Исследовательская работа по статистике и теории вероятности "Вероятность получения положительной оценки при сдаче ЕГЭ путем угадывания правильного ответа"

Разделы: Математика


«Вероятность математическая – это числовая характеристика степени возможности появления какого – либо определенного события в тех или иных определенных, могущих повторяться неограниченное число раз, условиях.»
А.Н. Колмогоров

Введение.

Единый государственный экзамен (ЭГЕ) – серьёзный шаг в жизни каждого выпускника, требующий и обдуманный выбор своего будущего, и обобщение знания по предмету, и умения организовать свою работу.

Экзаменационные работы по различным предметам имеют свои особенности, но во всех из них в части 1 даны задания с выбором ответа. И среди нерадивых учеников возник вопрос: «А нельзя ли выбрать наугад ответ и при этом получить положительную оценку за экзамен? » Ответить на этот вопрос можно путем проведения статистического эксперимента и с использованием элементов теории вероятности.

Основная часть.

Теория вероятностей – раздел математики, изучающий случайные события. Результат опыта или наблюдения называют событием. Пусть производится опыт в результате, которого может или не может произойти некоторое событие; такие события называют случайными событиями.

Для того чтобы получить положительную оценку на экзамене по математике в 2007 году достаточно было в 1 части правильно выполнить 7 заданий из предложенных 10. Каждое задание имело 4 варианта ответов, один из которых правильный.

Определить вероятность получения положительной оценки на экзамене можно по формуле Бернулли.

Схема Бернулли описывает эксперименты со случайным исходом, заключающиеся в следующем. Проводятся n последовательных независимых одинаковых экспериментов, в каждом из которых выделяется одно и тоже событие А, которое может наступить или не наступить в ходе эксперимента. Под независимыми понимаются такие эксперименты, в которых любые события, возникающие в разных экспериментах, являются независимыми в совокупности. Так как испытания одинаковы, то в любом из них событие А наступает с одинаковой вероятностью. Обозначим ее р = Р(А). Вероятность дополнительного события обозначим q. Тогда q = P(Ā) = 1-p. Наступление события A обычно называют успехом, а ненаступление – неудачей.

Формула Бернулли. Обозначим Pn(m) = P(событие A наступило m раз в n испытаниях). Тогда

Pn(m) = Cmpmqn-m.

Пусть событие А – это правильно выбранный ответ из четырех предложенных в одном задании первой части.

Вероятность события А определена как отношение числа случаев, благоприятствующих этому событию (т.е. правильно угаданный ответ, а таких случаев 1), к числу всех случаев (таких случаев 4). Тогда p=P(A)=1/4.

Вероятность дополнительного события q=P(Ā)=1-p=3/4.

Вероятность получения положительной оценки

P10(7)=C7p7q10-7

Cm=C7= 10•9…•5•4/7! =120

Pm=(1/4)7

qn-m=(3/4)10-7=(3/4)3

Pn(m)=120•(1/4)7•(3/4)3≈0,003

Следует всегда помнить следующие слова А.Н. Колмогорова: «Наше представление… было бы только иллюзией, если бы данные опыта не подтверждали правоту сделанных предположений… Наличие у события А при определенных условиях вероятности, равной Р, проявляется в том , что почти в каждой, достаточно длинной серии испытаний частота события А приблизительно равна Р»

Правильность полученных результатов проверили путем проведения статического эксперимента – предложили учащимся 10-11 классов наугад выбрать ответ в 1 части экзаменационной работы и получили следующие результаты.

класс кол.участ.   0     1     2     3     4     5     6   7 и более
10-А 11 1 5 3 1 1 0 0 0
10-Б 23 3 6 2 8 3 0 1 0
10-В 16 0 2 5 8 1 0 0 0
10-Г 19 0 0 6 2 8 3 0 0
11-А 19 1 4 2 6 4 2 0 0
11-Б 18 1 3 9 1 1 3 0 0
11-В 15 2 4 3 2 2 1 1 0
11-Г 4 1 0 2 1 0 0 0 0
всего 125 9 24 32 29 20 9 2 0

Из 125 участников эксперимента только двое угадали 6 правильных ответов, 7 правильных ответов не угадал никто.

Исход эксперимента подтвердил правильность полученных нами результатов.

Если в 2007 году вероятность была достаточно маленькой (3 из 1000), то в 2010 году эта вероятность сведена к нулю, так как при сдаче ЕГЭ по математике в новой демоверсии первая часть (задания с выбором ответа) отсутствует.

Заключение.

Проведя данное статистическое исследование можно сделать вывод, что только планомерная, вдумчивая и добросовестная учеба в школе позволит выпускнику хорошо подготовиться к участию в ЭГЕ и успешно решить судьбоносную проблему при переходе на более высокий уровень обучения в вуз.

Результаты данного исследования можно рекомендовать сообщить ученикам выпускных классов.

Презентация.