Урок ИЗО с использованием компьютерной техники. Тема: "Выразительные возможности натюрморта".

Разделы: МХК и ИЗО


Тип урока: урок-обобщение

Цели:

  • расширить знания о натюрморте (импрессионизм, реализм, сюрреализм);
  • совершенствовать навыки композиционного построения предметов в натюрморте;
  • развивать творческие способности, изобразительные навыки;
  • совершенствовать умения работать в команде.

Оборудование: набор из различных предметов, раздаточный материал (варианты композиций, задания группам, последовательность изображения натюрморта), картины художников.

Краски, карандаши, клей, ножницы, цветная бумага, альбом, открытки.

Словарь: натюрморт, блик, тень, графика.

Ход урока

I. Организационный момент.

Приветствие.

Проверка готовности рабочих мест. Правила техники безопасности.

II. Введение в тему урока.

1. Звучит песня из мультфильма “Пластилиновая ворона”.

- У нас не урок музыки, а почему мы прослушали эту песню?

Поётся о жанрах ИЗО
- О каких жанрах ИЗО говорится в песне? О пейзаже, натюрморте, портрете.
- Какой жанр нам позволяет овладеть первоначальными навыками рисования? натюрморт
- Почему? Художник изображает неподвижные предметы.
- Что же такое “натюрморт”? Изображение неживых предметов.

- Сегодня у нас заключительный урок по этой теме.

2. Целеполагание.

- Мы с вами обобщим и систематизируем знания о натюрморте, повторим композиционные основы построения натюрморта, выполним практическую работу.

- Что мы должны успеть на уроке? Повторить, порисовать, проанализировать, закрепить.
  1. Мотивация.

- А почему очень важно уметь передавать очертания предметов? Геометрия, архитектура,

- Где эти знания могут понадобиться? Сервировка стола…

III. Закрепление материала.

  1. Разминка “Найди ошибку в композиции”.

(работа в группах, рекомендации по организации работы)

- Пододвиньте к себе раздаточный материал, где изображены варианты написания натюрморта.

Где вы видите в изображении ошибку и почему? (Рисунок 1)

На 2-м и 3-м рисунке, т. к. сзади стоящие предметы не могут выступать вперёд. Лимон не прозрачен

2. Работа в группах (задания поискового характера)

Выбрать из имеющихся на столе наборе случайных предметов три и составить композицию, придумать своей композиции название.

Обосновать, почему эти предметы выбраны.

Как они по цвету, размеру сочетаются.

- Почему некоторые композиции необходимо уравновешивать? Чтобы не было пустот в рисунке, а также для соотнесения цветов.
- Что же такое композиция? Это правильное расположение предметов в рисунке.

3. Просмотр картин мастеров (слайд-шоу)

- Что понравилось?

  • Что запомнилось?

Алгоритм анализа произведения.

  1. определить жанр (отличительные признаки)
  2. композиционное построение
  3. какие цвета применил художник? Что особенно понравилось?
  4. какие эмоции и чувства вызывает произведение мастера?

IV. Практическая работа (Дифференциация)

Советы для работающих в группе.

1. Не соревнуемся, а сотрудничаем!

2. Командиров нет!

3. Нет “спящих”; каждый выполняет свою работу.

4. Ответственность несут все.

5. Работаем с удовольствием.

6. Все дружно! Все вместе!

- Попробуйте создать такой натюрморт, чтобы он отражал ваши чувства и переживания.

Работа в группах.

1 гр. – выполнить графический рисунок (сильные дети). В помощь образец натюрморта с наложением теней.

2 гр.- выполнить графический натюрморт в технике монотипия.

Монотипия выполняется так: покрой густой краской лист бумаги (или пластмассовую пластинку), положи на него ещё лист бумаги нарисуй на нём сверху карандашом линейный рисунок. Прогладь его пальцами или боком ладони там, где это имеет смысл, с разной силой нажима. Теперь аккуратно сними листок с отпечатком натюрморта. Эта техника требует умения экспериментировать.

3 гр. – натюрморт в технике “Аппликация”

4 гр. - натюрморт живописный красками (выполняют дети, хорошо владеющие кистью и красками)

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

  1. контроль организации рабочего места;
  2. контроль правильности выполнения приёмов работы;
  3. оказание помощи учащимся, испытывающим затруднение.
  4. Контроль объёма и качества выполненной работы.

Выставка и анализ работ.

VI. Контроль знаний.

Игра “Лото”. Детям раздаются карточки с терминами по ИЗО, зачитываются правильные формулировки. Ребята поднимают руки и вкладывают карточку с ответом в нужный карман.

VII. Итог урока.

- Вернёмся к нашим целям. Мы должны были успеть за урок:

- закрепить материал (игра “Лото”, “Найди ошибку”)

- практически поработать (натюрморты в различных техниках)

- Целей мы достигли!

Рефлексия.

- Давайте оценим наше настроение после совместной деятельности.

(на столах разноцветные кружочки)

Если:

- настроение приподнялось, и вам было приятно общаться – поднимите красный

- настроение осталось прежним - зелёный

- настроение испортилось - коричневый

Из опыта работы по организации проектной деятельности учащихся с использованием компьютерных средств.

Как отмечают разработчики программы модернизации, многие ученые, практики, в качестве движущей силы модернизации всех образовательных процессов рассматривают развитие инновационных подходов к организации обучения (инновационное образование) на основе широкого и активного использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ).

В декабре прошлого года всей школой мы готовили большой проект “И помнит мир спасённый”, посвящённый 65-летию Сталинградской битвы. Он состоял из многих составляющих его проектов.

  1. Подготовка проекта – организационно сложная форма работы, требующая серьёзной подготовки. Для координации действий очень удобно использовать циклограмму необходимых мероприятий.

Циклограмма проведения проекта

Мероприятие

Срок

Исполнители

Контроль

1. Заседание научного общества школы: определение общей направленности и особенностей проведения проектной деятельности.

Последняя неделя ноября

Члены научного общества

Зам. директора по научно – методической работе.

Завуч по УВР,

Завуч по ВР.

2. Определение тем проектов.

29 ноября

Учителя школы

Зам. директора по науке

3.Первичное формирование проектных групп

1 декабря

Учителя истории, ИЗО, иностранного языка,

географии, классные руководители

Зам. дир. по ВР

4. Подготовка деятельностных карт проектов, их согласование и утверждение.

2 – 5 декабря

Учителя – руководители проектов

Зам. дир. по УВР

Зам. дир. по науке

5. Утверждении состава проектных групп, планируемых форм презентации.

5 декабря

Учителя – руководители проектов

Зам. дир. по ВР.

6. Совет по утверждению Правил внутреннего распорядка в ходе проектной деятельности (расписание, распределение кабинетов, проведение экскурсий, работа в кабинете информатике и т. д.)

6 декабря

1–я половина дня

Завучи школы

директор

7. Составление графика работы проектных групп в компьютерном классе.

6 декабря

2-я пол. дня

Завуч по УВР, учитель информатики

 

8. Организация проектной деятельности

С 8 по 20 декабря

учителя – руководители проектов, проектные группы, учителя - консультанты

Завуч по науке

9. Предварительный просмотр презентаций проектов.

22 – 23 декабря

Проектные группы, учителя – руководители

Завуч по науке

10. Представление проектов на районной конференции.

26 декабря

Проектные группы

жюри

Наша практика показала, что этот этап очень важен, так как, если не скоординировать этапы работы всей школы и не согласовать действия групп с администрацией, то это может быть чревато срывом всей проектной деятельности.

2. В соответствии с ранее высказанным тезисом о том, что проект должен отталкиваться от интересной и актуальной задачи, я попыталась предложить тему проекта. Удачно выбранная тема будет служить сильной мотивационной основой для работы учеников. Если же тема оставит школьников равнодушными, если они почувствуют формализм и "обязаловку", то работа вряд ли получится, и мир компьютерных технологий для них останется закрытым, возможно, на долгое время.

Были задействованы учащиеся 8-х классов. Сроки проекта как раз совпадали с темой по ИЗО “Архитектура – композиционная организация пространства”.

Дети заинтересовались темой “Города - побратимы Волгограда”. Данная тема требовала, конечно же, умений и навыков работы с компьютером и сети Интернет.

  1. Был предложен определенный алгоритм проектной деятельности:
  1.    Определите тему проекта.
  2.    Определите помощников и консультантов своего проекта.
  3.    Определите проблему проекта.
  4. Найдите, предложите и обсудите пути решения данной проблемы.
  5. Определите и оформите конечный результат работы.
  6.     Защитите проект перед другими группами.
  7.    Примите участие в обсуждении проектов других групп.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся в течение определенного отрезка времени, но ребятам необходимы консультации или хотя бы какие – то ориентиры, которые их направят в нужное русло. Поэтому за помощью мы обратились к учителям иностранного языка и к истории легендарного Волгограда – Сталинграда. Конечно же, возникла необходимость научиться работать в сети Интернет.

4. Таким образом, определилась деятельностная карта проекта.

1.Собрать информацию о послевоенном Сталинграде.

2.Научиться работать в сети Интернет.

3. Поиск городов – побратимов.

4. Поиск материалов по каждому городу.

5. Научиться работать со сканером и принтером.

6. Поиск и распечатка фотографий каждого города.

7. Определить достопримечательности городов.

8. Оформление экспозиции.

9. Подготовка и презентация

5. Этот проект мы определили как информационный, региональный, краткосрочный.

Цели и задачи проектной деятельности:

Как учитель – организатор проектной деятельности я ставлю следующие цели, обусловленные общими принципами развивающего образования:

1.   Обеспечить условия для инновационного режима развития учащихся на основе проектной деятельности.

2.  Создание условий для развития творческой личности, её самореализации и самоопределения.

3. познакомить учащихся с архитектурными достопримечательностями городов.

Спланированные мероприятия трудно было уложить в рамки урочной деятельности. Необходимо было гораздо больше времени, которое компенсировалось за счёт кружковой работы.

В качестве начального шага учащимся было предложено выполнить индивидуальный проект по теме. Мы начали с первого этапа – поиска информации о городе – герое. Ученики должны понимать общую идею проекта, представлять себе его структуру, знать о работах, которые выполняют их товарищи. В процессе работы ученикам предстояло решать новые задачи, возникающие в коллективных проектах - установление взаимодействия с соседними группами. Они должны выбрать удобную для всех структуру, договориться о правилах именования объектов, продумать способы организации связей между частями проекта и т.д.

Дети изыскали огромное количество информации о Сталинграде: фотографии; открытки, рисунки; стихи; книги; сувениры; исторические документы; газетные статьи и многое другое.

6. На следующем этапе предстояло научиться работе с сетью Интернет (обучить тех, кто этими навыками не владел) с целью поиска городов - побратимов и ознакомлением с их достопримечательностями.

В этом нам помогал учитель информатики на уроках и во внеурочной деятельности. В результате дети приобрели необходимые навыки работы с компьютером. Они помогли в поиске необходимой информации. Были найдены:

1. города – побратимы Волгограда;

2. информация о них;

3. исторические данные;

4. фотографии достопримечательностей;

5. описание архитектурных памятников.

В процессе работы над проектом у школьников возникли разные интересные идеи:

1. помещение на сайте многоплановой информации о школьном проекте; на сайте могут быть размещены фотографии городов и школьников, участвующих в подготовке и поиске информации;

2. создание своей Web-страницы и размещение её в Интернете с предложением переписки с городами – побратимами.

7. Презентация продукта проекта была представлена в виде выставки ламинированных фотографий и выступления учеников с информацией о городах, исторических данных, связанных с событиями военного и послевоенного времени.