Изображения, даваемые линзой

Разделы: Физика


Цель: В ходе урока повторить основные понятия и определения по теме “Линзы”.

  • Образовательная:
    Познакомиться с правилами построения изображений в линзах, видами изображений
  • Развивающая:
    Развитие устной речи учащихся; творческих навыков учащихся, логики, памяти; познавательных способностей; развитие самостоятельного мышления учащихся по применению имеющихся знаний в различных ситуациях.
  • Воспитательная:
    Формировать интерес учащихся к изучению физики; воспитывать аккуратность, умения и навыки рационального использования своего времени, планирования своей деятельности; воспитание бережного отношения к оборудованию, учебному материалу.

Формы организации учебного процесса: фронтальная, групповая, интерактивное обучение.

Оборудование:

  • Компьютер; Презентация.
  • проектор;
  • “черный ящик” в котором находятся фотоаппарат, очки, модель глаза, лупа, диапроектор;
  • сигнальные карточки;
  • раздаточный материал.

Ход урока

Оргмомент: У вас на столе есть лист успешности (см. Приложение 1). Найдите строку “Вопросы”. За каждый правильный ответ ставьте “+”.

Повторим материал прошлого урока.

  1. Что такое линза?
    – проверка (слайд)
  2. Виды линз.
    – проверка (слайд). Условные изображения начертите в тетрадь и подпишите.
  3. Как по внешнему виду линзы определить собирающая она или рассеивающая?
    – проверка (слайд).
  4. Назовите элементы линзы
    – проверка (слайд)
  5. Что такое фокус линзы?
    – проверка (слайд).

Хорошо! Повторили основные понятия.

Давайте познакомимся с правилами построения изображений в линзах.

Для построения изображений применяют два замечательных луча. Научимся строить эти лучи.

Задание: Прочитать содержание слайда 14 и записать его в тетрадь, а потом построить луч, согласно правилу. Аналогично сделаем для второго луча.

1) Луч, проходящий через оптический центр линзы, не преломляется.

Возьмите бланк №1 и на этом бланке постройте 1-й замечательный луч. (У доски работает Долгих Коля)

– проверка (слайд). Заполните лист успешности.

2) Луч, падающий на линзу параллельно главной оптической оси, после преломления в линзе, проходит через главный фокус (либо сам, либо его продолжение).

Выполните построение в бланке №1 (см. Приложение 2). (У доски Еремин Миша).

– проверка (слайд). Заполняем лист успешности.

Подведем итог:

Есть два замечательных луча, с помощью которых можно построить изображения, даваемые линзой.

Зарядка.

  1. Встаньте. Представьте, что вы линза (собирающая). Покажите руками главную оптическую ось.
  2. Покажите, как идет через линзу 1-й замечательный луч.
  3. Покажите, как идет через линзу 2-й замечательный луч.
  4. Теперь вы – рассеивающая линза. Покажите эти же лучи.

Молодцы! Садитесь и поставьте в лист успешности за зарядку “+”.

Какие виды изображений вы знаете?

Классифицируем виды изображений.

– проверка (слайд).

Запишите классификацию в тетрадь.

Задание: Назовите вид изображения свечи.

– проверка (слайд).

Запишите “+” в лист успешности.

Применим теоретические знания на практике.

Последовательность выполнения построения изображений можно прочитать на слайде или в учебнике на странице 168.

Вы, наверное, с самого начала урока думаете, а что там, в “черном ящике”?

Узнаем об этом, когда выполним практическую работу.

Возьмите бланк №2 (см. Приложение 3) работать будем на этом бланке.

Первые три пункта алгоритма уже выполнены. Сейчас сами, самостоятельно, выполняйте шесть построений, охарактеризуйте полученные изображения, потом проверим и оценим.

– проверка (слайды) и запись в лист успешности.

Давайте проверим, что лежит в черном ящике.

  1. задание – фотоаппарат.
  2. Загадка:

На ночь два оконца сами закрываются,
а с восходом солнца сами открываются.
(глаз).

  1. задание – проектор
  2. задание – лупа, очки, собирающая линза.
  3. задание – очки, рассеивающая линза.

Подведем итоги:

У рассеивающей линзы изображение всегда мнимое и уменьшенное и не зависит от положения предмета относительно линзы.

Расположение и размеры изображения предмета в собирающей линзе зависят от положения предмета относительно линзы.

Заполните лист успешности.

А теперь проверим, насколько прочно вы усвоили материал.

Возьмите на столе конверт с сигнальными карточками и лист успешности.

Предлагаю вам маленький тест (слайды).

Объясняю, как будем работать. (Сигнальные карточки с номерами от1 до 4 у вас на столе).

Показывайте номера правильных ответов мне и записывайте ответы в лист успешности.

Проверим.

Поставьте себе оценку за тест.

Подпишите лист успешности и сдайте мне. Завтра я вам верну его с оценкой, которую выставлю в журнал.

Подведем итоги нашего урока.

Какие изображения может давать линза?

Домашнее задание:

Параграф 66 повторить.

Параграф 67 учить.

Упражнение 34 № 3, 4.

Изучить описание лабораторной работы № 10.

Спасибо всем! До свидания!