Опыт использования метода проектной деятельности для организации личностноориентированного обучения в начальной школе

Разделы: Начальная школа


В последние годы в связи с модернизацией образования остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на личностную ориентацию содержания образования и его обновление, нормализацию учебной нагрузки учащихся, её индивидуализацию.

Начальная школа, являясь составной частью системы непрерывного образования, выполняет одну из главных задач - заложить потенциал обогащённого развития личности ребёнка.

Главная цель педагога - научить детей творчеству, воспитывать в каждом ребёнке самостоятельную личность, способную к саморазвитию и самореализации, .умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

С этой целью учитель должен организовать деятельность, помогающую каждому ученику обрести себя, а также создать условия для раскрытия его индивидуальности.

Проектная деятельность и является таким направлением личностно - ориентированного обучения, в ходе которого актуализируется и стимулируется познавательная деятельность учащихся, формируются определённые личностные качества , которые развиваются лишь в деятельности ( умение работать в коллективе, брать ответственность за выбор решения; умение анализировать результаты деятельности, ощущать себя членом команды и т.д.)

В первую очередь это относится к групповым проектам, когда работает небольшой коллектив и в процессе совместной деятельности появляется совместный продукт (результат) труда.

В ходе работы над проектом ко Дню матери группа учащихся 3-го класса оформила стенгазету. Заметки, рисунки, пожелания маме ученики выполняли от души. Выявилась группа детей - лидеров, которые и оформили окончательный вид стенгазеты. Дети работали дружно, учились подчинять свои интересы общему делу. В итоге мамы получили замечательный подарок, а ученики - опыт коллективной работы.

Проектная деятельность распространена в основном в старших классах, но целесообразно вводить основы данной деятельности в учебный процесс с начальной школы. Особенностью организации проектной деятельности в начальном звене школы является то, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие дети, просто уровень исследований будет иным.

При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Необходимо помнить о добровольности участия детей в проектной деятельности.

Для создания мотивации надо показывать младшим школьникам, что делать общее дело - это весело, интересно и познавательно. Радость сотрудничества в коллективе учащиеся должны понять, прочувствовать на собственном опыте.

Например, в 1 классе на уроке изобразительного искусства и художественного труда ученики изготовили гирлянды из осенних листьев. В конце урока один из учеников предложил соединить индивидуальные гирлянды в одну общую. Это и было первым опытом получения радости от совместной работы.

При выполнении своего первого в 1 классе проекта "Осенняя азбука" дети проявили неподдельный интерес к процессу работы: активно предлагали способы изготовления букв из различных материалов, но остановились на одном, единодушно признав наиболее приемлемым предложение сделать буквы из осенних листьев. Работая индивидуально, ученики выполняли общий, заранее обговорённый план работы. Ученики поняли, что вместе лучше реализовать задуманный план, а сотрудничество и товарищеская взаимопомощь при этом создают благоприятную эмоциональную атмосферу, оказывающую положительное влияние на развитие интереса к знаниям и продуктивность процесса познания.

Младших школьников надо учить совместной деятельности: разъяснять, как организовать работу, как наладить сотрудничество внутри группы учеников. Следует учитывать, что только личная заинтересованность ученика в получении результата, положительная мотивация решения проблемы проекта могут поддержать его самостоятельность.

Проектная деятельность позволяет педагогу организовать работу с различными группами учащихся со сменным составом. Это в определённой степени обозначает пути продвижения каждого ученика от более низкого к более высокому уровню обучения - от репродуктивного к творческому.

В работе над проектом обязательно соблюдаются определённые этапы деятельности учащихся. Каждый из них вносит свой вклад в формирование личностных качеств учеников.

1 этап. Подготовительный, или погружение в проект.

На этом этапе важным является погружение в проект: мотивация деятельности учащихся, определение темы, проблемы и целей. Тема проекта должна быть не только близка и интересна , но и доступна ученику. Своей позицией по отношению к проекту учитель даёт понять, что готов поддержать ребят в их деятельности. По времени этот этап осуществления проекта является самым коротким, но он очень важен для достижения ожидаемых результатов.

2 этап. Планирование и организация деятельности.

На этом этапе организуется деятельность школьников: определяются группы по направлениям деятельности, выделяются цели и задачи каждой группы, определяются роли каждого участника. Планируется работа групп: определяются источники информации, способы сбора и анализа информации, способы представления результатов деятельности (форма отчёта, вид презентации и т. д.).

3 этап. Исследование (осуществление деятельности)

На этом этапе происходит сбор информации, решение промежуточных задач. Основные инструменты, которыми пользуются учащиеся - это разные формы получения информации: опросы, наблюдения, эксперименты и т. д.

4 этап. Представление результатов исследования, отчёт.

Этап презентации необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Формы представления результатов исследования могут быть различными: устный отчёт с демонстрацией материалов, письменный отчёт в докладе, фоторепортаж, стенгазета, спектакль и т.д.

Деятельность учителя и учащихся в ходе работы над проектом различны, но идут непосредственно рядом друг с другом: учащимся нужен совет, как отобрать необходимый материал, как логически правильно построить сообщение, изготовить наглядность, на презентации кратко изложить свои мысли и т. д.

На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта. Меняется и роль учащихся в учении: они выступают активными участниками процесса. Деятельность в рабочих группах помогает им работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата.

Мои ученики выполняют много индивидуальных проектов. Каждый из них содержит не только информационный материал, рисунки, схемы или таблицы. Ученики выполняют и исследовательскую работу: сравнивают, сопоставляют, анализируют изложенные факты, делают собственные выводы.

При реализации метода проекта происходит формирование того креативного мышления, которому трудно научить при обычной урочной форме обучения.

Работа над проектом "Изучаем родной город"

В классе на уроках введения в историю мы познакомились с жизнью Преподобного Сергия Радонежского, основателя нашего города. Судьба великого сподвижника взволновала детей. Им захотелось подробнее узнать об истории своего родного города. Так появился замысел работы над проектом "Изучаем родной город", который, выйдя за рамки урока, далее развивался как внеклассная деятельность, а значит, не имел четких ограничений во времени.

Всего проектная деятельность длилась 3 недели. Срок выполнения непродолжительный, но насыщенный интенсивной поисковой и творческой работой.

Определив широкую тему проекта, мы выделили более узкие темы для конкретной разработки:

  1. Улицы и площади города Сергиев Посад.
  2. Памятные места города.
  3. Мои любимые места.
  4. История создания и современный облик города.
  5. Народные промыслы.

После выбора темы исследования среди учащихся организовались пары для осуществления замысла. Кто-то пожелал работать индивидуально. Сразу же учениками было предложено оформить стенд "Сергиев Посад". Для этого стенда ученица специально выполнила из глины герб нашего города.

Фактически со всеми учениками мы определили направление их работы и роль каждого в проекте. Так как у детей был небольшой опыт совместной работы, то основную функцию по определению целей и задач взял на себя учитель.

Мы познакомились с возможными источниками информации (энциклопедиями, справочниками, подшивками местных газет, провели беседы со взрослыми и т.д.). Наметили предварительно, как будет выглядеть работа в окончательном варианте.

Третий этап проекта - осуществление деятельности - оказался для учителя самым трудоемким. Дело в том, что некоторые ребята нашли очень объемную информацию, записанную научным языком. Пришлось поработать - изложить ее более доступно. Индивидуальные консультации требовались и тем, кто хотел рассказать о любимых местах города - мини-сочинения. Ученики подготовили рисунки, аппликации, рассказывающие о любимых уголках родного города.

В работу над проектом включились и родители: Иванченко Евгения вместе с мамой предложили сделать "фоторепортаж с колес". Они объехали буквально весь город, делая фотографии памятных мест нашего города. Подбирая текст к фотографиям, ученица советовалась со своим учителем.

Презентация проектных работ проводилась в форме устного журнала. Ребята демонстрировали свою проектную работу, кратко излагая ее суть.

После выступления участников проекта дети "группы поддержки" (из числа учеников, не пожелавших участвовать в проекте) высказывали свое мнение о сообщении, поддерживали выступающих. Так, не делая письменных и устных сообщений, они тоже приняли участие в общем коллективном деле.

Несомненно, что многие работы выполнены при непосредственном участии родителей. Это придает значимость нашей совместной работе. Ведь самое главное в начальной школе - это содружество, сотрудничество "Ученик - Учитель - Родители". Проектная деятельность дала новый импульс такому содружеству. Многие родители на презентации говорили о том, что сами увлеклись историей города и с удовольствием помогали детям.