Заключительный урок по теме "Моделирование и формализация": игра "Инфо-cтарты"

Разделы: Информатика


Цели:

  • повторение и обобщение знаний, полученных при изучении темы;
  • воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности.
  • развитие мышления, познавательных интересов, навыков работы на компьютере, работы с электронными таблицами.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, проектор, песочные часы или секундомер.

План урока:

  1. Организация начала занятия (старт).
  2. Проверка выполнения домашнего задания (1 конкурс).
  3. Обобщение и систематизация знаний (2, 3, 4, 5 конкурсы).
  4. Контроль и самопроверка знаний (6 конкурс).
  5. Подведение итогов (финиш).

Ход урока

Старт. Здравствуйте дорогие участники и гости нашего небольшого мероприятия. Наш урок-соревнование сегодня проходит в виде игры "Инфо-СТАРТЫ" и посвящен теме "Моделирование и формализация". На стартовых дорожках две команды: __________ и __________. Уважаемые гости просим Вас исполнить роль жюри. Если перед началом конкурса система оценки не будет оговорена, конкурс будем оценивать по пятибалльной шкале.

 

Каждый этап урока сопровождается иллюстрацией на слайдах <Приложение1>.

Первый конкурс "Обязательная программа" - проверка домашнего задания: участники стартов подготовили:

  • эмблему команды, выполненную в графическом редакторе и описать ее значение в текстовом редакторе;
  • приветствие соперников и членов жюри - в произвольной форме.

Каждый этап оценивается отдельно (максимально за первый конкурс команда может набрать 10 баллов).

Второй конкурс "100 Мбайт с препятствиями"

Каждой команде в течение минуты я задаю вопросы, за правильный ответ 1 балл, если ответа нет, говорите "дальше", чем быстрее вы будете отвечать, тем больше очков вы сможете набрать. Кто из команд начнет первым решит жребий.

Вопросы для 1 команды:

  1. Процесс построения моделей называется: (моделированием)
  2. Можно ли разные объекты описать одной моделью? (Да)
  3. Модели, описывающие состояние системы в определенный момент времени, называются: (статические информационные модели)
  4. Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется : (формализацией).
  5. Информационная модель, состоящая из строк и столбцов, называется: (таблицей)
  6. Назовите программу, с помощью которой можно создавать описательные модели. (текстовый редактор)
  7. Схема электрической цепи является материальной или информационной моделью? (информационной)
  8. Что является материальной моделью Земли? (глобус)
  9. Какие пары объектов не находятся в отношении "объект - модель": "компьютер - его фотография" или "компьютер - его процессор"? (компьютер - его процессор)
  10. Как называются модели, в которых объекты распределены по уровням, каждый элемент более высокого уровня может состоять из нескольких элементов нижнего уровня, но не наоборот? (иерархические)

Вопросы для 2 команды:

  1. Новый объект, который отражает существенные особенности изучаемого объекта, явления или процесса называется :. (моделью).
  2. Может ли один объект иметь несколько моделей? (Да)
  3. Модели, описывающие процессы изменения и развития систем, называются: (динамическими информационными моделями)
  4. Описание модели при помощи формального языка называется : (формализацией)
  5. Модели, объекты и свойства которых представлены виде списки, а их значения размещаются в ячейках таблицы, называются: (табличными).
  6. Назовите программу, с помощью которой можно создавать графические модели. (графический редактор)
  7. Анатомический муляж является материальной или информационной моделью? (материальной)
  8. Назовите инструмент для компьютерного моделирования. (компьютер)
  9. Какие пары объектов находятся в отношении "объект - модель": "компьютер - данные" или "компьютер - его функциональная схема"? (компьютер - его функциональная схема)
  10. Как называется граф , предназначенный для отображения вложенности, подчиненности, наследования между объектами? (деревом)

Третий конкурс "Информационный фристайл"

Перед вами на столе лежат всевозможные модели (заранее подготовьте куклу, игрушечную машину, самолет; статьи об автомобиле, компьютере, самолете, хорошем человеке; технические характеристики автомобиля и танка в виде таблицы; приметы человека в виде таблицы; различные рисунки и фотографии, так, чтобы среди них были модели человека и автомобиля). У меня в руках два конверта, где написаны названия объектов (в одном конверте лежит надпись "человек", в другом - "автомобиль"), для которых вам необходимо выбрать модели и записать к какому классу они относятся, например, объекту "самолет" соответствует модель "макет самолета" - она относиться к классу "материальные объекты". Каждый участник подходит к столу и берет только одну модель, возвращается на место, тогда идет следующий, первый тем временем классифицирует свою модель в бланке:

П/п № Модель Класс модели
     
     
     
     
     
     

За каждую правильную модель 1 балл.

Четвертый конкурс "Фигурное рисование"

Цель конкурса совместными усилиями создать графическую модель ноутбука в раскрытом виде. Команды выстраиваются по росту перед доской (для каждой команды по половине доски и маркер или листу ватмана). Возле каждой части доски по емкости со свернутыми записками. Участники по очереди добегают до доски вытягивают наугад записку и рисуют то, что там написано.

Записки:

- "Монитор";

- "Клавиатура";

- "Тачпад";

- "Web-камера";

- "Кнопка питания";

- "Динамики";

- "Надпись "Ноутбук команды ___________ ".

Пятый конкурс "Гимнастика периферийных устройств". В конвертах лежат названия устройств. Требуется изобразить пантомимой устройство в момент работы, название, которого вы достанете из конверта. Число участников в пантомиме неограниченно. Команда соперников должна отгадать данное устройство.

В конвертах лежат листы со следующими названиями:

- мышь;

- принтер;

- сканер;

- графический планшет;

- колонки;

- модем.

Шестой конкурс "Excel-кёрлинг". В этом конкурсе вам предстоит большая работа по созданию и исследованию модели. Стартуют команды (включают программу <Приложение2>) по моему сигналу. Ваши задания лежат в этих конвертах. На финише у команд должен быть сохранен файл с исследованиями и обязательным выводом.

В конвертах лежат следующие задания:

1. Исследуйте преобразование графика функции y= 2(x+a)2+b при различных значениях a и b.

2. Исследуйте преобразование графика функции y= 3|x+a|+b при различных значениях a и b.

В программе участникам напоминают этапы создания и исследования компьютерной модели, а так же приводится пошаговая инструкция по выполнению задания.

Финиш. Итак, подведем итог наших Инфо-СТАРТОВ. Озвучиваются суммы набранных баллов за всю игру, называют победителей.