Классный час "Я среди своих одноклассников"

Разделы: Классное руководство, Социальная педагогика


Цель: Формирование у детей навыков эффективного общения.

Возраст детей. 12-13 лет.

Форма проведения. Беседа с элементами тренинга.

Место проведения. Классная комната, рабочие столы стоят вдоль стен. Обучающиеся сидят на стульях, расставленных по кругу.

Оформление, материал к классному часу, реквизит. Крылатые выражения об общении на листах ватмана. «Самая великая роскошь на свете- это роскошь человеческого общения» Антуан Сент Экзюпери. «Не водись с чёртом- попадешь в пекло» русская пословица. «Других не суди, на себя погляди!» русская пословица. «Обери сначала с себя репьи» русская пословица. «Людей не осуждай, а за собой примечай!» русская пословица.

Таблицы синтонного и конфликтогенного коммуникативного поведения. Результаты анкетирования детей по проблемам, возникшим в общении. Мяч резиновый средних размеров.

Ведущий. Добрый день! Ребята, чтобы немного отвлечься от учебных проблем и настроиться на новый вид деятельности, давайте немного поиграем. Я буду подбрасывать мяч вверх, а вы в это время громко хлопать в ладоши один раз. Когда я сделаю вид, что подбросила мяч, а на самом деле он остался у меня в руках - хлопать не надо. Ваша задача внимательно наблюдать за моими действиями и вести себя, как указано. (игра продолжается 2-3 минуты)

Следующая игра будет связана с передачей хлопков по кругу, в том порядке в котором вы сидите. Нужно повторить точное количество хлопков их ритм и передать соседу. Эта игра покажет вашу готовность к деятельности. Играем молча, фамилии зазевавшихся игроков не называем, а даем им возможность самим исправить ситуацию. (игра продолжается 1-2 минуты)

Ведущий. Чтобы продолжить наше общение давайте уточним правила поведения. Вы можете их дополнить, если сочтете нужным.

  1. Не перебивать говорящего.
  2. Говорить от первого лица.
  3. Не спорить, а высказывать свою точку зрения.
  4. Говорить тогда, когда разрешит ведущий.
  5. Внимательно слушать, чтобы твое высказывание было по теме разговора.

Есть дополнения к правилам?

(обсуждаются предложенные правила)

Ведущий. Примем эти правила за основу

Давайте поговорим о том, как вы, обучаясь вместе, пять лет, научились общаться друг с другом? Или общению не надо учиться? Давайте по порядку.

Вообще что такое общение?

(Дети, согласно установленным правилам, высказывают свою точку зрения)

Ведущий подводит итог обсуждения данного вопроса. Общение- деловая или дружеская связь так написано в толковом словаре. Общение, общее – однокоренные слова. Как правило, общаются люди, имеющие общие интересы: музыка, танцы, спорт, чтение художественной литературы, театр, филателия, рыбалка и.т.д. – это социально приемлемое общение. Но ведь у некоторых людей есть и другие интересы, которые их объединяют, являются общими. Например, вредные привычки: курение, алкоголь, воровство - это социально неприемлемое общение. Существуют законы, предусматривающие наказание за курение в общественных местах, за употребление алкоголя, воровство и.т.д.

Не даром существует пословица «Скажи мне кто твой друг, я скажу кто ты».

А как народная мудрость еще говорит об общении?

Ответы детей. «С кем поведешься от того и наберешься»

«Рыбак рыбака видит издалека» и.т.д.

Ведущий. Это шёл разговор о дружеском общении. А чем дружеское общение отличается от делового?

(Дети высказывают свою точку зрения)

Ведущий. Можно сказать, что деловое общение- это общение людей, имеющих разные интересы, но выполняющих какое- то общее для всех дело. Вот у вас в классе какое общение преобладает?

(Дети высказывают свою точку зрения)

Ведущий. Во время уроков общение деловое, а на переменах и во внеурочное время, в основном, дружеское.

Вот если взять деловое общение какие факторы влияют на то, что приятно с человеком общаться или нет?

(Дети высказывают свою точку зрения)

Ведущий. Итак, подведем итог.

Приятно общаться, когда человек:

  • опрятен
  • вежлив
  • умён
  • доброжелателен
  • справедлив
  • честен

и каждый сейчас, наверное, подумал о себе а, приятно ли общаться со мной? Это очень важный вопрос. На него надо научиться отвечать честно. А если кто-то еще не научился своё поведение оценивать критически, одноклассники помогут.

Из анкет, заполненных накануне классного часа, сделан такой вывод:

(называется количество обучающихся) считают, что (называется фамилия, имя обучающегося) унижает их достоинство.

Далее называются фамилии других одноклассников, попавших в число унижающих достоинство.

Затем называются фамилии и имена тех, кого назвали «обращающимися к ним грубо с обидной кличкой и.т.д. по результатам анкеты.

Ведущий.

Есть библейская мудрость, которая очень ярко говорит о правильных взаимоотношениях между людьми «относись к другим так, как хочешь, чтобы относились к тебе». А сколько мудрости в пословицах и поговорках, например, «какой привет- такой ответ». Перед вашими глазами находятся другие пословицы о правильном общении. Все это говорит о том, что важно уметь общаться с людьми и не только с людьми. Человек, нарушающий правила общения всегда проигрывает. Он несет негатив другим и в ответ получает тоже негатив. Но он один, а людей вокруг много. Представляете сколько негатива получает один грубиян. Такие люди часто болеют. Люди же доброжелательные болеют гораздо реже. Уметь правильно общаться просто выгодно!

Вот какие правила общения предлагает психолог Аркадий Егидес.

Конфликтогенное коммуникативное поведение

Обязан, но не сделал
Обесценивание благодеяния при ожидании благодарности
Юмор на партнера
Авторитарность
Перебивать
Тянуть одеяло внимания на себя
Отрицательное за глаза
Отрицательная оценка
Обвинение
Категоричность, безапеляционность
Знаки неприятия
Таинственность вместо гласности
Грубый отказ от нужного партнеру общения

Синтонное коммуникативное поведение

Не обязан, а сделал
Активное выражение благодарности, не смотря на то, что ее не ждут
Снятие вины с партнера, самообвинение
Приглашение к обсуждению
Знаки принятия
Активная гласность
Положительное за глаза
Сделал сверх договора
Положительная оценка
Юмор без адреса и юмор на себя
Приглашение к совместному принятию решений
Дать себя перебить активное слушание
Щедро дарить свое общение
Фокусировать на партнера нужное ему внимание людей

Ведущий. Известный французский летчик и писатель Антуан Сент-Экзюпери, размышляя об общении людей, высказал мысль, которая стала известна всему миру «Самая великая на свете роскошь- это роскошь человеческого общения». Как вы понимаете это крылатое выражение?

(Дети, согласно установленным правилам, высказывают свою точку зрения)

Ведущий. Правильное общение- это действительно роскошь! Люди искренне делятся с другими своей добротой, вниманием, уважением, вежливостью и получают взамен доброту, внимание, уважение, вежливость.

А теперь скажите, пожалуйста, что нового узнал каждый из вас из нашей встречи?

(Дети по очереди рассказывают о новых знаниях, полученных на классном часе, о своих впечатлениях)

Ведущий. Спасибо всем за работу. Всего вам доброго.

Вопросы анонимной анкеты.

  1. Есть ли у тебя друзья в классе? Назови.
  2. Бывает ли так, что тебе не хочется идти в школу из-за ссоры с одноклассниками?
  3. Кто начинает ссоры в классе?
  4. Кто из одноклассников, с твоей точки зрения, унижает твое человеческое достоинство?
  5. Кто в классе обращается к другим грубо, используя обидные клички?
  6. А ты обращаешься к другим по кличке?
  7. Считаешь ли ты грубое обращение к людям признаком хорошего воспитания?

Литература:

1. Егидес А. Лабиринты общения. Москва 1999.