Предшкольная подготовка

Разделы: Работа с дошкольниками


Основные задачи модернизации российского образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает не только масштабные структурные, организационно-экономические изменения, но и в первую очередь – значительные обновления содержания образования, прежде всего дошкольного образования, приведение его в соответствии с требованиями времени и задачами развития страны. Главным условием этой задачи является введение предшкольного образования.

Предшкольное образование, как образование вообще,- это система процессов взаимодействия людей в обществе, обеспечивающая, с одной стороны, развитие способностей каждого индивида, а с другой - вхождение его в общество (социализацию).

Цель предшкольного образования - выравнить стартовые возможности шестилетних детей (посещающих и непосещающих дошкольные учреждения) при переходе их к следующей ступени развития. Вместе с тем по своей социально-педагогической сути введение предшкольного образования – это обеспечение гарантий конституционных прав ребенка на бесплатное полноценное общее среднее образование, а также выражение возрастающей ответственности государства за повышение качества образования нации.

Изучение уровня подготовленности детей 6-7 лет к обучению в школе поможет выявить детей с низким уровнем развития школьно-значимых функций – тех функций, которые не только существенно значимы при формировании навыков письма, чтения и счета, но и в значительной мере определяют успешность овладения общеучебными навыками и полноценность усвоения всего учебного материала начального этапа обучения.

Наиболее значимыми с этой точки зрения являются следующие функции:

  • развитие восприятия и переработки визуальной информации;
  • развитие пространственной ориентации;
  • развитие восприятия и переработки аудиальной информации;
  • развитие сенсомоторных координаций;
  • развитие мелкой моторики.

(1 слайд – Приложение) – Школа «АБВГДейка» была создана 1 апреля 2007 года на базе МОУ «Иж-Борискинская средняя общеобразовательная школа» Спасского муниципального района РТ для детей 4-6,5 лет в виду отсутствия детского сада и с целью подготовки детей к школе. В школу пришли заниматься 13 человек.

2 слайд Ребят радушно встретили воспитатели Егорова И.А. и Кузьмина М.А. В 2008-2009 учебном году школу «АБВГДейка» посещало 10 воспитанников.

Для реализации Программы предшкольного образования Министерства образования РТ на базе школы отделом образования Спасского района, администрацией школы были созданы необходимые условия: приобретены (3 слайд) – учебно-методические комплекты «Предшкольная пора» издательства «Вентана-Граф», (4 слайд) – игрушки, палас, столы, стульчики, шкафчики для одежды, а также сделаны стенды «Школа АБВГДейка» где помещены учебные планы предшкольной подготовки, режим дня, расписание занятий, а также отражены виды деятельности школы и учащихся и стенд «Наше творчество» для работ воспитанников.

Обучение в школе бесплатное. Занятия проводится 3 раза в неделю: вторник, четверг и суббота, время для занятий оптимальное (с11.00 до14.00). Учебный план составлен на основе «Программы предшкольного образования» под редакцией Р.К. Шаеховой. Данная программа определяет круг знаний и умений, которым может овладеть каждый ребёнок для успешного интеллектуального и социального развития, адаптации к школьному обучению. Программой предусмотрены занятия, отражающие основные линии развития ребенка-дошкольника в результате его обучения – это: (5 слайд)

  • «Хотим быть здоровыми»
  • «Познаем себя и других людей»
  • «Познаем мир, в котором мы живем»
  • «Учимся родному языку»
  • «Учимся второму языку»
  • «Учимся думать, рассуждать и творить»
  • «Учимся изобразительному и дизайнерскому искусству»
  • «Играя – учимся фантазировать»

(6 -7 слайды) – На занятиях «Учимся родному языку» дети обогащают и активизируют свой словарь, развивают связную речь, интерес к работе со звучащим словом, готовятся к чтению и письму.

(8 слайд) – На занятиях «Хотим быть здоровыми» дети укрепляют свое физическое и психическое здоровье, развивают двигательную активность.

(9 слайд) – Занятия «Учимся думать, рассуждать, творить» направлены на развитие мышления , воображения, творчества. Ребята учатся устанавливать доступные связи (причинные, временные, последовательные) между предметами и объектами окружающего мира.

(10 слайд) – Особенно детям нравятся занятия по изобразительному и дизайнерскому искусству. Глаза ребят «горят» при виде своих работ. Они наглядно видят результат своего труда.

(11 слайд) – Игровые часы проходят интересно и оживленно с игрушками, с настольными или подвижными играми.

(12 слайд) – С детьми, зачисленными в группу по предшкольной подготовке, проводится диагностика готовности ребёнка к обучению в начальной школе по М. М. Безруких, которая помогает определить уровень развития ребёнка. Данная диагностика, проведенная в начале года, показала, что многие ребята не владеют элементарными правилами поведения, не умеют взаимодействовать в коллективе, у них плохо развита речь, мелкая моторика рук. Повторная диагностика, проводимая в апреле показала, что уровень готовности ребенка к обучению в начальной школе заметно возрос. Если в начале 2008-2009 учебного года с высоким уровнем развития было 2 ребенка, то в конце года их стало 4, с уровнем выше среднего в начале года 3 ребенка, а в конце года уже 5 детей и не стало детей с уровнем развития ниже среднего. Дети становятся воспитаннее, самостоятельнее, организованнее. Они учатся общаться, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими, пользоваться ножницами, правильно держать ручку при письме. При анализе детских работ выявлено, что дети имеют правильное направление письма: слева направо.

Хочется отметить, что дети с желанием посещают школу «АБВГДейку».

Они также охотно принимают участие в мероприятиях, проводимых в школе: (13 слайд) – «День матери», «День влюбленных», (14 слайд) – «Новый год», (15 слайд) – «Варвара краса – длинная коса», (16 слайд) – в конкурсах рисунков на новогоднюю тематику, «Цветы для мамы». За это ребята награждены Почётными грамотами школы. Ребята с удовольствием выступают перед своими родителями. Дети демонстрируют родителями свои артистические умения и умение держаться перед публикой. (17 слайд) – На «День защитника Отечества» были приглашены папы, (18 слайд) – «8 марта – праздник мам» – мамы. Родители остались довольными.

Для нашего села, отдаленного от культурных центров, в котором отсутствует детский сад, и дети бывают предоставлены целый день сами себе, программа предшкольного образования наиболее актуальна.

(19 слайд) – Большое спасибо всем, кому пришла идея «Предшкольного образования», а также издательству «Вентана–Граф» за создание интересного развивающего УМК «Предшкольная пора».