Урок биологии в 8-м классе по теме "Витамины"

Разделы: Биология


Цель: сформировать знания о биологической роли витаминов в обмене веществ и их практическом значении для здоровья человека.

Задачи:

  • Образовательная: знакомство с группами витаминов и их ролью в обмене веществ.
  • Развивающая: закрепление знаний об обмене веществ; пищеварении.
  • Воспитательная: соблюдение правил гигиены.

Формы и методы: Обьяснительно-иллюстративный, решение проблемных задач, рассказ учителя, тестирование.

Оборудование: таблица с витаминами, карточки для домино, страницы из азбуки, презентация к уроку.

Ход урока

1. Орг. момент.

Сообщение темы и целей урока. (презентация слайд 1, 2)

2. Актуализация знаний. Тестирование.

(Работа в парах, листы с тестами на каждом столе)

  1. Обмен веществ:
    А) совокупность процессов представляющих основу жизни;
    Б) Механическая обработка пищи;
    В) активное взаимодействие с окружающей средой;

  2. К органическим веществам относятся:
    А) белки;
    Б) вода;
    В) жиры;
    Г) углеводы.

  3. Пластический обмен:
    А) превращение энергии;
    Б) биологическое окисление;
    В) создание в клетках новых соединений и структур.

  4. Энергетический обмен:
    А) превращение энергии;
    Б) процесс усвоения организмом веществ;
    В) транспортировка питательных веществ.

  5. Белки расщепляются до:
    А) глицерина;
    Б) аминокислот;
    В) глюкозы.

  6. Жиры расщепляются до:
    А) глицерина;
    Б) аминокислот;
    В) простых сахаров.

  7. Сложные углеводы распадаются в ротовой полости:
    А) пепсина;
    Б) амилазы;
    В) трипсина.

  8. Внутренняя среда человека содержит воды до:
    А) 70%;
    Б) 90 %;
    В) 60 %.

  9. К макроэлементам относятся:
    А) кальций;
    Б) железо;
    В) цинк.

  10. К микроэлементам относятся:
    А) йод;
    Б) натрий;
    В) хлор.

Ответы : 1 – А; 2 – А, В, Г ; 3 – В; 4 – А; 5 – Б; 6 – А; 7 – Б; 8 – Б; 9 – А ; 10 – А.

Подвести итоги по тестированию.

3. Изучение нового материала.

Вступительное слово учителя: Сегодня мы познакомимся с азбукой, но необычной с «Азбукой витаминов». Эту азбуку называют чудесной азбукой здоровья, а состоит она из букв латинского алфавита, которыми обозначают различные витамины.

Первая страница азбуки

«Историческая» (слайд 3)

Для жизни необходимы белки, жиры, углеводы, минеральные соли и вода.

В 1881 г. русский врач Лунин произвел опыты над группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Животные второй группы вскоре погибли. Опыты Лунина были повторены в России, Швейцарии, Англии, Америке. Результаты неизменно те же, правильность и точность подтвердились. Но как объяснить результаты такого опыта? Почему погибли мыши, вскормленные искусственной пищей? (Ответы детей.)

Лунин решил, что в пище есть еще какие-то неизменные вещества, необходимые для поддержания жизни. Эти вещества назвали витаминами (от лат. «Vita» – жизнь, «amin» – содержащий азот.) Правда, потом оказалось, что не все витамины содержат азот, но старое название этих веществ осталось.

Витамины – биологически активные вещества, действующие в очень незначительных количествах. Они способствуют нормальному протеканию биохимических процессов в организме, т. е. обмену веществ. В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д и т. д. Некоторые из них образуют группы, н-р, витамины группы В. Для того, чтобы было понятно, о каком конкретно витамине идет речь, внизу справа ставят цифру, например витамин В1, В12.

Все витамины делятся на 2 большие группы водорастворимые и жирорастворимые. Найдите в учебнике на стр. 189- 192 витамины, относящиеся к этим группам.

Выписать в 2 колонки водорастворимые и жирорастворимые.

водорастворимые жирорастворимые
С А
В2 Д
В12 Е
В1  

(слайд 4)

Страница вторая «Жизненно необходимые» (слайд 5)

За редким исключением витамины не вырабатываются в организме человека, а синтезируются растениями и животными, которые служат ему пищей. Действие витаминов специфично, нельзя вместо одного недостающего витамина употреблять другой.

(Записать в тетрадь)

  1. Недостаток витаминов ведет к особому нарушению обмена веществ – гиповитаминозу.
  2. Гипервитаминоз – избыток.
  3. При длительном недополучении организмом какого-либо витамина возникает заболевание – авитаминоз.

Витамин А влияет на рост и развитие , повышает защитные свойства организма, улучшает в сумерках зрение. Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения клеток кожи, на состояние волос и ногтей. При недостатке витамина А кожа становится сухой, трескается, темнеет, появляется плешивость, изменяется состав сальных желез. Содержится витамин А в печени трески, морского окуня, сливочном масле, моркови, помидорах.

Витамины группы В содержится в хлебе, фруктах и особенно в дрожжах. Они влияют на работу мышечной и нервной системы. При недостатке витамина В1 человек быстро утомляется, становится нервозным и раздражительным. Причина в том, что нарушаются процессы биологического окисления т. к. витамин В1 окислительных ферментов. При недостатке этого витамина человек заболевает болезнью бери-бери. Она протекает с судорогами и параличами. Возникает также сердечная недостаточность, мышечная слабость. Отеки.

Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекциям, укрепляет кости и зубы. Витамин С препятствует образованию вредных веществ, возникающих при биологическом окислении, он входит в состав ферментов, участвующих в образовании антител, препятствует разрушению стенок кровеносных сосудов. Потребность в витамине С возникает зимой и весной. Для восполнения витамина С в организме необходимо есть как можно больше свежих овощей, фруктов, квашеной капусты. Особенно много этого витамина в шиповнике, черной смородине. При отсутствии витамина С в пище развивается тяжелый авитаминоз – цинга. При этом человек слабеет, его устойчивость к инфекциям и неблагоприятным условиям окружающей среды снижается, десны кровоточат, зубы начинают шататься и выпадают. При длительном лишении витамина С человек погибает.

Витамин Д образуется в нашем теле под влиянием солнечных лучей. Отсутствие его у маленьких детей приводит к заболеванию рахитом. Больные рахитом медленнее развиваются, плохо спят. Скелет у них формируется неправильно, искривляются кости ног. Для предупреждения болезни надо больше бывать на воздухе под лучами солнца, чаще есть морскую рыбу. Пить рыбий жир.

Задача 1. Во время морских экспедиций моряки страдали цингой. Почему? (ответы детей: недополучение витамина С, не могли во время плавания добывать свежие овощи и фрукты)

Задача 2. У бедуинов женщины всегда полностью закрыты одеждой лишь для глаз остается щель. При этом они часто страдают от размягчения костей. Почему? (Ответ Авитаминоз Д возникает в результате дефицита ультрафиолетовых лучей.)

(слайд 6)

Третья страница (слайд 7)

«Лесные целители»

Выступление учащихся о витаминных растениях (Сообщение дается заранее)

После прослушивания Учитель проводит мини-викторину.

  • Какая лесная ягода может заменить лимон (клюква, она содержит лимонную кислоту)
  • Плоды каких кустарников богаты витаминов С? (черной смородины, шиповника)
  • Чем полезны ягоды земляники? (Богаты минеральными солями, полезны при малокровии, содержат много витаминов)
  • Какая трава самая горькая и очень популярная в народной медицине (Полынь. Её издавна применяли как жаропонижающее средство, кровоостанавливающее, желчегонное средство. Капли улучшают аппетит и пищеварение.)

Четвертая станция.

Фармацевтическая промышленность. (Сообщение учащегося)

Реклама. О витаминах. (Угостить всех витаминами)

Пятая станция. Кулинарная, (слайд 8) О правилах приготовления пищи. Стр. 192 Пункт. Использование витаминов (Ответы детей)

(Вывод): Если вы хотите, чтобы у вас были хорошая реакция, отличное самочувствие и крепкое здоровье на долгие годы, дружите с витаминами, ешьте побольше овощей, фруктов и ягод.

4. Рефлексия. «Витаминное домино»

Вопросы к учащимся: (объяснить понятия)

  1. Авитаминоз
  2. Гипервитаминоз
  3. Гиповитаминоз
  4. Витамины

5. Итог урока:

Каждый учащийся говорит по одному предложению о том, что нового узнал на уроке.

Выставление оценок.

Д. задание §37. Творческое задание. Составить опорную схему к п.2, 3 используя слова, знаки, символы (20-30 знаков).

Список использованной литературы:

  1. Биология. Школьный иллюстрированный справочник, под редакцией О.Ф.Филенко, изд. «Росмэн», Москва,1995. – 109 стр.
  2. Коршунова С.А., Миронцева С.В. статья «Элементы жизни»«/ текст/ научно-методический журнал «Биология в школе» №6 2005. - 33стр.
  3. Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н.: учеб. Для 8 кл. общеобразоват.учебн.заведений / текст/ - М.:Дрофа, 2002. – 336 стр.
  4. Пепеляева О.А.,Сунцова И.В. Поурочные разработки по биологии. Человек.8(9) класс – М: Вако, 2007. – 227 стр.
  5. Солодова Н.И., Кириленкова В.Н. статья: урок «Витамины»/ текст/ научно-методический журнал «Биология в школе» №4 2008. - 34стр.