Использование сооржений из снега и льда в общей системе физкультурной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Зима - прекрасное время года для развития и закрепления основных движений у детей с использованием нестандартного оборудования, подаренного дошкольникам природой.

Ежегодно четыре группы воспитанников муниципального дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка – детский сад № 139» города Магнитогорска Челябинской области отправляются на встречу с зимой в середине января месяца в уникальный загородный оздоровительный центр «Горный ручеёк». Значительную часть пребывания детей на даче отводится организации зимних прогулок, которые совместными стараниями и взрослых и детей становятся временем познания, приключений, активной двигательной деятельности.

Повышению эффективности физкультурной деятельности детей на свежем воздухе способствуют зимние постройки из снега и льда. Проектирование физкультурно-игровой среды зимнего участка начинается задолго по поездки детей на дачу. В совместной деятельности дошкольников с взрослыми (педагогами, родителями) рисуются, лепятся варианты оформления участка. Элементы оформления должны соответствовать определённым требованиям – быть сюжетными, их конструкция и расположение в пространстве должны быть удобны для организации двигательной деятельности и многофункциональными – их использование должно одновременно решать несколько задач физического воспитания. Организующим звеном в данной работе выступает младший воспитатель нашей группы Калугина О.Б. Она и основной проектировщик, и скульптор, и художник-оформитель.            

Выбор игрового персонажа, который по зиме облекается в снег, обусловлен символом наступающего года, содержанием любимых детьми произведений детской художественной литературы, анимационного фильма, обликом дорогих сердцу игрушек.

В процесс постройки сооружений широко привлекаются дети. Вмести с воспитателем, учителем-логопедом, младшим воспитателем дети сгребают снег, собирают его в ведро с водой для получения снежного «теста», катают снежные шары-основы для сооружения, замораживают льдинки для украшения фигур.

Выполнение трудовых операций тесно связано с организацией опытно-экспериментальной деятельности. В процессе практических действий (подкрашивание воды, замораживание цветных льдинок, лепки из снега и др.) дети знакомятся со свойствами воды и её производных - снега, льда, пара. Отражение трудовых действий в слове способствует развитию и обогащению детского словаря, связной речи. А выражение детских эмоций в продуктах детского творчества – рисунке, аппликации, лепке надолго запечатлевают в памяти детей интересные эпизоды детской жизни на даче, тренируют социально-адаптационные механизмы детей с особыми образовательными потребностями.

Образный характер игровых построек, их эстетическое оформление способствуют организации содержательной двигательной деятельности детей, тренировке терморегуляционных процессов детского организма, выступает профилактическим средством утомления через организацию оптимальных для каждого ребёнка физических нагрузок.

Опыт использования сооружений из снега и льда в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми убедил нас в комплексном их использовании для развития и совершенствования качества выполнения основных движений и физических качеств:

  • поделки «Цветок», «Лебеди», «Петух», «Щелкунчик», «Краб», «Лягушка» используются для метания в вертикальные и горизонтальные цели разными способами;
  • поделки «Три поросёнка», «Курочка Ряба», «Семейство щенят», «Гусеничка»- для развития чувства равновесия, преодоления препятствий;
  • выступающие и приподнятые части тела построек «Зайка», «Кит», «Мышиный король» - для набрасывания колец, скольжения и скатывания;
  • постройки «Чебурашка», «Крокодил Гена», «Лиса и Колобок», «Снегурочка», «Том и Джери» как скульптуры малой формы выступают в качестве оформления прогулочной площадки, объектами образовательной работы с детьми по воспроизведению в памяти детей содержания сказок с участием указанных персонажей и организации активной речевой практики детей;
  • особо любимы и востребованы детьми разновысотные горки, скатываться с которых дети тренируются разными способами – стоя, сидя, присев, вперёд лицом или спиной;
  • царство мальчишек – это мини-поле для организации хоккейных турниров, где они показывают мастерство владения клюшкой и шайбой.

Творчество педагогов и детей, спортивные достижения дошколят отмечены многочисленными грамотами, дипломами, вымпелами. Системная работа по оздоровлению детей в условиях загородного оздоровительного центра «Горный ручеёк» способствует снижению показателей детской простудной заболеваемости детей нашей группы и детского сада в целом.

Известный пропагандист физической культуры профессор И.М. Саркизов-Серазини отмечал: «…Люди, не боящиеся морозного дня, подвергают своё тело влиянию различных упражнений, связанных с тем или иным видом спорта, особенно чувствуют на себе оздоравливающее влияние воздуха … ».