Работа с текстом на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Цель: создать условия учащимся для углубления знаний об употреблении тире между подлежащим и сказуемым, развить умение работать с разными видами текстов.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Объяснение нового материала

1) На столах лежат отпечатанные тексты (о случаях постановки тире между подлежащим и сказуемым)

– Прочитайте про себя
– Какова тема этого текста?

Это и будет темой нашего урока

– Сформулируйте цель урока

2) Работа с текстом

– Прочтите вслух
– Каков стиль этого текста?
– Докажите.

Работа в группах по 4-5 человек на листочках, заранее приготовленных учителем

Что знаю Что узнал Что хотелось бы узнать
     
     
     
     

На работу даётся около 10 минут

– Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире?

По ходу ответов учащихся в тетрадях и на доске заполняется таблица (1 колонка)

Ставится тире Тире не ставится
   
   
   
   

– Что ещё хотелось бы узнать? (Всегда ли ставится тире?)

2) Заранее подготовленный ученик рассказывает о тех случаях, когда между подлежащим и сказуемым тире не ставится, обязательно с примерами)

Заполняется 2 колонка.

Вывод:

– В каких случаях между подлежащим и сказуемым ставится тире?
– Когда тире не ставится?

3. Закрепление полученных знаний

1) Запись предложений с объяснением

Чтение – вот лучшее учение. Хорошая книга- праздник. Читать- это не только узнавать факты. Читать- значит вырабатывать вкус, постигая прекрасное. Ласковое слово что весенний день. Говорить о роли книги в жизни каждого из нас- значит говорить о том, что помогает нам быть умнее, добрее. Книга- это духовное завещание одного поколения другому.

– Подчеркнуть грамматические основы, объяснить постановку тире.
– На какую тему подобраны высказывания?

2) Учитель: Предложения, в которых встречается тире между подлежащим и сказуемым, очень часто выполняют особую роль в тексте: они могут начинать текст, абзац, являясь зачинами (это характерно для текстов научного, публицистического стилей). Особенность употребления таких предложений в речи состоит в том, что они помогают очень чётко сформулировать тезис, основную мысль, вывод. Именно поэтому такие предложения уместно использовать в сочинениях- рассуждениях. (Повесть “Капитанская дочка”- одно из замечательных произведений А.С.Пушкина.)

3) Работа с текстом

Диво дивное

Удивительное это дело – книга. Вот подлинно уж диво дивное… За всю свою сознательную историю человечество не придумало ничего более поразительного, чем книга.

Подумайте сами, друзья… Ведь книга – это самое быстролётное из творений, созданных человеческим умом. Ничто на свете не сможет угнаться за человеческой мыслью.

Хорошая книга – это неиссякаемый сосуд, заполненный человеческими мыслями, знаниями, чувствами. И каждый может насытиться радостью, которую даёт книга.

Книжка- это чудесная машина времени. То она перенесёт тебя куда- то в прошлое, то вдруг ты с ней перелетаешь в даль будущего. Умная, хорошая книга – это верный, добрый, мудрый друг и советчик твой сегодня. Она поможет понять многое в жизни лучше и точнее.

Хорошая книга – это дверь, которая раскрывается перед тобой, впуская тебя в новый уголок жизни.

– Найдите тезис, доказательства, вывод.
– Расставьте и объясните знаки препинания.

– Выпишите предложения с тире между подлежащим и сказуемым

Вывод

Закончите предложение

– Сегодня на уроке я…

Дома:

1) Упражнение 153 (по заданию)
2) Написать грамматическую сказку “Ох! Уж это тире…”

(на выбор)