Пейзажи Японии

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи:

  1. Описание традиций других народов. Традиции Японии. Знакомство с изображениями пагоды, сакуры.
  2. Обучение передачи настроения в работе, цветовому решению, композиции.
  3. Познание через культуру других народов культуры своей страны.
  4. Развитие творческой активности, фантазии, воображения, чувства цвета, композиции, ритма, изобразительных навыков, самостоятельности творчества.

Оборудование:

  1. Для бумажной пластики: цветная бумага (розовая, голубая, белая), ножницы, двусторонний скотч.
  2. Для живописной работы: гуашь, кисти, вода, акварельная бумага (формат А3).

Зрительный ряд: оформление доски – большая ветка дерева без листьев; стихотворения, напечатанные на бумаге формата А-4; выставочные живописные работы учеников; мультимедийное оборудование.

Литературный ряд: японская поэзия.

Музыкальный ряд: музыка Японии.

Ход урока

Учитель:

Мы продолжаем путешествовать по странам. И сегодня мы обратимся туда, где зарождается день. Отправимся в Страну восходящего солнца.

Презентация (демонстрация слайдов при помощи мультимедийного оборудования).

Ученики– помощники (текстовая информация передается заранее закрепленным ученикам):

Ученик 1 Легенда гласит:

Со дна океана поднялись высокие горы. Такие высокие, что их вершины выступили над водой и образовали цепь островов. С течением времени на этих островах поселились люди. Говорят, что их призвала Аматерасу – лучезарная богиня Солнца. Люди прозвали свою страну Ямато, что переводится как “Путь гор”. А сегодня все называют эту страну Япония [2].

Ученик 2 Еще в древности у японцев возникло умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни. В школе есть даже такой особый предмет – искусство любования. Там учат: … всмотреться в некрасивое – и увидеть красивое; всматриваться в малое – и видеть великое! [1].
Ученик 3 Обычаи традиционных праздников соблюдают все жители Японии. Самый любимый – это праздник цветения вишни – сакуры.

Он наступает, когда приходит долгожданная пора весеннего пробуждения. Розовые, голубые и белые соцветия превращают деревья в благоуханные облака. [3].

Демонстрация слайдов.

 
Рис. 1  Рис. 2  

Рис. 3

Учитель. Ребята, сегодня в Японии начала цвести сакура. Сакура – это японская вишня. Существует много видов вишни, отличающихся друг от друга формой соцветий и оттенками.

Давайте сравним деревья в России и Японии.

В России – высокие березы, в Японии – низкорослые деревья. Как вы думаете, почему?

Так как Япония – островное государство, в нем присутствует каменистая почва, и бушуют сильные ветра. Поэтому деревья – раскидистые и приземистые.

Смотрите, у нас тоже есть ветка, и сейчас мы превратим ее в цветущую сакуру.

Мы создадим из бумаги цветки и прикрепим к нашей ветке.

Педагогический рисунок 1
  1. Цветную бумагу складываем несколько раз.
  2. На сложенной бумаге рисуем цветок.
  3. Вырезаем (правила по технике безопасности при работе с ножницами).
  4. Соединяем несколько цветов в одно соцветие.
  5. Прикрепляем двусторонний скотч к нашему цветку и крепим к ветке

Практическая работа (создание бумажных цветов).

Учитель. Сильные ветры и землетрясения бывают в Японии так часто, и это приходится учитывать при строительстве домов. Японские домики не имеют стен в нашем понимании.

Помните, как складываются из бревен стены избы?

А в Японии строят стены из легких сквозных конструкций, а также из передвижных ширм и панелей.

А из каких материалов строятся дома в нашем городе?

Здание японского храма – пагода – похоже на изящную легкую башню. Свою собственную кровлю имеет каждый этаж. Особенность этих крыш в том, что они имеют поднятые кверху концы. Как будто улыбаются.

А какие формы крыш вы знаете?

Демонстрация слайдов.

 
Рис. 4  Рис. 5  

Рис. 6

Учитель. Внутри домика тоже все просто. Почти нет мебели, зато есть ощущение простора. Отодвинув стенку – ширму, легко впустить ветки сада.

Сегодня на уроке мы изобразим с вами японский пейзаж. Старайтесь учесть то, чему учат нас японские художники: находить красивое в малом.

Педагогический рисунок 2
  1. Выбор формата (горизонтальный или вертикальный).
  2. Дальний план – горы или море.
  3. Передний план – пагода и сакура.

Живопись

  1. Небо – голубое (смешение красок).
  2. Земля – нежно-зеленая (оттенки).
  3. Дерево – коричневое.
  4. Цветы – белые, голубые, розовые.

Практическая работа (создание пейзажа Японии).

Во время работы детей звучит японская музыка.

Выставка и анализ работ.

По композиции – соразмерность деталей, заполняемость листа.

  1. Все работы выставляются у доски и анализируются:
  2. По цвету – применение знаний по цветоведению.
  3. Передача настроения художественно-выразительными методами.

Учитель. А сейчас, ребята, я прочитаю необычные стихи:

Весенний вдруг повеял ветерок
И разметал высокие сугробы,
И вот уж под окошком у меня
Цветут, благоухая, ветки сливы…

* * *

Прошлой весной
Лепестки облетели, но видишь
Вишни снова в цвету.
Ах, когда б и наша разлука
Оказалась цветам сродни!

* * *

Должно быть, друзья
Боятся, что снег не растаял,
Зайти не спешат,
А слива у хижины горной
Белеет не снегом – цветами.

Эти необычные стихи называются танка (японские пятистишия).

Эти стихи рассчитаны на ассоциации. Нет рифмы, и поэтому они нам непривычны для восприятия.

Практическая работа (объединение стихов с нарисованными работами).

Демонстрация слайдов.

Рис. 7  Рис. 8
 Рис. 9  Рис. 10

Итог урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы познакомились с историей, живописью, традициями Японии. Изобразили японский пейзаж с музыкальным сопровождением, послушали стихи. Даже ветка на доске превратилась в цветущую сакуру!

Что особенно понравилось на уроке (стихи, цветы, пейзажи, любоваться пейзажем)? Какое настроение у вас после этого урока?

Список литературы:

  1. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. ЗАО Издательский дом “Аванта +”. 1997 г.
  2. Л.А. Неменская. Каждый народ художник. Москва. Просвещение 2000 г.
  3. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Страны и народы. ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, г. Назрань, 1997 г.
  4. В. Овчинников. Сакура и дуб. – М.: Дрофа, 2003 г.
  5. Интернет.