Программа "Путешествие по стране Здоровья" для учащихся начальной школы

Разделы: Начальная школа


Аналитическое обоснование программы

Укрепление здорового образа жизни подрастающего поколения сегодня рассматривается в практике работы школы как одно из приоритетных направлений гуманизации образования.

Социально-культурная сфера района, где расположена наша школа, и проживают учащиеся, не представлена объектами названного направления социальной жизни.

В Советской средней общеобразовательной школе разработана и успешно внедряется комплексная программа по воспитательной работе «Путь к себе». Одно из направлений – это программа факультативных и классных часов для подростков «Поговорим о здоровье».

Программа «Путешествие по стране Здоровья» составлена для учащихся начальных классов. В ней учтены психологические и физиологические особенности младшего школьника, его потребность в движении, смене видов деятельности, соблюдение режима дня, игре, подражании.

При изучении психологического климата в классе (по результатам проведённого психологического обследования первоклассников 4.10.07г. Методика: Дж. Морено) оказалось, что индекс групповой сплочённости низкий 2,3балла. Всё это говорит о не высоком развитии группы. Необходимо приложить все усилия для формирования полноценного коллектива.

При изучении семей первоклассников оказалось, что

  • есть неблагополучные семьи;
  • мало занимающиеся проблемами воспитания и развития своих детей.

Концептуальные основы программы

Цель программы:

  • Научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи программы

  • Образовательные:
    • формирование понятия о том, что забота о своём здоровье является долгом перед обществом;
    • формирование необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры, правильного питания;
    • научить детей учиться, самостоятельно добывать новые знания и умения.
  • Воспитательные:
    • организация режима дня учащихся;
    • воспитание потребности систематически заниматься физическими упражнениями;
    • воспитание у детей нравственных качеств.
  • Развивающие:
    • сохранить душевное здоровье и эмоциональное благополучие каждого ребёнка;
    • раскрыть свою индивидуальность;
    • развивать творческую активность.

Педагогические принципы и подходы

Программа «Путешествие по стране Здоровья» основывается на общедидактических принципах обучения младших школьников.

  1. Принцип систематичности и последовательности проявляется во взаимосвязи знаний, умений, навыков. Система подготовительных и подводящих действий позволяет перейти к освоению нового и, опираясь на него, приступить к познанию последующего, более сложного материала.
  2. Принцип сознательности - нацеливает на формирование у обучаемых глубокого понимания, устойчивого интереса, осмысленного отношения к познавательной деятельности.
  3. Принцип повторения знаний, умений и навыков является одним из важнейших. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.
  4. Принцип постепенности. Стратегия и тактика систематического и последовательного обучения важна для формирования здоровьесберегающих условий всестороннего образования ребёнка.
  5. Принцип сотрудничества. Работа строится на отношениях партнёрства, уважения, доверия.
  6. Принцип наглядности – обязывает строить процесс обучения с максимальным использованием форм привлечения органов чувств человека к процессу познания. Принцип наглядности направлен для связи чувственного восприятия с мышлением.
  7. Принцип активности – предполагает в учащихся высокую степень подвижности, самостоятельности, инициативы и творчества.
  8. Принцип цикличности способствует упорядочению процесса педагогики оздоровления. Он заключается в повторяющейся последовательности занятий, что улучшает подготовленность ученика к каждому последующему этапу обучения.
  9. Личностно – ориентированный подход. Уважение личности ребёнка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.

Нормативно-правовое обеспечение программы:

  • Закон РФ «Об образовании».
  • Конвенция ООН о правах ребёнка.
  • Устав ССОШ школы.
  • Национальная доктрина образования в Российской Федерации.
  • Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года.
  • Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.

Механизм реализации программы

1. Программа рассчитана на учащихся с 1 по 4 класс

2. Участники программы:

  • учащиеся;
  • педагоги общеобразовательной школы;
  • родители, бабушки, дедушки;
  • медицинские работники.

3. Этапы реализации программы

Этапы, сроки

Содержание

Ожидаемый результат

1-й этап

Подготовительный

(2007-2008год)

Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья, обучения и воспитания.

Содержание работы должно содействовать адаптации учащихся к новым условиям

2 – этап

Основной

(2008-2009г.

2009-2010г.)

Способствовать поддержанию физических, психических сил учащихся. Способствовать созданию здоровому психологическому климату в классе. Создать мотивацию и соответствующие условия для реализации программы воспитания здорового человека в содружестве с учащимися их родителями и мед. работниками. Вовлекать учащихся в занятия физической культурой и спортом.

Обеспечение комфортной среды для каждого учащегося, которая способствует сохранению и укреплению здоровья. Активизация физической культуры учащихся и вовлечение в спортивно-массовую работу. Пробудить интерес к самому себе. Самопризнание себя как личности.

3-й этап

Обобщающий

2010-2011г.

Проведение мониторинга здоровья учащихся, с последующим анализом полученных данных.

Создание прочной базы знаний, умений и навыков, необходимых для перехода в основную школу.

4.Формы реализации программы:

  • тематические беседы;
  • деловые игры:
  • викторины;
  • КВНы;
  • конкурсы рисунков, плакатов;
  • конкурсные программы;
  • спортивные праздники и соревнования;
  • мероприятия с родителями (круглые столы, консультации,
  • родительские собрания, индивидуальные беседы)

Формы работы: фронтальные, групповые, индивидуальные, совместно с родителями, со школьным психологом, медиками.

Ожидаемые результаты:

  • снижение показателей сезонных заболеваний;
  • возрастание посещаемости детьми занятий;
  • возрастание показателей физического развития;
  • увеличение уровня познавательной активности детей;
  • возрастания уровня мотивации учебной деятельности учащихся;
  • снижение уровня тревожности;
  • последовательное продвижение детей в учебном процессе.

Основные направления программы

1. Диагностическое направление.

  • изучение уровня самооценки, тревожности у учащихся;
  • диагностика состояния здоровья учащихся;
  • изучение межличностных отношений учащихся в коллективе;
  • выявление уровня воспитанности учащихся.

2. Учебно-воспитательное направление

  • организация режима ступенчатого повышения нагрузки для учащихся 1 класса с целью обеспечения адаптации к новым условиям;
  • использование в учебно-воспитательном процессе здоровье-сберегающих технологий:
    • уменьшение зрительной нагрузки путём чередования письменных и устных заданий;
    • дифференциация и индивидуализация обучения;
    • дозировка домашних заданий;
  • Валеологический анализ расписания уроков.

3. Проффилактика и коррекция

  • физкультминутки на каждом уроке по 3 минуты;
  • гимнастика для глаз (Приложение 1);
  • соблюдение принципа рассаживания учащихся;
  • динамические паузы на свежем воздухе между занятиями (для 1 класса)
  • индивидуальная дозировка физической нагрузки каждого ученика на уроках физкультуры;
  • соблюдение режима питания;
  • соблюдение санитарно-гигиенических условий;
  • проведение разъяснительной работы по выполнению правил поведения для учащихся с целью предотвращения детского травматизма.

4. Спортивно-оздоровительная работа

  • проведение дней Здоровья;
  • участие в школьных и районных спортивных соревнованиях;
  • работа спортивных секций;
  • проведение мероприятий по безопасности дорожного движения;
  • экскурсии и походы.

5. Информационно – просветительская работа

  • организация бесед для учащихся;
  • организация лекций и бесед для родителей;
  • личный пример учителей;
  • оформление уголка здоровья в классе;
  • работа с «Дневником Здоровья».

Тематическое планирование по программе

1 класс: «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики»

  1. Я – школьник.
  2. Режим дня основа жизни человека.
  3. Друзья Вода и Мыло.
  4. Что такое здоровье?
  5. Главные помощники человека.
  6. Как и чем мы питаемся.
  7. Весёлые старты.
  8. Красный, жёлтый, зелёный.
  9. В приёмной у доктора Айболита.
  10. «Откуда берутся грязнули ».

 2. класс: «Азбука здоровья»

  1. Я хозяин своего здоровья.
  2. Как защитить себя от болезней.
  3. Светофор здоровья.
  4. Заповеди здорового питания.
  5. Весёлые старты.
  6. У нас в гостях врач.
  7. Азбука движения.
  8. Воспитание здоровых привычек.
  9. Зачем человек спит.
  10. «Я здоровье берегу – сам себе я помогу»

3.класс: « Познай себя»

  1. Диагностика здорового образа жизни. Знакомство с «Дневником Здоровья».
  2. Добрым быть приятнее, чем злым завистливым и жадным.
  3. Зачем нужны витамины и прививки.
  4. Наше настроение и здоровье.
  5. Мой характер.
  6. Учимся принимать решения в опасных ситуациях.
  7. Вредные и полезные привычки.
  8. .Разговор о правильном питании.
  9. Я и моя семья.
  10. «Солнце воздух и вода - наши лучшие друзья»

4.класс: «Я и другие»

  1. Режим дня четвероклассника.
  2. Эмоции, чувства и здоровье.
  3. Мы одна семья. Дружба. Друзья.
  4. Как вести себя с незнакомыми людьми.
  5. Заповеди здорового питания.
  6. Агрессия – формы проявления.
  7. Учись понимать других.
  8. Умей сказать: «Нет!»
  9. Физическое здоровье и окружающая среда.
  10. КВН «Наше здоровье»

Список литературы

  1. Безруких М.М. Разговор о правильном питании. Рабочая тетрадь для школьников/ М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.-М.:Олма-Пресс, 2002.
  2. Езушина Е.В. Уроки здоровья 4 класс: программа, конспекты занятий/ авт.-сост. Е.В.Езушина. – Волгоград: Учитель, 2009.
  3. Закон «Об образовании».
  4. Обухова Л.А. 135 уроков здоровья или школа докторов природы.1 – 4 классы / Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко – Москва: Вако 2005. Лазарева М.Л. Программа «Познай себя» для начальных классов. / авт.- сост.М. Л.
  5. Лазорева.-М.: Министерство образования РФ, 1993.
  6. Павлова М. А. Формирование здорового образа жизни у младших школьников, Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры / авт.- сост. М.А. Павлова.-Волгогдад: Учитель, 2009.
  7. Сорокоумова Е. А. Уроки САМОПОЗНАНИЯ в начальной школе. – Н.Новгород, 1999.
  8. Сорокоумова Е.А. Уроки ОБЩЕНИЯ в начальной школе. – СПб., 1994.
Приложение 2