Отдел моховидные. Особенности строения и жизнедеятельности

Разделы: Биология


Цели: познакомить учащихся с наиболее характерными особенностями высших споровых растений на примере мхов; показать черты усложнения организации мхов по сравнению с водорослями в связи с изменением условий обитания.

ЗАДАЧИ:

  • рассмотреть особенности организации моховидных;
  • выявить признаки усложнения моховидных по сравнению с водорослями;
  • продолжить формирование умений работать с гербариями, сравнивать, анализировать, делать выводы.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: гербарные экземпляры, карточки- задания, проектор, ПК, презентация (приложение).

Ход урока

Актуализация знаний

Установите соответствие между тканями высших растений и их функциями.

Ткани Функции
А) Покровная 1. Рост организма
Б) Образовательная 2. Запасание питательных веществ
В) Проводящая 3. Выделение веществ
Г) Механическая 4. Защита
Д) Секреторная 5. Опора
Е) Основная 6. Транспорт питательных веществ, воды, продуктов фотосинтеза.

Дайте определение понятий:

Ткань -

Орган -

Репродуктивный орган -

Спорангий -

Спора -

Эмбриональный период -

Постэмбриональный период -

Изучение нового материала.

1. Учащимся предлагается отгадать загадку:

- Меж клюквы и морошки.
Среди лесных болот
На кочке::: на ножке
Куда не глянь растет.
Он снизу - беловатый,
Повыше - зеленей.

Коль нужно будет ваты.
Нарви его скорей.
На кустиках поляны
Подсушен в летний зной,
Он партизанам раны.
Лечил в глуши лесной. (мох).

- Мы продолжаем знакомство с разнообразием растительного мира и сегодня на уроке познакомимся с особенностями внешнего, внутреннего строения, размножения и значения мхов (слайды 1, 2).

- Откройте тетради, запишите тему урока. (Учащиеся записывают тему).

2. Общая характеристика отдела моховидные (слайд 3):

Учитель: Моховидные - это древняя, самая примитивная группа высших растений, ныне живущих на Земле. Древнейшие ископаемые формы мхов известны с каменноугольного периода. По оценкам разных специалистов, современные моховидные представлены 2.0-25 тыс. видов, распространенных на всех континентах. Особенно это относится к Северному полушарию, где на больших площадях (на болотах, иногда в лесах) моховидные доминируют в растительном покрове. Эти растения предпочитают наиболее увлажненные места, однако произрастают и на каменистых склонах гор, в пустынях, на сухих открытых скалах, в тундрах, но не встречаются в морях, на сильно засоленных почвах, в ледниках и сыпучих песках.

3. Псилофиты - родоначальники мхов (слайд 4):

Псилофиты- самые примитивные из всех известных высших растений. Первые, самые примитивные из них представляли собой голые, дихотомически ветвящиеся стебельки; росли они в непосредственной близости к воде, вместо корней у них были ризоиды; на кончиках стебелька сидели примитивные спорангии в виде простых мешочков. Псилофиты дали начало ветвям эволюции, представленным мохообразными, плауновидными и папоротникообразными.

4. Особенности строения мхов (слайд 5):

У мохообразных, как и у всех остальных высших растений имеются дифференцированные органы и ткани. В отличие от водорослей мохообразные имеют стебли и листья, а органы размножения - многоклеточные. Корней нет, но есть ризоиды. Вспомните, что такое ризоиды и в чем их отличие от корней (Дети отвечают). Ризоиды - выросты поверхностных клеток тела, при помощи которых они прикрепляются к субстрату и всасывают воду и растворенные минеральные вещества.

Сравните строение мха и нитчатой водоросли. Отметьте черты сходства и отличия. О чем свидетельствуют сходство их строения и отличие? (Ответ учащихся). Мохообразные по своей организации и экологии очень близки к водорослям. Они представляют собой очень древнюю группу в царстве растений. Как и водоросли они не имеют сосудов и корней. Оплодотворение мохообразных также связано с водой и в ее отсутствие - не может осуществляться.

5. Преобладание гаметофита над спорофитом - характерная особенность мхов, резко выделяющая их среди всех современных наземных растений. (Слайд 6-7):

- Изучите текст учебника на с.54. Ответьте на вопрос: Как размножается кукушкин лен? Где расположены органы полового размножения? Как называются мужские органы полового размножения? (Антеридий). Как называются женские органы полового размножения? (Архегонии).

-Как мы уже говорили, мхам для осуществления процесса оплодотворения необходима вода. О родстве, с какими организмами это говорит?

-При наличии воды подвижные сперматозоиды подплывают к яйцеклеткам, происходит их слияние, или оплодотворение. Образуется зигота. Что образуется из зиготы на следующий год?

- Что происходит после созревания спор?

6. Систематика моховидных:

Отдел моховидных включает три группы, из которых наиболее распространены листостебельные мхи (слайд 8). Запишите схему к себе в тетрадь.

- Давайте познакомимся с краткой характеристикой классов (сообщения учащихся) (слайды 9-11)

7. Использование мхов человеком и значение листостебельных мхов в природе.

(Обратить особое внимание на строение и значение торфообразующих мхов).

Ответить на вопрос: Во время Великой Отечественной войны при недостатке перевязочных материалов медики использовали высушенный мох сфагнум. Почему именно этот мох? Какие свойства сфагнума использовали и, в каком качестве?

III. Закрепление (слайды 12, 13)

Подведение итогов.

Домашнее задание: Изучить статью "Отдел Моховидные". Подготовить сообщение.

Литература:

  1. Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс. Авторы: В.Б. Захаров, Н.И. Сонин.
  2. Биология. Мир растений. Задачи. Автор: Е.Н. Демьянков.

Приложение.