Технология игровой деятельности

Разделы: Технология


Цели:

  • расширение представлений учащихся об основных особенностях игровой деятельности человека;
  • знакомство учащихся со структурой игровой деятельности человека;
  • развивать умение использовать игровые методы в профессиональной деятельности человека;
  • прививать качества аккуратности и собранности;

Методы: словесный; наглядный;

Межпредметные связи: математика - построение таблицы; литература - выразительный рассказ, русский язык - правописание слов.

Оборудование и материалы: - Схемы "Структура игровой деятельности человека", "Функции игры", "Типовая характеристика игр", "Процесс игровой деятельности".

Ход урока

1. Организационная часть - 5 мин.

Контроль посещаемости;

Проверка готовности к занятию;

Повторение пройденного материала - 7 мин.

(Повторение пройденного материала в виде кроссворда)

1. Познавательная деятельность: (Смотри "Рисунок 1).

По горизонтали:

4. Отражение и воспроизведение в сознании человека объективной действительности.

5. Форма чувственного познания, 6. Метод теоретического познания.

По вертикали:

1. Соответствие знания познаваемому объекту.

2. Форма рационального познания.

3. Метод эмпирического познания.

2. Трудовая деятельность.

(Смотри "Рисунок 2)

Кроссворд "Технология трудовой деятельности"

По горизонтали:

2. Побуждение к деятельности.

3. Орудие производства.

5. Процесс, совершающийся между человеком и природой.

6. Предмет труда.

По вертикали:

1. Продукт труда, произведенный для обмена или продажи.

4. Орудие производства.

3. Объяснение нового материала:

В жизни большинства взрослых людей профессия играет значительную роль. Профессия позволяет не только существовать в экономических условиях государства, но также дает возможность важных социальных контактов и часто является существенным источником личностного саморазвития. Большое значение в профессиональной деятельности имеет выбор профессии, а, следовательно, и успешный жизненный выбор.

Один из видов деятельности, с помощью которой в условно-воображаемой образно-эмоциональной форме воспроизводится и усваивается реальная действительность.

В игре как особом исторически возникшем виде общественной практики воспроизводятся нормы человеческой жизни и отношений с миром, соблюдение которых обеспечивает познание и усвоение предметной и социальной деятельности, интеллектуальное, эмоциональное и нравственное развитие личности.

Двуплановость - характерная особенность игры. Играющий, с одной стороны, реально действует, решая конкретные, часто нестандартные задачи. С другой стороны, ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее конкретными обстоятельствами. Двуплановость обусловливает развивающий эффект игры.

В играх принимают участие люди всех возрастов. У детей дошкольного возраста игра - ведущий тип деятельности. Для детей младшего школьного возраста игра - способ овладения учебными навыками. В подростковом и раннем юношеском возрасте игра - средство самопознания и самоопределения.

Игра способствует разностороннему развитию, обучению и воспитанию ребенка. Каков ребенок в игре, таков во многом он будет и в жизни, когда вырастет. В игре проявляются и формируются интересы и склонности детей, развиваются чувства, фантазия, смекалка, трудолюбие, коллективизм и другие качества личности.

Взрослым игра помогает отдыхать, психологически и профессионально развиваться. В игре происходит формирование произвольного поведения человека, его социализация. Кроме того, игра помогает общению, сохранению душевного равновесия, доставляет людям радость, удовольствие от напряжения умственных, физических сил и достигаемых успехов.

В каждой игре есть такие элементы, как роль, сюжет и содержание.

Роль - единица игры и в то же время центральный момент, объединяющий все ее аспекты, то есть необходимые действия в определенных обстоятельствах. Исполнение роли предполагает знание участником условий (правил) и сюжета игры.

Сюжет игры - это последовательность развития событий, действий и поступков играющих.

Содержание игры - изложение смысла того, что воспроизводится ее участниками по условиям (сюжету) игры.

Основные типы игр представлены в таблице 3.

Таблица 3 Типовая характеристика игр

Типы игр Цели, виды, особенности, средства игр
1. Подвижные Развитие движений, физическое воспитание. Игры с мячом, скакалкой, обручем и др.
2. Дидактические Формирование умственной деятельности. Виды: предметные игры с дидактическими игрушками и материалами: словесные (загадки, игры-предложения, игрушки-слова и др.), настольно-печатные (ребусы, кроссворды, разрезные картинки и др.)
3. Сюжетно-ролевые Воспитание положительных моральных качеств по образу ролей ("Репка", "Айболит", "Семья", "Город мастеров", "Больница", "Школа", "Детский мир" и др.)
4. Профориентационные Подготовка к профессиональному самоопределению. Виды: игры в профессии, игры-соревнования, профессиографические конкурсы, кроссворды и др.
5. Компьютерные Разновидность дидактических игр. Развитие скорости реакции, внимательности, сообразительности, смекалки.
6. Деловые Воссоздание предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирование систем отношений, характерных для данного вида практики. Виды: учебные, исследовательские, управленческие, аттестационные.

Все игры можно подразделить на две группы:

  • организованные (под руководством педагога, воспитателя, родителей и т.д.);
  • неорганизованные (стихийные игры на основе предшествующего опыта и своей фантазии).

Большая роль в игре отводится игрушкам. Игрушка - это предмет, специально созданный для игр. Игрушка не копия, а условный, художественный образ реального предмета, материальная основа игры.

Виды игрушек:

  • моторные - для развития движений (мячи, обручи, скакалки, каталки, городки, теннис и др.);
  • сюжетные или образные - для воспитания черт характера (куклы, посуда, мебель, одежда, постельное белье и др.);
  • технические - для развития интереса к технике (транспортные средства, военная техника, средства связи, оружие и др.);
  • дидактические - для умственного развития (геометрические фигуры, шашки, шахматы, мозаика, головоломки и др.);
  • строительные - для развития творческого воображения и пространственного представления (кубики, кирпичики, сборные домики, мосты, башенки, наборы "Архитектор", "Городок" и др.);
  • игрушки-забавы - для развития любознательности, чувства юмора (неваляшки, волчки, народные игрушки, сказочные герои и др.);
  • музыкальные - для развития музыкального слуха и чувства ритма (музыкальные инструменты);
  • театральные - для развития художественного воображения (клоуны, куклы, персонажи сказок и др.).

Педагогическое руководство игрой заключается в следующем:

  • подборе игр, исходя из их педагогической значимости, а также интересов и возможностей играющих;
  • проектировании цели и хода развития игры;
  • побуждении к участию в игре;
  • обучении приемам игры в соответствии с опытом играющих;
  • создании новых игровых ситуаций с целью развития игры;
  • стимулировании активности играющих, включении в игру новых ролей;
  • наблюдении за играющими, оценке их интересов, способностей и уровней развития;
  • подведении итогов игры.

Условия эффективности игры:

  • доступность игры. Нельзя включать в игру людей, если у них отсутствует минимум знаний и жизненного опыта для понимания возникающих в ходе игры проблем;
  • добровольность включения в игру; распределение ролей с учетом желаний и индивидуальных особенностей личности;
  • обеспечение свободного, творческого, демократического стиля общения и проведения игры;
  • поощрение игровой самодеятельности; постоянный контроль за нравственной атмосферой игры; создание в процессе игры нестандартных ситуаций; предоставление каждому участнику игры возможности выразить себя, проявить свои интересы и способности;
  • глубокое знание руководителем игры сферы, избранной для имитации; умение аргументировано строить доказательства, используя жизненные факты; стремление опосредованно руководить игрой, не применяя авторитарных приемов и не разрушая игру неумелой корректировкой;
  • соответствие содержания игры достижениям и требованиям научно-технического прогресса.

4. Практическая работа. Театр-зкспромт. "Красная ягодка" (смотри Рисунок 3) - 10 мин.

4.1. Вводный инструктаж - представление действующих лиц: Красная ягодка, Могучий дуб, ветер, Комарики (2 чел.), Шмель, Медведь, Заяц;

4.2. Текущий инструктаж -

4.3. Заключительный инструктаж - 5 мин. Анализ характерных ошибок, подведение итогов.

5. Домашнее задание - 5 мин.

Подготовить примеры основных типов игры.

Литература:

  1. Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.
  2. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога.-2-е изд., дораб. - М.: "Просвещение", "Учебная литература", 1996.
  3. Прощицкая Е.Н. Практикум по выбору профессии: Учеб. пособие для 8-11 кл. общеобразоват. Учреждений.-М.: Просвещение, 1995
  4. Пряжников Н.С. Профориетрация в школе: игры, упражнения, опросники (8-11 классы).- М .: ВАКО, 2005.
  5. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В2 кн.-М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001.
  6. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие.Тренинг готовности к экзаменам (9-11 класс): Практическое руководство для классных руководителей и школьных психологов/ Под науч. ред. Л.А. Обуховой.- М.:ВАКО, 2005.
  7. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб.-метод. пособие. - М.: Глобус, 2006.