Интегрированный урок (окружающий мир + проектная деятельность). 1-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Данный урок является одним из этапов работы над осуществлением проекта “Лего-город”.

Работа проводилась в рамках экспериментальной площадки “Развивающая среда в начальной школе”.

Цели проекта:

  1. Знакомство с жизнью современного города, его разветвленной структурой: строительством, транспортом, культурой, образованием.
  2. Экологическое воспитание младших школьников, воспитание любви к родному городу.
  3. Знакомство с ОБЖ в условиях большого города.
  4. Развитие образного мышления, способности конструирования, пространственного воображения.
  5. Развитие коммуникативных способностей детей, духа дружеского соревнования, умения добиваться поставленных целей.

Уроки проектной деятельности интегрировались с уроками окружающего мира, ОБЖ и изобразительного искусства.

Из учебного курса “Окружающий мир” А. Плешакова был выделен модуль, включающий темы:

  1. Что мы знаем о нашем городе?
  2. Откуда в наш дом приходят вода и электричество?
  3. Зачем строят корабли?
  4. Почему поезда такие длинные?
  5. Зачем нужны автомобили?
  6. Зачем нужны самолеты?
  7. Почему мы часто слышим слово “экология”?

Из курса ОБЖ были выделены темы:

  1. Правила пожарной безопасности.
  2. Правила дорожного движения.
  3. Правила поведения на транспорте.

На уроках ИЗО ученики создавали эскизы зданий, парков, детских площадок, видов транспорта.

Эти уроки интегрировались с конструированием из конструктора “Лего”.

Цели урока:

  1. Обобщение знаний о различных видах транспорта.
  2. Знакомство с информационно-указательными дорожными знаками.
  3. Развитие внимания, умения обобщать и делать выводы.
  4. Развитие конструкторских способностей и пространственного воображения.
  5. Воспитание коммуникативных свойств личности.

Оборудование:

I. ТСО:

  1. ПК, экран, проектор.
  2. Кассета с фонограммой песни “Кручу, кручу” из мультфильма “Приключения кота Леопольда и двух мышей”. Музыка Б. Савельева, слова А. Хайта.

II. Демонстрационный материал:

  1. РТТ “виды транспорта”.
  2. Рисунки с изображениями информационно-указательных дорожных знаков.

III. Раздаточный материал:

  1. Наборы конструктора “Лего”
  2. Технологические карточки – задания.

Ход урока

I. Организационный момент

Внимание ребята! Урок у нас сегодня очень важный. Посмотрите, все ли готово у вас к работе?

II. Сообщение цели и темы урока.

Несколько уроков ознакомления с окружающим миром были посвящены различным видам транспорта.

Сегодня мы с вами обобщим полученные знания и вы сами сконструируете машины различных видов.

III. Работа по теме урока.

1). На экране появляется таблица

Ребята, скажите, какой бывает транспорт?

2). Работа с таблицей

Ученики загадывают заранее приготовленные загадки о различных машинах. Отгадки соотносятся с таблицей и появляются на экране.

“Братцы в гости снарядились.
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далек
Лишь оставили дымок”.
(Поезд)

“Дом по улице идет,
На работу нас везет,
Не на курьих тонких ножках,
А в резиновых сапожках”.
(Автобус)

“Не птица, а летит,
Не жук, а гудит”.
(Самолет)

“Белая гора по Амуру идет,
До селения дойдет –
Кричать начнет”
(Пароход)

“Под землей огни горят,
Под землей дворцы стоят,
Под землею чудо мчится,
Сядь – и можешь прокатиться”.
(Метро)

“Без разбега ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный...”
(Вертолет)

“Ясным утром вдоль дороги
На траве блестит роса.
По дороге едут ноги
И бегут два колеса.
У загадки есть ответ:
Это мой...”
(Велосипед)

Молодцы ребята, все правильно! Посмотрите, сколько разных машин и все они помогают людям. А какая из них самая экологически чистая и не загрязняет воздух? Правильно! Велосипед.

IV. Физкультминутка.

Давайте вместе с котом Леопольдом прокатимся на велосипеде. (Ребята выполняют ритмические упражнения под музыку.)

V. На экране появляется следующая таблица.

Учитель комментирует:

Одни виды транспорта перевозят грузы, другие – людей. Поэтому транспорт можно разделить на пассажирский и грузовой. И еще есть специальный транспорт. Он служит людям в критических, необычных ситуациях, например при пожаре, утечке газа, необходимой срочной медицинской помощи.

VI. Повторение номеров телефонов неотложной помощи:

01, 02, 03, 04 (Номера появляются на экране).

VII. Работа с конструктором “Лего”

А сейчас, ребята, вы будете собирать модели машин из деталей конструктора. Работать вы будете по группам. Посмотрите на карточки-задания. Подберите детали. Может быть, вы сами усовершенствуете эти модели.

VIII. Самостоятельная работа учащихся.

IX. Защита своих моделей.

Выставка детских работ.

Один ученик из каждой группы рассказывает о машине, которую сконструировали, соотносят ее с определенным видом транспорта.

X. Беседа об информационно-указательных дорожных знаках.

Вот сколько машин будет теперь в нашем “Лего-городе”.

А что поможет нам избежать опасности на дороге (Светофор).

Если свет зажегся красный,
Значит, двигаться... (опасно)
Свет зеленый говорит:
“Проходите, путь... (открыт!)”
Желтый свет – предупрежденье:
Жди сигнала для... (движенья)

Мы все знаем сигналы светофора. А еще на улицах города мы встречаем много дорожных знаков. Чтобы стать грамотными пешеходами, нужно знать дорожную азбуку.

Сегодня мы познакомимся с некоторыми знаками:

(Изображения знаков учитель показывает на доске).

  1. Пешеходный переход.
  2. Разрешает движение только пешеходам.
  3. Предупреждает, что впереди пешеходный переход.
  4. Запрещает движение пешеходов.

Что общего вы видите на этих знаках? (Изображение “шагающего человечка”).

Запомните эти знаки и всегда соблюдайте правила дорожного движения.

XI. Итог урока.

– Чем мы занимались на уроке?

– Какие виды транспорта повторили?

– Какие дорожные знаки изучили?

Молодцы ребята! Наш урок закончен. На экране появляется движущийся паровозик и надпись: “До свидания!”.