Интегрированный урок (технология + чтение) по теме "Вышивание сказочных героев": Раздел "Работа с тканью"

Разделы: Технология, Начальная школа


Уроку предшествует подготовительная (домашняя) работа по переводу несложных рисунков для вышивки (Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3).

На изучение темы отводится 3 занятия по 1 учебному часу.

Урок ведут:

  • учитель начальных классов;
  • учитель технологии.

Тип урока: Урок – знакомство с новым материалом; закрепление знаний и умений.

Цель:

  • Обучающая – знакомство с одним из видов народного творчества – вышивкой, применением ее для украшения интерьера,
  • Развивающая – продолжать развивать мышление, самостоятельность, самоконтроль, способность проявлять творческий подход при выполнении заданий.
  • Воспитывать – познавательный интерес к предмету, культуру общения, эстетический вкус, аккуратность, трудолюбие, дисциплинированность, взаимопомощь.

Наглядные пособия: изделия, украшенные вышивкой (картины)

Технологические карты: рисунки для вышивки, простейшие швы, применяемые при выполнении вышивки.

Образцы: выполнение простейших швов.

Материалы, инструменты, оборудование: лоскутки х/б тканей для вышивки; ножницы, иглы ручные, английские булавки, нитки мулине; калька, копирка, линейка, мел портновский, электрический утюг.

Ход и содержание урока

1. Вводная часть

Приветствие. Отметка отсутствующих. Проверка готовности учащихся к уроку.
Проверка рабочего места.

2. Содержание урока

3. Вступительная беседа учителя начальных классов

– Ребята, любите ли Вы читать? Какие сказки вы знаете? Назовите свои любимые сказки?

Сказки читать очень интересно. В сказках происходят разные чудеса и приключения. Звери – лиса, волк, заяц, петушок умеют разговаривать. Сказка-это мудрость народа, его мечты и желания. Часто говорят: “ Сказка- ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок”. Как вы думаете, почему так говорят?

Есть сказки русские народные, а есть авторские. Какие сказки мы называем русскими народными? Русские народные сказки сочиняют и передают из поколения в поколение люди, а авторскую сказку сочиняет автор.

В этом году мы будем отмечать 90-летие со дня рождения Жданни Родари итальянского детского писателя. Жданни Родари родился 23 октября 1920года. Умер 14 апреля 1980 года. Джанни Родари был учителем начальной школы, он очень любил детей и писал для них стихи и сказки. В 1951 году выходит его первый стихотворный сборник “Книжка веселых стихов”. Он написал такие известные произведения “Чем пахнут ремесла”, “Запахи ремесел”, “Джельсомино в Стране Лгунов”, повесть-сказка “ Приключения Чиполлино” и много других интересных произведений. “Чиполлино- это мальчик- луковка. “Чиполла”- по-итальянски “лук”, проявляющий изобретательность и смелость в борьбе со злым кавалером Помидором и бароном Апельсином. Люди, звери, птицы помогают Чиполлино. В конце повести-сказки в Лимонном королевстве устанавливается Свободная Республика. (Во время рассказа учитель показывает иллюстрации из повести-сказки Чиполлино). Ребята, если Вас заинтересовала эта повесть – сказка, книгу для чтения Вы сможете взять в нашей школьной библиотеке.

4. Объяснения продолжает учитель технологии

– Сегодня на уроке мы начнем вышивать на ткани героев из повести- сказки Чиполлино (рис. 1, 2, 3). Закончив вышивать рисунки, Вы сможете оформить ваше изделие в рамку и украсить интерьер своего дома. Лучшие работы примут участие в конкурсе поделок. Для Вас ребята, мы заготовили переведенные рисунки уже на ткань, ваших любимых героев из сказки. (Раздаем переведенные заранее рисунки на ткани – приложение 1, 2, 3.)

Вам, ребята необходимо знать несколько правил при вышивании:

1. Для удобства вышивания необходимо заправить ткань в пяльцы. Для этого нужно поместить меньшее кольцо под центр ткани, положить сверху большее кольцо, нажать на него, чтобы ткань оказалась зажатой. Закрутить винт. Потянуть ткань по долевой и поперечной нитям. Следует помнить, что после каждого сеанса вышивания пяльцы снимают, чтобы ткань не деформировалась.

2. Отрезать часть ниток от мотка длиной около 90 см. Отделить от нее нужное количество ниток и вдеть их в игольное ушко. ( Во время объяснения нового материала учителя помогают справиться детям с заданием)

Давайте теперь рассмотрим инструкционную карту “Простейшие швы” рис.3 (Приложение 4) и образец стебельчатого шва (рис. 4)

Стебельчатый шов представляет собой сплошной ряд косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Выполняют его по намеченной линии слева направо. Каждый новый стежок начинают из середины предыдущего. Рабочая нить должна быть всегда с одной стороны шва. Все стежки должны быть одинаковой величины (на больших пяльцах показываю технологию вышивки). Прежде чем приступить к практической работе, необходимо знать правила техники безопасности.

5. Вводный инструктаж перед выполнением практической работы

  1. Быть внимательными при вышивании.
  2. Не оставлять иглы и булавки на рабочем столе. По окончании работы воткнуть их в подушечку.
  3. Не отрезать слишком длинную нить, т.к. она будет запутываться.
  4. Класть ножницы справа, с сомкнутыми лезвиями, направленными от себя.
  5. Передавать ножницы кольцами вперед и только сомкнутыми лезвиями.
  6. По окончании работы убрать свое рабочее место.

6. Практическая часть работы

Учащиеся индивидуально и самостоятельно выполняют практическую работу по вышивке рисунков. Во время практической работы звучат спокойные мелодии инструментальной музыки. Учитель в процессе работы детей контролирует степень понимания учащимися изучаемого материала, консультирует при необходимости.

7. Заключительный инструктаж

Учитель. Вижу, что знания, которые вы сегодня получили на уроке, помогли вам справиться с практической работой. Молодцы! На следующем уроке мы продолжим вышивать рисунки.

Учитель объявляет оценки за урок, учащиеся убирают свои рабочие места.

– Урок закончен. До свидания. Всего вам доброго. До встречи на следующей неделе.