Психологический тренинг для детей старшего дошкольного возраста "Профилактика тревожных состояний"

Разделы: Работа с дошкольниками


Задачи:

  • Создание положительного эмоционального настроя.
  • Развитие коммуникативных навыков.
  • Снятие телесных зажимов.
  • Сближение участников группы.
  • Формирование  положительного отношения к сверстнику.

Оборудование: магнитофон, аудиозаписи звуков природы или спокойной приятной музыки, ватман, краски и кисточки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Приветствие «Котята»

Цель: снятие телесных зажимов, снятие напряжения, развитие воображения, создание положительного настроя в группе.

Описание игры: Дети садятся на ковёр. Педагог предлагает всем превратиться в маленьких котят. Каждый ребёнок называет кличку котёнка и описывает какой он.  После превращения, педагог предлагает картину раннего утра, когда солнышко заглядывает в окошко и будит котят. Котята ещё спят, свернувшись клубочком. Затем котята просыпаются, тянуться, чтобы размяться после сна. Затем умываются язычком, чтобы быть чистенькими. И идут мягко, неслышно на своих лапках. Затем жалобно зовут маму, чтобы она их покормила. Пришла мама и напоила их молочком, и они довольные замурлыкали.

Игра «Мыльный пузырь»

Цель: развитие, чувства сплочённости, развитие внимания, эмоциональная разгрузка.

Описание игры: Дети стоят в кругу очень тесно – это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад – «пузырь» увеличивается, сделав несколько выдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

«Раздувайся, пузырь!
Раздувайся большой!
Оставайся такой,
Да не лопайся!»

Получается большой круг. Затем педагог говорит: «Хлоп!» (или хлопает в ладоши) – пузырь лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате. Последний раз дети только надувают шар, не лопая его.

Игра «Внутри мыльного пузыря»

Цель: снятие эмоционального напряжения и развитие воображения.

Примечание: Упражнение сопровождается приятной тихой музыкой или записью звуков природы.

Психолог говорит:

– Вы любите путешествовать? Кто из вас уже совершал путешествие?.. Сейчас вы отправитесь в удивительное путешествие.
– У нас есть большой мыльный пузырь, давайте отправимся в путешествие на нём? Аккуратно зайдём внутрь нашего пузыря и  расположимся подобнее. Давайте закроем глаза. Наше путешествие начинается. Мы поднимаемся всё выше и выше над землёй. Вот мы видим, как мимо нас пролетела красивая, разноцветная волшебная птица. Если посмотрим вниз, то увидим большие поля. Люди, работающие на поле, замечают нас и машут нам руками в знак приветствия. Помашите им в ответ. Мы видим удивительные синие реки и  густой лес с высокими соснами и дубами. На полянке резвятся зверушки. Какие? А вот недалеко и наш детский сад. Мыльный пузырь начинает потихоньку снижаться, и вскоре мы приземляемся. Откройте глаза и оглянитесь. Мы вновь в нашей комнате. Как вы чувствуете себя после полёта?

Рисунок «Наше путешествие»

Психолог, разложив на столе ватман с нарисованным пузырём, предлагает детям дорисовать то, что они заметили во время путешествия.
Дети выполняют задание.
По окончании работы участники обсуждают получившейся рисунок.

Игра «Шарики и магнит»

Цель: снятие телесных зажимов, снятие напряжения, развитие воображения, расширение кругозора.

Описание игры: Дети свободно двигаются по комнате. Затем психолог говорит волшебные слова: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в деревянные шарики! И каждый раз, когда они сталкиваются, вы должны сказать: «Тук!». Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в резиновые шарики!» Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум!»

Психолог: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в железные шарики!» – дети бегают, при столкновении говоря «Дон!». Затем ведущий называет одного из детей «магнитом» (первый раз в качестве «магнита» может быть и сам психолог). Увидев «магнит» все «шарики» устремляются к нему. Магнит медленно передвигается, дети следуют за ним. Психолог говорит: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю всех ребят в бумажные шарики!» Дети отпускают «магнит и бегают с шипением: «Ш-ш-ш!». В конце игры психолог говорит: «Крибле, крабле, бумс! Я превращаю вас в детей!»

Игра  «Змейка»

Цель: развитие ловкости координации, умение действовать согласованно, снятие напряжения и создание положительного настроя в группе.

Описание игры: Выбирают водящего (первый раз, это может быть психолог, при повторном проведении игры каждый раз нужно выбирать ведущего из группы детей), он становится во главе «змейки», которую образуют игроки стоящие лицом   в одну сторону. Водящий идёт по причудливой траектории, делая резкие повороты и закручивая «змейку», постепенно увеличивая скорость. Его цель – заставить играющих  расцепить руки.

Комментарий: оказываясь в ситуации, в которой необходимо и в прямом и в переносном смысле держаться друг за друга, дети приобретают опыт проживания различных ситуаций, учатся не бояться общения и согласовывать свои действия.

Игра «Командир»

Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения, слухового восприятия.

Описание игры:  дети выстраиваются в ряд ,психолог выбирает командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, периметру комнаты и т.д)

Заключение. Прощание

Все дети встают в круг.
Психолог просит детей рассказать о своих чувствах и ощущениях.
Психолог говорит:
– На этом наше сегодняшнее занятие заканчивается. Пора прощаться. Давайте же друг другу улыбнёмся  и скажем спасибо.

Список литературы:

  1. Кряжева И.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль, 2000.
  2. Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерекова. М., 1996.
  3. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М., 2003.
  4. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
  5. Хэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб., 2000.