Урок русского языка во 2-м классе "Алфавит. Большая буква в именах собственных".

Разделы: Начальная школа


Тема: «Алфавит. Большая буква в именах собственных»

Цель: способствовать развитию личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «русский язык».

Задачи:

  1. Способствовать развитию у детей интереса к изучению родного края.
  2. Совершенствовать умение правильно произносить слова и термины, используемые в речи.
  3. Закрепить полученные знания об алфавите и правописании имен собственных через различные упражнения на уроке.

1. Минутка чистописания.

Томь, Мрассу, Уса, Бельсу, Чеболсу.

Что общего  у этих слов? Чем они отличаются?  Какое слово лишнее и почему?
Выделите изученные орфограммы.

2. Вводная беседа.

- Ребята, в какой части Западной Сибири мы с вами живем?
Да, вы правы, наш край расположен  на юго-востоке (показ по карте).
Много городов  на территории нашей области, но есть и главный город. Составьте «рассыпавшееся» слово и вы узнаете столицу Кузбасса

е  о  м  К  р  е  о  в

Запись в тетради: Кемерово - столица Кузбасса.

Какие города нашей Кемеровской области вы знаете? (таблица на доске или слайд на ИД)


                                                                                                                                
«Рисунок 1»

3. Постановка проблемы.

Чтобы много интересного узнать о городах Кемеровской области, можно прочитать книгу «Города Кузбасса», где подробно рассказано о каждом городе. (Показ книги).

- Но есть одна проблема, как в такой большой книге найти нужный город и информацию о нем?
- Что, ребята, необходимо знать? (Вы правы, алфавит)
- Почему  нам поможет знание алфавита?

4. Словарная работа.

Запишите слово алфавит, поставьте ударение, выделите безударные гласные. Придумайте предложение с новым словарным словом и самостоятельно запишите его.

Например: Петя учит алфавит.

5. Изучение новой темы.

- Что поможет нам ориентироваться  в справочнике о городах Кузбасса?
- Давайте вспомним, какие слова мы называем именами собственными?
- Что нужно помнить при записи имен собственных?
- Какое правило нужно помнить при записи названий городов?

Самостоятельная работа.
- Запишите названия городов Кемеровской области из таблицы в алфавитном порядке (самопроверка и самооценка по образцу на доске)

6. Закрепление изученного.

а)

-  Как называют жителей городов Кемеровской области?
- Запишите в тетрадь самостоятельно (фронтальная проверка).

Кемерово – кемеровчане;
Белово – беловчане;
Гурьевск  -
Ленинск-Кузнецкий -
Осинники –
Мыски –
Тайга –
Яшкино –
Междуреченск –
Тисуль -

б) Занимательный русский язык (краеведение).

1. Подчеркните название города, по имени которого названа наша область.

Новокузнецк
Кемерово
Москва
Новосибирск

2. Соедините стрелочкой современное название города со старым названием.

Кемерово                             Кузнецк
Новокузнецк                        Щегловск

3. Запишите и подчеркните города Кемеровской области:

Мариинск
Москва
Новосибирск
Новокузнецк
Белово
Белгород

7. Итог урока.

- С каким новым словарным словом познакомились на уроке?
- Какое правило, мы используем при записи имен собственных?

8. Домашнее задание.