Завоевание Римом Италии (урок истории, 5-й класс)

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Тип урока: комбинированный.

Цель урока: подвести учащихся к пониманию того, что Римское государство с самого возникновения носило ярко выраженный военный характер.

Задачи:

  • познакомить учащихся с организацией и вооружением римского войска, раскрыть причины победы Рима над Италией, добиться усвоения учащимися основных понятий урока;
  • продолжить формирование умений: сравнивать и делать выводы, работать с картой, с дополнительной литературой, с тестовыми заданиями, на линии времени;
  • продолжить воспитание интереса и уважения к мировой истории;

Основные понятия: галлы, легион,  легионер, легат, манипула, катапульта.

Оборудование: презентация, учебное электронное издание «История древнего мира» 5 кл., карта «Древняя Италия», распечатка отрывка из древнеримских  преданий.

ХОД УРОКА

I. Опрос по домашнему заданию (вопросы 1 с.211, 1 с.216)

II. Изучение нового материала

1) Вводная часть

Учитель объявляет тему урока (слайд 1 Презентации)

Мотивационный момент: работа с картами (слайд 2 Презентации):

? Сравните эти карты, какие изменения на них вы видите?
? Предположите, с чем эти изменения связаны?
? Что необходимо государству для успешных завоеваний?

Учащиеся должны связать изменения на карте с завоеваниями Рима, успех которых определялся наличием у римлян сильного войска.
Учитель объявляет цель урока для учащихся (слайд 3 Презентации) и его план.

2) Нашествие галлов

Учитель указывает на то, что страшные испытания вынудили римлян провести в своей армии серьезные преобразования, этим испытанием стало нашествие галлов.
Далее  следует выступление ученика, получившего опережающее задание. Рассказ о нашествии галлов сопровождается иллюстрациями (слайд 4 Презентации). Новые даты и термины учащиеся записывают в тетрадь.

Учитель подчеркивает, что  после галльского нашествия римляне  многое изменили в своем войске, значительно усилив его.
Учитель ставит перед классом вопрос, на который ребята должны дать ответ к концу урока:

? В чем сила римского войска?

3) Набор и подготовка римской армии

Рассказ учителя о том, что на службу в римское войско призывались с 17 до 45лет и  только земледельцы. (слайд 5 Презентации)

? Как вы думаете, почему на военную службу бедняков не брали?

Учащиеся способны прийти к выводу о том, что бедняку нечего защищать, т.к. у него ничего нет, в отличии от земледельца.

? Подумайте, как такая система набора могла сказаться на моральном духе, настрое войска римлян?

Далее учитель рассказывает о подготовке воинов, их обучении военному делу, а также о той дисциплине, которая царила в римской армии. Иллюстрацией к рассказу станет отрывок из древних римских  преданий о поступке консула Манлия Торквата, казнившего собственного сына за нарушение  его приказа (учащиеся имеют распечатку отрывка на партах).

? Подумайте, какие качества должны были воспитать в юношах такие предания?

4) Состав и вооружение войска

Учитель показывает основную единицу римской армии (слайд 6 Презентации) – легион, его составляющие отряды, знак легиона.
Затем рассматривая иллюстрации (слайд 7 Презентации) учащиеся должны определиться  с тем как был вооружен римский легионер:

? Какие рода войск представлены в римском войске?
? Сравните вооружение легионера с воинами других стран?

Здесь учащиеся быстро перечислят сходное для воинов древнего мира вооружение, а для понимания отличий необходимы пояснения учителя (обоюдоострый меч, новая форма шлема, утяжеленный конец копья).

? Подумайте, в чем преимущества обоюдоострого меча?
? Какие преимущества имел усовершенствованный римлянами шлем?
? С какой целью на щите  легионера в центре располагалась железная шишка?

Завершая эту часть урока учитель подводит учащихся к выводу:

? В чем сила римского войска? (Обученность, вооружение, дисциплина)

5) Боевая тактика римлян

Рассказ учителя с использованием схемы построения римского войска (слайд 8 Презентации)

? В чем преимущества римского легиона в сравнении с македонской фалангой?

Таким образом, новая  боевая тактика делала римское войско одним из сильнейших в древнем мире.

6) Установление господства Рима в Италии

Рассказ ученика (в рамках учебника) при помощи иллюстраций (слайд 9 Презентации).
Учащиеся записывают дату и новые слова в тетрадь.

? Как вы думаете, почему Пирр не смог окончательно разгромить римлян?
? Для Пирра кумиром был Александр Македонский. Подумайте, мог ли он прийти на помощь Пирру в борьбе с римлянами?

Учитель подводит итог: Рим установил свое господство над Италией.

III. Закрепление материала (слайд 10 Презентации)

? Покажите на карте территорию Римской республики в 6 в. До н.э. и в 3 в. До н.э.
? В результате каких событий появились крылатые выражении «гуси Рим спасли» и «горе побежденным»?
? В чем причины установления господства Рима над Италией?
? В чем сила римской армии?
? Нанесите на линии времени даты, связанные с нашествием галлов и царя Пирра на Рим. Сколько лет прошло между этими событиями? (Все учащиеся  в тетрадях, один у доски, с последующей проверкой при помощи анимации).

Ответьте на вопросы теста (учащиеся в тетрадях, один – у доски, с последующей  проверкой при помощи анимации) (слайд 11 Презентации):

1. Римский воин:

А) легионер; Б) гладиатор; В) диктатор.

2. Во время нашествия галлов Рим спасли:

А) волки; Б) гуси; В) утки.

3. Войсковое соединение римской армии:

А) легион; Б) преторий; В)фаланга;

4. Кто служил в римских легионах:

А) бедняки; Б) рабы; В) земледельцы.

5. Полководец, пытавшийся защитить греческие колонии Италии от Рима:

А) Сципион; Б) Пирр; В) Бренн.

6. Богиня Юнона-покровительница:

А) женщин; Б) ремесел; В) науки.

7. Главный успех в битвах Пирра с римлянами принесла атака:

А) конницы; Б) фаланги; В) слонов.

8. Когда Рим установил свою власть над Италией:

А) в 6 в до н.э.; Б) во 2 в до н.э.; В) в 3в. До н.э..

Отметки за урок.

Домашнее задание: §45 (разделы 2, 3), §46 (раздел 3).