Урок по истории Древнего мира в 5-м классе по теме "Ассирийская держава"

Разделы: История и обществознание


Тема: "Ассирийская держава"
Цель: 

  • подвести учащихся к осознанию связи между началом обработки железа и возникновением военной державы – Ассирии;
  • продолжить работу по формированию у учащихся навыков работы с текстом учебника, выделения главного; картографических навыков;
  • добиться понимания учащимися того, что проявление жестокости неприемлемо в отношениях между людьми;
  • формировать отрицательное отношение к любому проявлению грубости, жестокости, насилия.

Понятия и термины:    держава, конница

Оборудование: карта «Древний Восток», в атласах учащихся – «Ассирийская держава»,  раздаточный иллюстративный материал, карточки 1, 2-го уровней

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

На доске:   тема урока, слова:   Ассирия, ассирийцы, конница, держава, Ниневия, Ашшурбанапал, около Х века, Мидийцы, 612 г. до н.э.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний уч-ся.

Беседа: 

Когда человек впервые научился обрабатывать металл?
Назовите первый металл, из которого люди научились изготавливать орудия труда.

Учитель

Меди в природе гораздо меньше, чем железа. Почему в таком случае люди научились обрабатывать
медь около 9 тысяч лет назад, а железо намного позже?
Дело в том, что медь не ржавеет и встречается в виде слитков. А железо в виде самородков не встречается, оно ржавеет: (про гвоздь в земле – окисление = ржавчина). Тысячи лет люди ходили по рыже-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно добыть вещество, намного более твердое, чем медь (железо – небесный камень).

Добывать железо из руды впервые научились жители Западной Азии. Произошло это около Х века до н.э.  Это было величайшее событие, без которого невозможно представить все стороны нашей жизни, достижения современной цивилизации.

Задание. 

Вспомните, какими  двумя важными ценными для земледелия свойствами обладали почвы по берегам Тигра и Евфрата?
(плодородие, мягкость)

Какие изменения произойдут в земледелии, связанные с началом обработки железа?

Работа уч-ся с книгой, с. 82, пункт 1, абзац 2, чтение. Запись логической цепи с доски, приготовиться рассказать

На доске:  

плавление железа – специальные печи, навыки литейщиков, но железная руда – дешевле – железные орудия труда – твердые почвы – земледелие в горных районах – в 1-ом тысячелетии до н.э. – железное оружие – большие армии.

Учитель. 

Итак, начало обработки железа приводит не только к изменениям в земледелии, но и к вооружению армий железным оружием. Первой такой армией становится армия Ассирии.

Работа с картой.   

В верхнем течении Тигра находится страна Ассирия. Местность эта - горы и предгорья, где встречается железная руда. Ассирийцы занимались охотой и скотоводством, суровый образ жизни закалил их. В VIII веке до н.э. их армия становится самой сильной, а Ассирия – державой.

3. Изучение нового материала.

Сообщение темы и задач урока.
Какое слово вам незнакомо?
Как вы думаете, что оно означает?

Работа с понятием.  Держава – большое сильное государство. Что же способствовало усилению Ассирии?

1. Ассирийское войско.

Работа с раздаточным иллюстративным материалом  (Рисунки 1)
Рассмотрите внимательно и назовите оружие ассирийских войнов. Чем они были вооружены? (оружие из железа)
Какие новшества были введены для защиты война? (панцирь, шлем)

Это давало преимущество!

Какой род войск, известный вам, составлял часть армии? (колесницы, ударная сила)
Вспомните, когда в бою использовались колесницы. В Ассирии, впервые, появилась конница (преследование врага).
Подумайте, какими преимуществами обладал всадник перед боевой конницей?
Конница превращается в важный род войск (о стремени).

Чем вооружены всадники?

Каждый ассирийский войн имел кожаный мешок, который помогал ему переплавляться через реки. При взятии крепостей использовался таран – повозка на колесах с прикрепленным огромным бревном, конец которого был окован железом. Перед боем ассирийцы использовали разведку, имелся у них и флот. Армия состояла из отрядов 10-1000 человек, всего 120 тысяч войнов. Войны давали присягу.

 Вопрос:   Какими преимуществами обладала армия Ассирии? Почему она была сильной?

2. Завоевания ассирийских царей.

Работа с картой, с. 82 учебника.
Прочитайте легенду карты.
Какую информацию она содержит?
Какие страны были завоеваны ассирийцами?
Куда еще совершала походы ассирийская армия? (в Египет, Урарту)
Что означает красный цвет на карте?

В результате завоеваний образовалось огромное сильное государство – Ассирийская держава.

Цари Ассирии вели летописи военных походов.

Задание.

Обратимся к документу (с.83), чтение, беседа по вопросам к документу. Ассирийцы проявляли жестокость по отношению к завоеванным народам: сдирали с живых кожу, заливали в горло растопленное масло, сажали на кол. Недаром столицу Ассирии город Ниневию называли «логовищем львов» и «городом крови». Как вы думаете, почему ассирийцы были так жестоки по отношению к завоеванным народам?

Работа с рисунком на с. 85.

Внимательно рассмотри иллюстрацию.
Что на ней изображено?
Откуда возвращаются войны? Докажи.
Кто с кнутом стоит в колеснице?
Кто запряжен в нее?
Что испытывают эти люди в этот момент? (унижение, оскорбление, позор)
Как вы думаете, почему царь Ассирии так жестоко унизил царей завоеванных стран? (при этом он испытывал  свое могущество, величие, тщеславие)
Какие чувства испытывали эти люди по отношению к ассирийскому владыке? (ненависть)
Как вы думаете, почему мы изучаем историю войн Ассирии, массовых казней, невиданных жестокостей и ненависти к людям других стран? Имеем ли мы право судить за это ассирийцев? Какой урок мы можем с вами вынести из этого?

Жестокость порождает жестокость!

Может ли жестокость долго жить на земле? (Нет)

Учитель. В 612 году до н.э. вавилоняне и мидийцы разрушили и сожгли столицу Ниневию. Город был стерт с лица земли.

Как вы думаете, что означает это выражение?
Почему это произошло?
Жестокость не может долго существовать!
А сегодня, как часто мы сталкиваемся с грубостью, жестокостью людей друг к другу?
Как мы должны относиться к этому?

Терпимость к людям другой национальности, веры, убеждений, взглядов!

Ассирия прославилась не только жестокостью. Мы благодарны народу Ассирии за его вклад в мировую культуру.

Сообщение ученика о библиотеке царя Ашшурбанапала.

Ассирийская держава, основанная на жестокости погибла, а библиотека (добро) сохранилась!

4. Закрепление.

Работа уч-ся по карточкам (1,2 уровня)

Карточка №1

Выбери правильный ответ. Отметь его знаком +.

1. Самой сильной в VIII веке до н.э. была армия:

А) Египта
Б) Ассирии
В) Вавилона

2. Из какого металла было изготовлено оружие ассирийских войнов?

А) железо
Б) медь
В) бронза

3. Столицей Ассирии был город:

А) Вавилон
Б) Тир
В) Ниневия

4. В каком году была разрушена Ниневия?

А) 712г. до н.э.
Б) 612 г. до н.э.

Карточка №2

Впишите недостающие слова.

Столицу Ассирии, город _________, называли «логовищем львов», «городом крови».
В VIII веке до н.э. самой сильной в мире была армия царя государства ___________ .
Войны были вооружены мечами и топориками из твердого металла - ____________ .
Ниневия была захвачена и сожжена врагами в ______ году до н.э.
Однако библиотека царя А_-----------а  не погибла в огне.

5. Рефлексия.

6. Домашнее задание: п. 18 читать, учить даты.Сообщение о царе Кире.