Урок-игра "Интеллектуальный марафон". Раздел программы "Программирование на TURBO PASCAL 7.0"

Разделы: Информатика


Цели:

Обучающая:

  • отработать и закрепить навыки вычислений на языке программирования Pascal;
  • закрепить умение организовывать и использовать циклы с предусловием и циклы с постусловием и параметром при работе с программой;
  • развивать умение обобщать и систематизировать информацию;
  • воспитывать ответственное отношение к учебному труду.

Развивающая:

  • Формирование навыков работы при создании программ, отработать приемы вставки в программу блоков цикла;
  • Формирование у учащихся приемов логического и алгоритмического мышления;
  • Развитие познавательного интереса;
  • Развитие умения планировать свою деятельность при групповой работе.

Воспитывающая:

  • Воспитывать необходимость связывать уже известный материал воедино;
  • Воспитывать коллективную ответственность за выполняемую работу;
  • Воспитывать аккуратность при выполнении вычислений.

Задачи:

  • отработать навыки обращения с математическими выражения в языке Pascal;
  • отработать навыки работы при создании программ, приемы вставки в программу блоков цикла;
  • развивать умение логически мыслить при поиске ошибок в действиях, требующих алгоритмический подход;
  • развивать познавательный интерес учащихся; пробуждать желание к дальнейшему изучению информатики;
  • учить применять полученные ранее знания в нестандартных условиях;
  • развивать умение работать в группе, максимальную работоспособность и ответственность за свой труд.

Тип урока: урок-игра на закрепление изученного материала.

Оборудование: дидактический, раздаточный материал, проектор, табло, ПК с языком программирования Pascal, компьютерная тестовая программа.

Формы и методы: фронтальная, индивидуальная, групповая; вербальный, наглядный, практический, беседа, исследовательский, репродуктивный проблемно-поисковый, закрепление.

 Ход занятия

1. Орг. момент.

Проверить готовность учащихся к уроку, правильную организацию рабочего места. Отметить отсутствующих в журнале.

2. Постановка темы занятия.

В игре участвуют две-три команды, в каждой по три-четыре ученика. Команды имеют названия, например, «Биты», «Байты», «Килобайты». В начале игры ведущий задает вопрос, та команда, которая первой даст правильный ответ, и будет делать первый ход.

3. Урок - Игра.

Вопрос: По чему часто ходят и никогда не ездят? (Ответ: Лестница).

Первый участник определен, а разгадав ребус узнаем вторую команду-участника.

(Ответ:  Лучше трудно, чем нудно).

Третья команда отгадывает загадку:

А теперь, друзья, загадка!
Что такое: рукоятка,
Кнопки две, курок и хвостик?
Ну конечно, это…(джойстик)

После разминки ведущий знакомит участников с правилами игры, показывая при этом схему начисления баллов (Приложение1).

Команды одновременно получают вопросы, а отвечают  по очереди .

Если команда ответила правильно, тогда учитель предлагает ей выбор: забрать очки и прекратить игру, либо продолжить игру. Цена следующего вопроса будет выше. А если команда дает неправильный ответ, то все очки сгорают. Пока команда продолжает давать правильные ответы, она каждый раз имеет альтернативу - продолжить игру или остановиться (записав в свой актив стоимость очков последнего вопроса). Выигрывает та команда, которая наберет наибольшее количество очков.

1-й блок вопросов:

«Биты»

Вычислите:

20 div 6
20 mod 6
Trunc (6.9)
Round (6.9)

«Байты»

Вычислите:

20 div 4
20 mod 4
Trunc (-1.8)
Round (-1.8)

«Килобайты»

Вычислите:

2 div5
2 mod 5
Round (0.5)
Round (-0.5)

 

Эти задания не только помогают восстановить навыки целочисленного деления, но и указывают на специфику работы широко употребляемых функций Trunc и Round.

2-й блок вопросов:

Данные программы  с линейной структурой являются простейшими и, как правило, используются для реализации обычных вычислений по формулам. Ребята  на этих задачах показывают знание стиля записи программ на языке Pascal, основных операторов языка, а также умение пользоваться операторами присваивания.

«Биты»

№1

Напишите программу вычисления площади параллелограмма.

«Байты»

№2

Напишите программу, вычисления объема куба.

«Килобайты»

 №3

Напишите программу вычисления площади поверхности параллелепипеда.


Пример решения учащимися задачи №1, представлен в Приложении2

3-й блок вопросов:

Вычислите Z после выполнения следующих фрагментов программ:

«Биты»

x:=1; y:=-1; z:=0

if x > 0 then

if y > 0 then z:=1

else z:=2;

 

 

Ответ: z = 2 

«Байты»

x:=1; y:=-1; z:=0

if x < 0 then

if y > 0 then z:=1

else z:=2;

 

 

Ответ: z = 0 

«Килобайты»

 x:=0; z:=0

if x > 0 then

begin

if z > 0 then z:=1

end

else z:=2;

Ответ: z = 2



4-й блок вопросов:

Здесь в кратко напоминаем учащимся основные отличая операторов цикла!

Оператор цикла WHILE с предпроверкой условия.

Общий вид:

WHILE условие DO тело цикла

Выполнение оператора:
Если выражение “условие” имеет значение ИСТИНА, то выполняется “тело цикла”, следующее за словом DO. В качестве “оператора” может использоваться простой или сложный оператор.
Если выражение “условие” имеет значение ЛОЖЬ, то оператор WHILE прекращает свою работу, т.е. не выполняется ни одного раза.

Оператор цикла REPEAT с постпроверкой условия.

Общий вид:

REPEAT тело цикла UNTIL условие

Выполнение оператора:
Операторы “тело цикла” выполняется хотя бы один раз, после чего проверяется выражение “условие”. Если его значение ЛОЖЬ, то операторы “тело цикла ” повторяются, в противном случае оператор REPEAT завершает свою работу.

Оператор цикла FOR с параметром.

Общий вид:

FOR счетчик:= начальное значение TO  конечное значение  DO

Выполнение оператора
Оператор FOR используется для организации циклов с фиксированным, заранее известным или определяемым во время выполнения программы числом повторений. Количество повторений цикла определяется начальным и конечным значениями переменной-счетчика. Цикл выполняется до тех пор, пока не будут перебраны все значения параметра цикла: от начального, до конечного.

В этом блоке учащимся предлагаются задачи, требующие применения конкретных операторов цикла для каждой задачи.

«Биты»

№1

Напишите программу, которая вычисляет сумму ряда бесконечной последовательности, использую цикл REPEAT:

«Байты»

№2

Напишите программу, которая вычисляет сумму ряда бесконечной последовательности , использую цикл WHILE

«Килобайты»

№3

Используя цикл FOR, напишите программу, которая вычисляет сумму первых членов ряда .

Количество суммируемых членов ряда задается во время работы программы.

Пример решения учащимися задачи №1, представлен в Приложении3

4. Подведение итогов. Награждение победителей.  Выставление оценок.

Используемая литература:

  1. Культин Н.Б. Turbo Pascal  в задачах и примерах. –СПб.: БХВ-Петербург, 2008.-256с.:ил.
  2. Turbo Pascal для студентов и школьников / Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю. – СПб.: БХВ-Петербург, 2009.-352 с.:ил.
  3. Златопольский Д. М. Я иду на урок информатики: Задачи по программированию. 7-11 классы: Книга для учителя. М.: Первое сентября, 2001. – 2008с.
  4. Кульневич С. В., Лакоценина Т. П. Современный урок. Часть 1, 2: Научно - практич. Пособие для учителей, методистов, руководителей образовательных учреждений, студентов пед. Учеб. Заведений, слушателей ИПК. – Ростов-н/Д: Учитель, 2005. – 255с.
  5. Е.В. Андреева материалы курса «Методика обучения программирования на уроках информатики: лекции 1-4, 5-8. –М: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. -60с.,68с.»
  6. Клуб веселых информатиков: занимательные уроки, внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л.Н. Горбунова, Т.П. Лунина. - Волгоград: Учитель,2009.-113 с.:ил.