Мастер-класс на тему: "Глокая куздра, или Великое таинство слова"

Разделы: Русский язык


Цель мастер-класса: популяризация инновационной технологии моделирования производных слов (экспериментальная структурная методика преподавания русского языка проф. М.Ш.Шекихачевой, НИИ СМПЯ,Кабардино-Балкария), роли этой технологии в образовании индивидуально-авторских слов и окказионализмов; обучение участников мастер-класса навыкам образования собственных окказионализмов по существующим в русском языке словообразовательным типам (СТ).

Оборудование: мультимедийная презентация, рисунки, принадлежности для рисования

Ход мастер-класса:

1. Вступительное слово о словах, речи, языке.

Когда мы говорим «язык», имеем в виду «слова», и это естественно: язык состоит из слов, тут спорить не о чем.

Но мало кто представляет себе по-настоящему, каково оно, самое простое обычное человеческое слово, каким неописуемо тонким и сложным творением человека оно является, какой своеобразной жизнью живет, какую огромную роль играет в судьбах своего творца – человека.

Если в мире есть вещи, достойные названия «чуда», то слово, бесспорно, первая и самая чудесная из них.

Услышав, что оно устроено сложнее и хитроумнее, чем наиболее усовершенствованный механизм, что оно «ведет себя» иной раз причудливее и непонятнее любого существа, вы, пожалуй, сочтете поэтическим преувеличением. А на деле все сказанное во много раз беднее действительности…

2. Работа с Мифом древних славян о сотворении мира ( мультимедийное сопровождение)

- Каково же происхождение «вещего слова, речи крылатой» у человека? На этот вопрос ответит нам Миф древних славян о сотворении мира.

Приложение 1.

…Лежала Мать Сыра Земля во мраке и стуже.

Мертва была - ни света, ни тепла, ни звука, никакого движения. И сказал вечно юный, вечно радостный Яр : «Взглянем сквозь тьму кромешную на Мать Сыру Землю, хороша ль, пригожа ль она?» И пламень взора светлого Яра в одно мгновение пронизал неизмеримые слои мрака, что лежали над спавшею Землею, и где Ярилин взор прорезал тьму, там воссияло солнце красное . И полились через солнце жаркие волны лучезарного Ярилина света.

Мать Сыра Земля от сна проснулась и в юной красе раскинулась. Жадно пила она лучи живоносного света, и от того света палящая жизнь и томящая нега разлились по недрам ее… Любы Земле Ярины речи, возлюбила она бога светлого, и от жарких его поцелуев разукрасилась злаками, цветами, темными лесами, синими морями, голубыми реками, серебристыми озерами.

Пила она жаркие поцелуи Ярилины, и из недр ее вылетали поднебесные птицы, из вертепов выбегали лесные и полевые звери, в реках и морях заплавала рыба, в воздухе затолкались мелкие насекомые, мушки да мошки.

И все жило, и все любило, и все пело хвалебные песни Отцу-Яриле, Матери Сырой Земле. Потом Земля породила человека. И когда вышел он из недр земных, ударил его Ярило по голове золотой вожжой - яркой молнией, и от той молнии ум в человеке зародился. Здравствовал Ярило любимого земнородного сына небесными громами, потоками молнии, и от тех громов, от той молнии вся живая тварь в ужасе встрепенулась: разлетелись поднебесные птицы, попрятались в пещеры дубравные звери, один человек поднял к небу умную голову и на речь отца громовую отвечал вещим словом, речью крылатою…

- И книгу всех книг - Библию - открывает фраза «Вначале было слово…»

- Наверное, не зря в этих первоисточниках уделяется такое важное значение этому божьему дару – речи, языку, слову.

3. Афоризмы, стихи и изречения великих людей о силе слова

- По прошествии тысячелетий каждый мудрый человек так или иначе высказывал мысль о великой, можно сказать, до конца не разгаданной силе слова. Всем известны слова поэта Шефнера :

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

-А может кто-нибудь из нашей аудитории поможет мне привести еще подобные примеры?

-А вот еще стихи Я.Козловского:

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И , словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

4. Работа со сказкой Л.Петрушевской «Пуськи бятые»

- Давайте мы с вами сегодня попытаемся сделать маленькие открытия в удивительной стране – Лингвистике, чтобы ответить на вопрос : в чем же заключается это великое таинство слова?

-Предлагаю Вам послушать сказку писательницы Л.Петрушевской, несколько необычной на первый взгляд, но это только на первый взгляд.

-В ходе прослушивания сказки для тех , кто любит рисовать, специальное задание- дорисовать предложенные рисунки (Рисунок2 ,Рисунок3 , Рисунок4)

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
-Калушата, калушаточки!Бутявка!
Калушата присяпали и бутявку стрямкали.
И подудонились.
А Калуша волит:
- Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.
А Калуша волит:
-Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.От бутявок дудонятся.
А бутявка за напушкой :
-Калушата подудонились! Калушата подудонились!Зюмо некузявые! Пуськи бятые!

-Интересная, правда? А в чем ее необычность? Объясните, пользуясь своими рисунками.

(Несмотря на каламбурность и бессмыслицу слов, общее содержание сказки нам понятно, можно даже сделать к ней рисунки)

-А что именно делает ее содержание понятным, как вы думаете?

( Грамматические формы слов , узнаваемость приставок и суффиксов по их значениям , т.е. значение слов сказки, образованных по существующим в языке словообразовательным моделям, легко угадывается, и смысл сказки становится понятным)

5. Знакомство с технологией моделирования производных слов (структурная методика М.Ш.Шекихачевой)

- Достаточно понимать значение приставок и суффиксов в словах сказки, и примерный смысл таких слов становится ясным . Я хочу вам рассказать об интересной технологии моделирование производных слов, позволяющей заглянуть в глубинные процессы словообразования .Автор этой методики - проф.М.Ш.Шекихачева, основатель Научно-исследовательского Института структурной методики преподавания языков в г.Нальчике,Кабардино-Балкария. открывшая комплексно-процессуальный метод изучения языка на стыке трех наук : психологии (теория об ориентировочной основе действия П.Я. Гальперина) , лингвистической науки (Грамматика-80, выделение новой словообразовательной единицы –словообразовательный тип СТ) и экспериментальной педагогики. В чем же ее суть?

Приложение2

- Попробуйте и вы промоделировать несуществующие слова по предложенным в презентации моделям и докончить моделирование слов, помещенных под рисунками 2,3,4 (Рисунок 2,Рисунок 3, Рисунок 4)

-А вот примеры таких «новоиспеченных» слов из русской литературы и нашей повседневной жизни:

«Вот и вечер, хмурый, декабрый» В.(Маяковский )

«Мне бермудорно на сердце, мне бермудно на душе» (В.Высоцкий)

«Любовь -какая? Большая или крошечная?

Откуда большая у тела такого:

Должно быть, маленький,

Смирный любёночек» (В.Маяковский)

-Вспомните и вы подобные примеры.

6. Подведение итогов мастер-класса.

- У меня к уважаемой аудитории вопрос: можно ли считать слово – бесконечной загадкой?

- В заключение хочу прочитать вам стихотворение В Хлебникова «Заклятие смехом», чтобы вы смогли еще раз удивиться безграничным возможностям словообразования.

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

-Выходит, прав и другой поэт М.Волошин, сказав, что жизнь - это всегда открытие. Жизнь, действительно, состоит из открытий, больших и малых. А значит, нельзя стоять на месте, надо брать свой посох и идти вперед, навстречу удивительным открытиям. Мой же посох - это педагогика и языкознание. Успехов вам, коллеги!