у Вас, уважаемые коллеги, возникает вопрос: чем отличается данный курс литературного чтения от других вариантов существующих в практике современной начальной школы. Попробую ответить на этот вопрос.

Во-первых, курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных задач:

  • развитие личности ребенка, формирование интеллекта и общей культуры; становление основ читательской деятельности;
  • построение содержания курса литературного чтения на основе дифференцированного обучения и учета индивидуальных возможностей каждого ученика.

Во-вторых, все эти задачи нашли полное отражение в учебно-методическом комплекте, который состоит из учебника (2 части), хрестоматии, для дополнительного чтения и 2-х тетрадей, что позволяет учителю на уроках литературного чтения заниматься литературным

В-третьих, характерной чертой этой программы является "нерасчлененность" и "переплетенность" классного и внеклассного чтения, то есть авторы предлагают единый курс литературного чтения. О такой переплетенности классного и внеклассного во второй половине ХVШ века писал Я.А. Рошкович, а затем большое внимание этой проблеме уделяли Буслаев Ф.И., В.Я. Стоюнин, В.И. Водоводов, К.Д. Ушинский, В.П. Острогорский.

Надо признать то, что уроки внеклассного чтения часто проходят не на должном уровне, по вполне объективным причинам: нет нужных произведений в достаточном количестве в библиотеках.

А составители курса литературного чтения "Начальной школы ХХ1 века" это предусмотрели, напечатав вместе с учебником еще и хрестоматию, которая входит в методический комплект, которая решает эти проблемы.

В-четвертых, содержание этого курса в каждом классе решает целый комплекс задач - это и нравственно-эстетическое развитие и развитие восприятия литературного произведения как произведения искусства с одновременным совершенствованием навыков чтения и выразительности, а также обогащения речи школьника средствами литературы.

В-пятых, работа с текстом произведения позволяет знакомить и постоянно осваивать богатства языковой культуры, обогащать эмоциональную сферу ученика через эстетические переживания.

Давайте посмотрим на систему работы с произведениями фольклора в этом курсе.

В первом классе дети знакомятся с произведениями устного творчества русского и других народов (сказки, песни, потешки, скороговорки, пословицы).

Во втором классе продолжается работа с произведениями фольклора, которые вошли в программу первого класса, но на этом этапе второклассники знакомятся былинами, сказками, легендами.

В третьем классе в круг чтения входят предания, легенды, мифы, а так же отрывки из Библии.

В четвертом классе учащиеся работают с произведениями фольклора разных народов мира, учатся сравнивать произведения фольклора и использовать их в речи, а также выполнять работы творческого характера. Например, пословица как жанр фольклора изучается во всех классах. Известно, что знание пословиц - это показатель начитанности и литературного развития.

В этом курсе пословицам отводится важная роль. Первое знакомство с пословицами происходит в первом классе на уроках слушанья и грамоты: дети их слышат, видят, читают. А во втором полугодии первоклассники соотносят пословицы с содержанием прочитанных произведений. В первом классе в учебнике "Чтение и письмо" дети работали с рассказом Е. Пермяка "Торопливый ножик". К тексту рассказа даю задание: : Прочитай пословицы. Подумай: подходят ли они этому рассказу.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Поспешишь - людей насмешишь.

Семь раз отмерь, один - отрежь.

Дети сравнивают содержание рассказа и пословиц, выбирают ту, которая подходит к этому рассказу. Они объясняют свой выбор и тем самым делают вывод - чему учит этот рассказ и о чем говорит пословица. Во втором классе дети получают понятие о пословице. Второклассники знакомятся с пословица о Родине, о труде, о семье, о дружбе и т.д. Работа с пословицами и поговорками продолжается и в третьем и четвертом классах: подбираются пословицы к текстам произведений и темам чтения, выполняются работы творческого характера, отбираются и читаются книги с пословицами. В четвертом классе учащиеся знакомятся с историей рождения пословиц, участвуют в уроках-конкурсах. Я считаю, что такой подход, учитывая уровень начитанности и интеллектуальной готовности учеников начальной школы, отвечает задаче непрерывного литературного образования и закладывает его основы с первых уроков слушания и грамоты в 1-м классе.

Использование жанрового и авторского принципа предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, Л.Н. Толстой представлен художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями.

И снова я задаю себе вопрос: почему я отдаю предпочтение именно этой программе? А потому, что вижу отличный результат: растет уровень начитанности, а главное развивается интерес к книге, как к другу, советчику, собеседнику.