Сетевое взаимодействие школ при организации проектной деятельности

Разделы: Русский язык, Информатика


Сетевой проект "Районы-юбиляры" направлен на изучение истории районов города. Кемерово Кемеровской области; на объединение педагогов по вовлечению школьников в созидательную общественно-полезную деятельность; расширение знаний школьников о людях, прославивших район своим бескорыстием, служением Родине; на распространение собранной информации с помощью информационных технологий. Он позволит не только расширить знания обучающихся о своем районе, но и познакомиться с летописью событий, дат, судеб людей районов Кемеровской области.

В результате реализации проекта обучающиеся получат возможность расширения знаний о вехах развития районов, о людях, прославивших район и повышения своей компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий.

В реализации проекта участвуют обучающиеся и учителя информатики, русского языка и литературы двух районов г. Кемерово: Кировского, ж.р. Кедровка. Оба района в 2009 году отметили юбилей: Кировскому-75, Кедровке-55.

Для реализации проекта используется 1 учебный час по информатике и 2 внеурочных занятия групповой и индивидуальной работы по русскому языку и литературе(пять недель). В последующем возможно возвращение к проекту и его расширение. Проект предполагает сотрудничество со школами Кемеровской области.

Проект является сетевым, конструктивным, информационным, творческим, межпредметным, межшкольным, групповым. Продуктом проекта являются созданные материалы: буклеты, информационные листы, презентации, а также формирование новых компетенций, опыт совместной работы по интегрированию учебных предметов и сотрудничество с педагогами и обучающимися других школ.

Идея сетевого проекта. Формирование новых компетенций, приобретение опыта совместной работы по интегрированию учебных предметов и сотрудничество с педагогами и обучающимися других школ.

Цель проекта: Формирование интереса к истории родного края и создание информационного сетевого пространства о районах-юбилярах.

Задачи:

  • представление основных этапов становления и развития районов-юбиляров с использованием ИКТ;
  • формирование компетентности в сфере информационно-коммуникационных технологий;
  • изучение истории родного края, воспитание любви к малой родине;
  • развитие сетевой активности, навыков исследовательской работы, систематизации информации.

Приемы организации сетевого проекта:

  • создание в пространстве деятельности ученика значимую для него проблемную ситуацию;
  • формулирование задачи продуктивного (или творческого) типа, вытекающей из осознанной учеником проблемы.
  • оформление буклетов, слайд - презентаций по основным направлениям проекта;
  • представление краеведческого материала на заданную тему;
  • написание стихов, сочинений, рассказов, очерков, выпуск информационных листов;
  • расширение связи с обучающимися других школ средствами ИКТ (Web-камера, электронная почта, социальные сети и др.)
  • выпуск проекта.

Проблемные вопросы:

  1. Нужно ли изучать историю своего края?
  2. Как средствами информационных технологий можно представить современникам историю родного края?
  3. Какие способы сбора, обработки, хранения и передачи информации можно использовать при исследовательской работе?

Этапы работы над проектом:

Подготовительный (определяются участники проекта, тема проектной работы);

Постановка проблемы: "Соответствуют ли условия учебного кабинета сбору, обработке, хранению и передаче информации при исследовательской работе школьников?"

  • Наличие краеведческого материала в школьных музеях, библиотеках.
  • Имеются ли навыки исследовательской работы?

Цель: изучение обеспеченности литературными источниками, архивными материалами библиотек, музеев и технических возможностей учебного кабинета

Задачи:

1. Изучить и проанализировать литературу по теме "Краеведение".

2. Научить навыкам исследовательской работы.

3. Совершенствовать умения по созданию презентаций, буклетов, информационных листов.

4. Выработать стратегию совместной деятельности в достижении общей цели;

5. Обработать полученную информацию и сделать соответствующие выводы через сотрудничество и оценивание работы других участников проекта;

6. Создать презентацию и оформить сайт группы проекта;

7. Подготовить и создать Web-сайт, провести мероприятие "Встречи участников проекта".

Организационный (представление участников проекта, создание визитных карточек участников проекта, обмен электронными адресами, определение основных разделов).

Проектировочный этап: Определяются следующие направления для реализации проекта: изучение способы получения и передачи информации обучающимся школ, особенностей общения, организация и проведение мероприятий. Осуществление сбора информации по краеведению. Определение способов обработки информации средствами ИКТ.

Формирование рабочих групп:

  • первая группа "Фотографы",
  • вторая группа "Исследователи",
  • третья группа "Журналисты",
  • четвертая "Группа технической поддержки" оформляет страницу школьного сайта, размещает в ней материалы проекта, оказывает помощь третьей группе в подготовке презентации,
  • пятая "Группа связи с общественностью" привлекает родителей, попечительский совет школы, спонсоров, обучающихся других школ по сбору и обмену информацией. Формируется группы из состава обучающихся, наиболее склонных к изучению, систематизации и обобщению теоретических фактов по теме проекта.

Практический

Группа Содержание деятельности|
Подготовительный этап Практический этап Заключительный этап
Фоторграфы" Поиск объектов исследования, информации, навыки владения фотоаппаратами, техническими средствами 1. Обработка информации

2. Обработка фото и перевод в цифровое фото

1.Оформление слайд-презентации и рекомендаций по основным направлениям проекта
Исследователи Составление плана по разделам проекта. Изучение архивных материалов по краеведческой тематике: "История создания района", "Образование", "Культура", "Выдающиеся люди района" Поиск информации, работа с краеведческим материалом, встречи с интересными людьми, обработка и систематизация материалов. Представление краеведческого материала на заданную тему.
Журналисты Работа с краеведческим материалом и фотодокументами, беседы, встречи с интересными людьми, обработка и систематизация материалов. Анализ, сбор и систематизация рабочих материалов Написание сочинений, оформление буклетов, презентаций
Группа технической поддержки Перевод информации на цифровой формат, разработка макетов презентаций, буклетов, информационных листов , дизайн, анимация Создание презентаций, Web-страниц, информационных листов Выпуск проекта
Группа связи с общественностью" привлекает родителей, попечительский совет школы, спонсоров, обучающихся других школ по сбору и обмену информацией. Систематизирует материал для публичного представления материалов Информационные листы, осуществляют связь с обучающимися других школ

Заключительный этап

  • оформление буклетов, слайд - презентаций по основным направлениям проекта;
  • представление краеведческого материала на заданную тему;
  • написание стихов, сочинений, рассказов, очерков, выпуск информационных листов;
  • расширение связи с обучающимися других школ средствами ИКТ (Web-камера, электронная почта, социальные сети и др.)
  • защита проекта.

Приложение 1 (Презентация).