Гражданско-патриотическое воспитание младших школьников средствами краеведения

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Великий российский историк В.О. Ключевский писал: "У каждого поколения могут быть свои идеалы и жалко то поколение, у которого нет никаких". Эти слова остаются актуальными и сегодня, когда в современном научном обществе идет поиск общенациональной идеи. Главным в ее содержании является обращение к духовно-нравственным основам нашего самосознания, которое определяет внутреннее единство российского общества.

Выступая в ноябре 2008 года перед Федеральным Собранием Российской Федерации, Президент России Д.А. Медведев заявил: "Основу нашей политики должна составить идеология, в центре которой - человек". Воспитание призвано поддерживать, развивать и укреплять в человеке гуманность, пробуждать в нем стремление к нравственному преображению, культурному, социальному и духовному развитию. Основным содержанием духовно-нравственного развития, воспитания и социализации являются базовые национальные ценности, хранимые в религиозных, культурных, социально-исторических, семейных традициях народов России, передаваемые от поколения к поколению и обеспечивающие эффективное развитие страны в современных условиях.

Основное содержание национального воспитательного идеала и основной педагогической цели определяет Закон "Об образовании" (ст. 9, п. 6; ст. 14, пп. 1-2). Поэтому одна из главных задач нашей школы была сформулирована с опорой на этот документ. Это: воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.

Одной из основных функций является забота о своем Отечестве, чувство гражданственности и патриотизма, любви к Родине, родной земле, родному языку, своей истории и культуре. Наш земляк, владимирский писатель В.А. Солоухин, справедливо замечал, что любовь к "Родине, которую мы пишем всегда с заглавной буквы" начинается "с любви к родным местам", которая вырастает из "детских жизненных впечатлений". Но только те впечатления станут стержнем истинного патриотизма и сознательной гражданской позиции, которые основаны на сознании сопричастности к героическому прошлому, талантам земляков и возможности, сохраняя традиции, быть достойными творцами современной истории.

Целью моей педагогической работы является:

  • воспитание младших школьников гражданами своей Родины, России, уважающих свои корни, культуру, традиции, обычаи своего родного края.

Для достижения главной цели следует решить ряд задач:

  • Создание у учащихся более полного представления о культуре народа через познание культурных традиций.
  • Заложить основы формирования личности как представителя своего поколения. Сохранение преемственности поколений.
  • Воспитание в детях активной гражданской позиции: норм социально-культурной жизни, этических норм, трудовые нормы жизни.

В силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм совместной со взрослыми, старшими детьми, подростками, молодежью социально ориентированной деятельности, девальвации традиционных ценностей произошли существенные изменения в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому. Значительно снизилась ценность других людей и участия в их жизни, на первый план вышло переживание и позиционирование себя, вследствие чего в обществе распространяется эгоизм, происходит размывание гражданственности, социальной солидарности и трудолюбия. Школе отводится ведущая роль в решении данной проблемы. Начальная школа должна заложить основы гармоничного развития детей, развитой речи, культуры поведения. Поэтому духовно-нравственное воспитание младших школьников в нашей школе осуществляется через занятия региональной программы "Наш край" (авт. Харчевникова Е.Л.), в которой главным является систематическая работа по приобщению младших школьников к культуре Владимирщины через эколого-краеведческий материал родного края. Именно этот курс призван вызвать у ребенка чувство сопричастности к родной земле, ее храмам, жилищам, природе системой подобранного эколого - краеведческого материала. Цель данного курса: воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свой родной край. Результатом должно быть сформированное эмоционально-ценностное отношение к культурно-историческому наследию малой родины, России.

Деятельность учащихся на факультативных занятиях опирается на дидактические принципы, которые заложены в программе "Наш край". Основным средством для воспитания настоящего патриота является включение учащихся в разнообразные виды практической деятельности и формирования у них навыков и привычек, опыта патриотического поведения.

Знакомство с родным городом происходило с посещения краеведческого музея. Музей - основная база патриотического воспитания. Именно здесь формируется культура отношения человека с окружающим миром. Краеведческий материал учит детей видеть все лучшее в историческом прошлом края, гордиться им, т.е. приобщает к духовным ценностям всех поколений. Ученики узнали историческое происхождение фабричного проспекта, в народе названного "Хорохоновским" - в память о директоре фабрики, при котором был отстроен проспект, Брандтова леса, находящегося в юго-западной части города, этимологию названия нашего города Меленки, совершили заочное путешествие по улицам плана уездного города, составленного в 1910 году, познакомились с семейным архивом Ивана Солдаткина - основателя чугунолитейного завода. Знакомство с нормами поведения человека в окружающей среде проводится и во время посещений экскурсий, и во время походов, а также во время встречи с известными земляками, которые прославили наш край своим трудом. Встреча с мастером лозоплетения Е.Д. Груздковым закончилась проведением мастер-класса. Дети учились плести из лозы сувенирное изделие "Солнышко". Знание о природе - немаловажная основа для формирования моральных качеств личности. Проведению познавательной игры "Эти удивительные птицы" предшествовала большая подготовительная работа. Учащиеся искали необходимый материал в справочниках, в Интернете, а также использовали материал, краеведческого музея. В игре использовались задания различного типа: дети определяли птиц нашего края по описанию, давали им краткую характеристику, характеризовали места обитания, выполняли творческие работы. По ее окончании у учащихся возникла потребность продолжить знакомство с пернатыми нашего края в разнообразных формах: изучение энциклопедии, создание стенгазеты "Самые - самые", составление кроссвордов и загадок, складывание новых фигурок оригами. В природе дети учились угадывать птиц, вспоминая услышанные фонозаписи.

В третьем классе, изучая тему "Культура народа и музыкальное искусство малой родины", мы решили открыть "Клуб любителей живописи". Вместе с детьми создавали художественную галерею, проводили викторины, художественно-дидактические игры. Они готовили доклады - сообщения о художниках нашей области: Киме Бритове, Николае Модорове, Валерии Кокурине и их жанровых картинах. Интересными занятиями для них были постановка "живых картин" и игра "Оживи картину". При подготовке к таким видам деятельности учащиеся пользовались научно-популярной и справочной литературой, а также находили нужную информацию в интернет- энциклопедии. Такая работа способствует формированию межличностных отношений в классе и закладывает основы гражданской позиции. Родители также активно привлекались для организации и проведения таких занятий. Они помогали детям в подготовке костюмов, реквизитов, выполняли роль режиссеров - постановщиков. В совместном проведении таких занятий у учащихся формируются основы семейных отношений, которые, к сожалению, в последнее время утрачивают традиционные ценности понимания семейного воспитания.

Задача обучения в четвертом классе - создание образовательной среды, позволяющей раскрыть перед учащимися возможности самореализации и самосозидания, реализуется через большую поисковую работу по созданию книги памяти участников Великой Отечественной войны. В эту книгу ученики занесли имена героев - меленковцев, а также своих близких, воевавших и погибших на фронтах Великой Отечественной. В класс дети принесли много фотографий, орденов, медалей своих родственников. Они написали рассказы о них, стихотворения собственного сочинения.

Реализуя идеи профессионального обучения, учащиеся разработали совместный проект по теме: "Профессии моих родителей". Совершая путешествие по карте Владимирской области, познакомились с областными предприятиями, которые выпускают различную продукцию. Побывав на экскурсии в гончарном цехе села Коровино, учащиеся узнали о технологии приготовления глины, которую до сих пор изготавливают по старинным рецептам. Важное место в деятельности занимает работа с государственной символикой, символикой Владимирского края. Это и уроки "Я - гражданин!", и викторина "Гражданином быть обязан". Знакомясь с гербами городов нашего края, учащиеся условно разделили их на три группы:

  • гербы, в изображении которых отмечаются природные богатства (например, г. Ковров, изображение зайцев на гербе говорит о богатых лесных угодьях);
  • гербы, в изображении которых, главным в этом городе является какое-либо производство (Муром - хлебопекарный завод (калачи), Кольчугино - сталеплавильный цех, Меленки, когда-то были богаты мельницами);
  • гербы, в изображении предметов, по которым получил название город (Вязники - изображение вяза, Петушки - изображение петухов). В основе всех уроков лежит технология коллективного творческого дела, сотрудничество во взаимодействии: "учитель - ученик - родитель".

Воспитание чувства патриотизма и любви к родине прививается у детей и во время участия в областном конкурсе - фестивале детского творчества "Пасхальный подарок 2009". Ребята представили свои лучшие работы, применяя технологии лоскутной техники, бисероплетения, вышивки.

Важно понимать, что формирование гражданского сознания у ребенка возможно лишь тогда, когда он видит истинный пример для подражания, пример истинного патриотизма. Гражданственность - это сложное личностное образование, и при его формировании необходимо изменение всей государственной политики.