Экологическая тропинка на территории дошкольного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками


Природа - удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка трудно переоценить. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.

Наш город Ханты-Мансийск, в котором мы живем, называют жемчужиной Югорского края. Природа Югры - сурова и прекрасна, в ней есть своя неповторимая красота и прелесть. Однако наши дети из-за суровой зимы ограничены в общении с объектами природы. Помочь накопить личный опыт экологически правильного взаимодействия с природой ближайшего окружения, безопасного как для ребенка, так и для самой природы, в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития - стало создание оздоровительной экологической тропинки на территории детского сада "Серебряные крылышки".

Цель: развитие экологического сознания ребенка-дошкольника.

Задачи:

  • Развитие познавательного интереса к миру природы.
  • Развитие осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность.
  • Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.
  • Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника.
  • Формирование умений и навыков наблюдений за объектами и явлениями природы.
  • Формирование навыков природоохранной деятельности, экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.
  • Развитие художественно-творческих способностей детей через участие в праздниках, фестивалях, творческих конкурсах экологической направленности.
  • Осуществление целостного подхода к оздоровлению детей средствами природы.
  • Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и развитие чувства эмпатии к объектам природы.
  • Повышение экологического сознания педагогов, родителей и воспитанников.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:

  • Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.
  • Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.
  • Познакомить с разными объектами живой природы и показать ее взаимосвязь с окружающим миром.
  • Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.
  • Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.
  • Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.
  • Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Этапы создания и оформления тропинки:

  • Детальное обследование территории детского сада и выделение наиболее интересных объектов.
  • Составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее объектов: общая, которая находиться в экологической комнате, и схемы в группах с учетом возраста детей.
  • Фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде паспорта.
  • Выбор вместе с детьми хозяина тропинки - Экоши.
  • Изготовление выносных знаков, обозначающих каждую точку.
  • Составление рекомендаций по работе с детьми на каждой точке.

Стоянка. "Тропинка тайн и загадок".

Цели:

  • Развивать умение работать с планом экологической тропинки.
  • Познакомить детей с хозяином тропинки - Экошей.
  • Формировать представление о нормах и правилах поведения в природе.
  • Учить детей проводить экскурсии на экологической тропинке.
  • Воспитывать доброе, заботливое и бережное отношение ко всему живому.
  • Показывать детям, что природа прекрасна во все времена года.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • Знакомство с хозяином тропинки Экошей.
  • Знакомство с картой-схемой экологической тропинки.
  • Знакомство с выносными знаками, обозначающими каждую точку.
  • Закрепление правил поведения в природе.

Стоянка. "Зеленая аптека"

Объекты для наблюдений: ромашка, подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха, крапива, календула, мята, чистотел, мелисса, лопух.

Цель: развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях и их целебных свойствах; о правилах их сбора, хранения и применения.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних, летних и осенних месяцев.
  • Рассматривание и сбор семян растений.
  • Труд на грядке: посадка новых растений, полив, прополка. Рыхление, подготовка грядки к зиме.
  • Беседы с детьми о целебных свойствах каждого растения.
  • Игры с детьми: "Мы растения", "Чем полезна", "Чей листочек", "Угадай чем лечить" и т.д.

Стоянка. "Деревья"

Объекты для наблюдений: береза, осина, рябина, тополь, верба, кедр, сосна, ель, лиственница.

Цели:

  • Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о деревьях.
  • Формировать представления о значении деревьев в жизни человека.
  • Воспитывать интерес к деревьям, желание узнавать, как они себя чувствуют и помогать им.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • Рассматривание и наблюдение за деревьями в разные времена года.
  • Сравнение их между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена и др.
  • Забота человека о деревьях.
  • Использование луп для наблюдений.
  • Проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование.
  • Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.
  • Связь с животными.

Игры с детьми: "Мы деревца", "Подари дереву подарок", "С какого дерева листок", "К названному дереву беги", "Следопыты", "Кто с кем дружит" и т.д.

Задания детям: "Нарисуй любимое дерево", "Собери семена и листья", "Сочини сказку о дереве", "Нарисуй любимое дерево в разные времена года", "Сделай книжку-малышку", "Придумай имя" и т.д.

Проведение выставки "Чудо-дерево".

Проведение праздников: "Праздник русской березки", "Ивушка плакучая", "Кедр - коренной сибиряк", "Птичья столовая" и др.

Стоянка. "Грибная полянка"

Объекты для наблюдений: белые грибы, маслята, подберезовики, поганки, мухоморы.

Цели:

  • Закреплять и обобщать знания детей о грибах.
  • Дать детям представление о правилах сбора грибов.
  • Формировать представление об их разнообразии, о том, что среди грибов есть не только съедобные, но и очень ядовитые.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • Наблюдение за грибницей в разное время года.
  • Беседы "Над землей и под землей", "Грибной дождь".
  • Связь с растительным и животным миром.
  • Беседа о полезных свойствах мухоморов для животных.
  • Рассматривание и сбор грибов.
  • Загадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок о грибах.

Игры с детьми: "В какой сказке я живу", "Кто с кем дружит?", "Слепая гусеница", "У медведя во бору", "Съедобные-несъедобные" и т.д.

Задания детям: "Нарисуй гриб", "Вылепи пень с грибами", "Придумай сказку о грибах"

Выставка работ из природного и бросового материала "Ты грибочек не зевай, а в лукошко полезай", "Грибное царство" и др.

Проведение праздников и развлечений: "Дары осени", "Советы старичка Лесовичка", "Мастерская Бабы Яги" и др.

Стоянка. "Муравьиный город"

Объекты для наблюдений: муравейник, муравьи.

Цели:

  • Дать детям элементарные представления о полезной деятельности муравьев и о том, какой вред лесу причиняют те, кто разоряет муравейники.
  • Объяснять, что строительство муравейника - это большой труд многих тысяч шестиногих созданий.
  • Воспитывать доброжелательное отношение к живым существам.
  • Разъяснять, почему нельзя разорять муравейники.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • Наблюдение за муравейником в разные времена года.
  • Связь с растительным и животным миром.
  • Беседа с детьми о полезных свойствах муравьиной кислоты.

Игры с детьми: "Мы муравьи", "Зима - лето", "Муравьиная ванна", "Фотограф".

Задания детям: "Нарисуй муравейник", "Сочини сказку", "Построй сам муравейник" и др.

Стоянка. "Ориентирование"

Цели:

  • Познакомить детей с компасом.
  • Формировать представление об ориентировании на карте и местности.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • Знакомство с компасом.
  • Вступительная беседа: "Как пользоваться компасом", "Стороны света".
  • Познакомить детей с природными ориентирами: солнце, звезды, мох на деревьях.
  • Исследование территории детского сада, определение сторон света по компасу и по природным ориентирам.

Задания:

  • Определить по компасу расположение различных объектов.
  • Предложить другие способы ориентирования.

Практикум:

  • Практическое занятие с компасом.
  • Обозначение ориентировки на местности.
  • Составление карты.

Стоянка. "Чудо-огород"

Объекты для наблюдений: капуста, картофель, томат, редис, свекла, морковь, репа, огурцы, горох, петрушка, укроп, лук, чеснок, перец, кабачок, подсолнух.

Цели:

  • Систематизировать и дополнить знания детей о культурных растениях, растительных сообществах.
  • Показать значимость овощных культур для развития, роста и здоровья человека.
  • Формировать умение ухаживать за растениями, выбирать способы ухода за ними.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • Посадка семян на рассаду.
  • Прогулка и наблюдение за появлением растений в весеннее время, ростом, цветением, рассматривание цветов, листьев, сравнение разных растений на протяжении весенних, летних и осенних месяцев.
  • Рассматривание и сбор семян растений.
  • Труд на грядке: посадка рассады растений, полив, прополка. Рыхление, подготовка грядки к зиме. Сбор урожая.
  • Беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов.

Игры с детьми: "Мы растения", "Чем полезна", "Чей листочек", "Угадай чем лечить".

Стоянка. "Удивительное рядом"

Цели:

  • Развивать у детей способность видеть многообразие мира в системе взаимосвязей и взаимозависимостей, накапливать собственный познавательный опыт с помощью наглядных средств (объектов природы, символов, условных заместителей, моделей).
  • Расширять поисково-познавательную деятельность путем включения детей в мыслительные, моделирующие, преобразующие действия в непосредственном контакте с естественными факторами природы.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • Организация экспериментальной и поисковой деятельности.
  • Беседы - обобщающие, эвристические, сопровождающие.
  • Обсуждение и проигрывание ситуаций.
  • Уроки доброты.
  • Логические задачи экологического содержания.
  • Экологические конкурсы и тренинги.
  • Обучающие ситуации с игровой мотивацией.
  • Чтение экологических сказок.
  • Изготовление природоохранных знаков и щитов.
  • Рисование на природе.

Стоянка. "Уголок нетронутой природы"

Объекты для наблюдений:

  • Участок хвойного леса.
  • Деревья: кедр, сосна, ель, рябина, осина.
  • Травянистые растения: мать-и-мачеха, крапива, земляника, злаки, подорожник.
  • Кустарники: шиповник и брусника.
  • Мхи на корнях деревьев и почве, под деревьями - грибы.
  • Полянка - открытое освещенное место, окруженное деревьями.
  • На полянке - полуразложившийся пень с насекомыми, кротовины. Муравейник.
  • На тропинке - плотно утрамбованная почва.
  • Дупло дятла. Гнездо белки. Кормушка для подкормки белок на кедре. Белки, птицы.

Цели:

  • Знакомство с экосистемой "Лес", взаимосвязями растений с окружающей средой (солнце - свет, вода, тепло, почва, животные и птицы).
  • Развивать у детей элементы экологического сознания: "Мы все нужны друг другу на свете".
  • Воспитывать эмоционально-положительное, бережное отношение к растительному и животному миру, научить видеть их красоту и неповторимость.
  • Оздоровление детей на свежем воздухе.

Рекомендации по организации работы с детьми:

  • Рассматривание и наблюдение за жизнью леса в разные времена года.
  • Прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе. Проведение эколого-оздоровительных походов.
  • Беседы с детьми о лесе, как о сообществе растений и животных, которые не могут жить друг без друга.
  • Сравнение разных видов деревьев между собой: ствол, ветки, листья, кора, цветы, плоды, семена и др.
  • Забота человека о лесе.
  • Разучивание с детьми пословиц, стихов и поговорок о лесе и его обитателях.
  • Использование луп для наблюдений.
  • Проведение исследований: дождемеры, измерение высоты, толщины деревьев, рисование.
  • Сенсорное развитие детей во время прогулок и наблюдений.
  • Беседы с детьми о полезных свойствах растений и их плодов.
  • Связь с миром животных, птиц, насекомых.

Игры с детьми: "Экологическая цепочка", "Мгновенная фотография", "С какого дерева листок", "Неприродная тропа", "Следопыты", "Кто с кем дружит", "Микропоход", "Звуки природы", "Жилище на коленях", "Окна Земли" и т.д.

Задания детям: "Нарисуй лес", "Собери семена и листья", "Сочини сказку о дереве", "Нарисуй любимое дерево в разные времена года", "Сделай книжку-малышку", "Придумай имя" и т.д.

Проведение выставки "Чудо лес", "Дары леса".

Проведение праздников и развлечений: "Сказки старого леса", "Встреча птиц", "В гостях у старичка Лесовичка", "Война грибов".

Проведение природоохранных акций "Чистый лес", "Уютный дом".

Мы хотим, чтобы каждый ребенок, пройдя по нашей тропинке, понял великую необыкновенность природы, которая незаметна в городской суете. Почувствовал в груди огонек желания защитить свою родную природу от неразумного обращения с ней.