Разработка урока "Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений"

Разделы: Начальная школа


Цель урока: воспитание экологической грамотности.

Задачи урока:

Образовательная:

– обобщить знания учащихся о значении растений в жизни животных и человека;

Воспитательная:

– учить бережному отношению к растениям;
– рассмотреть основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе;

Развивающая:

– формировать у школьников умение работать с информацией;
– развивать коммуникативные способности;

Оборудование и дидактические материалы:

  1. Экран и мультимедийная установка.
  2. Презентация о дендрарии в г. Сочи.
  3. Тесты для опроса домашнего задания.
  4. Рассказ “Необыкновенная Ромашка”.
  5. Знаки “Правила друзей природы”.
  6. Карта Краснодарского края.
  7. Материал о Кавказском государственном биосферном заповеднике.
  8. Гербарий.
  9. Плакат “Природа”.
  10. Бейджи “Друзья природы!”.

Ход урока

1. Организационный момент.

Учитель проверяет готовность детей к уроку.

2. Проверка домашнего задания.

Краткий опрос по изученному материалу.

– Весной в цветущие сады часто выносят ульи с пчёлами. Для чего это делают?

– Что образуется на месте цветков после опыления?

– Как распространяются плоды и семена растений?

– Какое значение это имеет для растений?

– Какие условия нужны для прорастания семян?

– Как развивается растение из семени?

После опроса учащиеся выполняют письменный тест по теме “Размножение и развитие растений”. (Приложение 1)

3. Сообщение темы урока.

Мудрая Черепаха, наша знакомая из 1 класса, принесла нам интересный рассказ. Она просит, чтобы мы помогли ей ответили на вопросы Муравьишки.

Чтение рассказа “ Необыкновенная Ромашка” (Приложение 2)

– Почему Лёка слышит голос цветка, а Стёпа нет?

– Почему Ромашка замолчала?

– Как вы думаете, нужно ли охранять растения?

Тема нашего урока “Охрана растений”.

– А зачем нужно охранять растения? – спрашивает Муравьишка Вопросик.

4. Значение растений для животных и человека.

Без растений не было бы жизни на нашей планете Земля.

– Какое значение имеют растения для животных? (Растения дают кислород, служат убежищем, пищей, лекарством)

– А какое значение имеют растения для человека? ( Человек получает от растений кислород, пищу, лекарства. Использует растения в строительстве, промышленности – ткани, мебель, бумага)

Мудрая Черепаха прожила уже много лет и знает, что человек обижает природу.

– “К сожалению, хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений. К примеру, на месте леса люди строят завод или роют карьер, на месте луга устаивают ферму. Много дикорастущих растений гибнет. Так постепенно человек как бы наступает на природу. Поэтому растения нуждаются в охране”.

5. Работа со знаками “Правила друзей природы”.

– А какие правила должны соблюдать люди, чтобы сохранить растения? – спрашивает Муравьишка Вопросик.

Учащиеся рассказывают о правилах поведения в природе опираясь на знаки и собственный жизненный опыт. (Приложение 3)

– Находясь в природе, не будем срывать растения для букетов. Будем составлять букеты только из тех растений, которые выращены человеком.

– Собирать лекарственные растения будем только в тех местах, где их много. Часть растений обязательно оставим природе

– В лесу будем стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибали от вытаптывания.

– Не будем ломать ветки деревьев и кустарников. Ветки вместе с листьями играют важную роль в питании и дыхании растений.

– Кору дерева повреждать не будем, т.к. через рану вытекает сок, и могут попасть под кору микробы, а дерево потом заболеть и погибнуть.

6. Выступление подготовленных учеников с сообщениями о Кавказском биосферном заповеднике и сочинском “Дендрариуме”.

(Сообщение учащихся с использованием материалов гербария, презентация) (Приложение 4)

Человек уже давно задумался о том, что природу надо охранять. Какие меры для сохранения растений и животных предпринимают сейчас люди?

– Создают заповедники, парки, дендрариумы.

Выступление учеников.

7. Итог урока.

Давайте подведём итог нашего урока. Вспомните, какие правила друзей природы должен соблюдать человек, чтобы спасти планету Земля.

Дети, называя правило, прикрепляют пазл на плакат “Природа”.

Если все люди на Земле будут придерживаться этих правил, то посмотрите, какая замечательная будет природа, а значит и всем будет лучше жить!

Чтобы вы не забывали выполнять эти правила, помогали не нарушать другим, Мудрая черепаха предлагает создать в нашем классе “Общество друзей природы”.

(Выдаются бейджи “Друзья природы МОУ СОШ №5”) И мне хочется верить, что дети из нашего класса будут вести себя достойно.

8. Домашнее задание.

Учебник стр.84-88, читать, ответить на вопросы. В тетради стр. 38-39.

Приложение 5