Бинарный урок "окружающий мир". "Природные зоны России. Обобщение. Образ природы в музыкальных произведениях"

Разделы: Начальная школа


Цель Систематизировать имеющиеся знания детей о природных зонах, расширить и углубить их.

Задачи:

  • Обобщить и проверить знания детей о природных зонах России, особенностях растительного и животного мира в связи с природной зоной;
  • Развивать внимание, логическое мышление, фантазию детей, умение определять музыкальные средства, передающие разнообразие природы;
  • Воспитывать коллективизм, познавательный интерес, умение получать удовольствие от узнавания знакомого.

Оборудование: карта “Природные зоны России”, карточки с изображениям животных, гербарий, слайды с изображением природных зон, тесты, звукозапись фрагмента симфонии П. Чайковского, народной песни “Ах ты, степь широкая”, “Весна” Свиридова, “Песня” Жаворонка” Глинки, “Благословляю вас, леса” Чайковского, портреты композиторов.

Ход урока

I. Мобилизующее начало

(Звучит фрагмент симфонии №4 П.И. Чайковского, дети входят и садятся за столы)

Учитель музыки:

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть природы храм -
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
                                (Смирнов)

– Как вы думаете, какому храму будет посвящен наш урок? (храму природы).

П. Введение в тему.

Учитель музыки: Чтобы увидеть и услышать красоту и разнообразие природы, мы с вами совершим путешествие по нашей необъятной Родине – России.

Огромные размеры страны не могли не отразится на ее природе. И сегодня мы с вами поговорим об особенностях природных зон России и образе природы в музыкальных произведениях. У нас в гостях корреспондент телепередачи “Окно в мир” Шлыкова Е.П.

III. Работа по теме урока.

1. Определение по характерным признакам природных зон.

Е. П. Здравствуйте, уважаемые гости! Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодняшний выпуск передачи “Окно в мир” по теме “Природные зоны России” поручено провести мне вместе с вами, учащимися 4 “А” класса, школы № 33. Нашей редакцией было внесено предложение разделить вас на микрогруппы, которые будут работать по какой-то одной зоне. А какой, вы должны будете определить сами.

а) Проекция слайда “Тундра” со словами:

Болотистая местность – прекрасное место для комаров и мошкары. Лето здесь короткое. Навещают этот край многочисленные птицы. Мхи и лишайники господствуют всюду.

б)

Едешь, едешь, ширь да небо,
Точно нет им края,
И стоит вверху над нами
Тишина немая.
Промелькнут перед глазами
Две-три старых ивы
И опять в траве волнами
Ветра переливы.

1) Звучит песня “Ах ты степь широкая”

Учитель музыки: Что вы представили, слушая эту песню? (Бескрайние степные просторы.)

– Как народ музыкой передал особенности степной зоны? (Широкий диапазон, распевы, динамика, слова.)

Слайд “Степь” со словами: (См. Приложение 1)

С приближением лета с каждым днем становится все жарче. Лучи горячего солнца выпивают последнюю воду из почвы и растений. Вот пронесся горячий суховей и нет уже цветов, нет яркой травы – пожелтела, выгорела

2) Русская песня всегда отражала окружающую жизнь, природу России, её
пейзажи. Мир русской песни – поля и степи, дубы и березы, весь просторный русский пейзаж.

в) Слайд “Арктические пустыни” со словами:

Полгода здесь день и полгода здесь ночь. Всюду снега и льды. Солнце даже летом почти не поднимается над горизонтом (Таблица)

Учитель музыки: В нём уникальное сочетание царства листвы, трав, цветов, ароматов, ягод, грибов, речек, озёр, насекомых, птиц, зверей (на фоне музыки Свиридова “Весна”).

Продолжить фразу “Нет ничего милее, бродить и думать здесь; излечит, обогреет, накормит русский (лес).

Какие звуки леса передал композитор в своём произведении? (шелест листвы, пение птиц).

Слайд “Лес” со словами:

Широко раскинулся на карте нашей Родины зеленый океан. Плещутся в этом огромном океане белоствольные березовые рощи, темные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таежные дебри. Его называют зелеными легкими нашей планеты

Слайд “Пустыни” со словами:

Здесь хорошей погодой считаются дождь и пасмурное небо. Растения почти не имеют листьев. Животные днём спасаются от жары в глубине песка, а охотятся ночью. Ветры наметают дюны и барханы из песка (пустыня табличка)

2. Географическое положение и климат природных зон.

Е. П. Наша передача идёт по рубрикам.

Итак, рубрика “Давайте познакомимся”.

Каждая группа должна охарактеризовать географическое положение и климат природной зоны (рассказы детей)

1. Животный и растительный мир.

Следующая рубрика “В мире животных”. Вам даны конверты с изображением животных. Необходимо выбрать представителей своей зоны и поселить на карту. Назвать недостающих.

Звучит фрагмент “Песня жаворонка”, Глинки

Учитель музыки: Какое произведение вы прослушали? Какими средствами музыкальной выразительности композитор изобразил эту невзрачную птичку? (Трели, высокие звуки, динамика.)

В какой природной зоне обитает этот певец? Как вы думаете, какие из прослушанных сегодня произведений точно отражают особенности нашего края – Оренбуржья?

2. Рубрика “Мир растений”.

На столе лежит гербарий. Ваша задача – найти растения своей зоны и назвать недостающие, коротко сказав об особенностях.

(Звучит фрагмент симфонии № 4 П.И. Чайковского)

Как вы думаете, почему именно сейчас звучало это произведение? (Тема Родины, народа, природы. Береза – символ России).

3. Рубрика “Я все знаю!”

Ваша задача – быстро ответить на вопросы теста, подчеркнув правильный ответ. Ребята. А где мы можем повстречать сразу несколько зон?

4. Рубрика “Береги природу!”

Вами отобран и оформлен материал о нетронутых человеческой деятельностью первозданных участков природных зон. О каких заповедниках вы узнали?

Немало животных и растений на грани исчезновения. В какой книге перечислены исчезающие виды животных и растений? (Красная книга).

Ее обложка красного цвета, и цвет этот выбран не случайно. Красный цвет – сигнал тревоги и опасности.

Назовите, каких животных и растения, внесенных в Красную книгу, вы знаете, и зону их обитания.

IV. Итог урока

Сегодня мы с вами создали общую картину природных зон России. Произведения каких композиторов звучали на уроке? Почему?

Природа – бесценный дар: все времена, все поколения несли ей свою благодарность. “Благословляю вас, леса!” – романс П.И. Чайковского на стихи А. Толстого звучит как гимн высшей любви, на которую способен человек -любви ко всему живому.

Звучит романс “Благословляю вас, леса”.

Передача “Окно в природу” заканчивает свою работу. В ней приняли участие Красильникова Наталья Леонидовна,— музыкальный редактор, технический редактор Чмерев Сергей Николаевич, кинорежиссер Шаповалов Владимир Павлович, передачу провела я, Шлыкова Екатерина Петровна, главный редактор передачи.

I ВАРИАНТ

1. Северное сияние – явление, характерное для природной зоны:

А) Пустынь
Б) Степей
В) Лесов
Г) Арктических пустынь

2. Густой хвойный лес называют

А) Смешанным
Б) Степью
В) Тайгой
Г) Тундрой

3. Места с довольно пышной растительностью в пустыне – это ..

А) Оазисы
Б) Миражи

4. “Многоэтажность” растений можно встретить в ... лесу

А) Широколиственном
Б) Тайге
В) Смешанном

5. Корни растений очень глубоко проникают в почву зон:

А) Степей
Б) Тундры
В) Пустынь
Г) Лесов

6. Огромное количество грызунов в зоне:

А) Степей
Б) Арктики
В) Лесов
Г) Пустынь

II ВАРИАНТ

1. Дождь зимой – явление, характерное для природной зоны

А) Пустынь
Б) Степей
В) Лесов
Г) Тундры

2. Теплолюбивые породы лиственных деревьев образуют леса:

А) Смешанные
Б) Лиственные

3. Богатые перегноем почвы находятся в зоне

А) Лесов
Б) Пустынь
В) Степей
Г) Арктики

4. Стволы растений приземистые и стелющиеся в зоне:

А) Тундры
Б) Лесов
В) Арктики
Г) Пустынь

5. Листья растений часто похожи на колючки в зоне:

А) Пустынь
Б) Арктики
В) Тундры
Г) Лесов

6. Животные ведут ночной образ жизни в зоне:

А) Лесов
Б) Пустынь
В) Степей
Г) Тундры