Урок географии: "Тематический контроль по разделу "Внутренние воды России"

Разделы: География


Цель: проверить знания и умения учащихся по теме «Внутренние воды России»:

  • номенклатуру, правильность её написания,
  • основные понятия темы;
  • установление причинно-следственных связей между компонентами природы;
  • умение применять знания в новой ситуации.

Оборудование: настенная контурная карта России.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Проверка номенклатуры (учитель показывает на контурной карте объекты).

I вариант II вариант
1. Волга 1. Печора
2. Обь 2. Иртыш
3. Енисей 3. Лена
4. Яна 4. Индигирка
5. Онежское озеро 5. Ладожское озеро
6. озеро Байкал 6. Каспийское море-озеро
7. Амур 7. Дон
8. Западная Двина      8. Северная Двина
9. Кубань 9. озеро Таймыр
10. Колыма 10. Терек

3. Проверка усвоения основных понятий темы (цифровой диктант). На доске написаны понятия. Учитель напоминает, как правильно писать ответы.

I вариант      II вариант
1 - исток - 10
2 - эстуарий - 9
3 - падение реки    - 8
4 - режим реки - 7
5 - уклон реки - 6
6 - дельта - 5
7 - река - 4
8 - межень - 3
9 - паводок - 2
10 - базис эрозии - 1
  • Постоянный поток воды, текущий в углублении, называемым руслом.
  • Расширенное устье реки.
  • Низкий уровень воды в реке.
  • Место, где река берет свое начало.
  • Устье реки в форме воронки.
  • Кратковременный подъем уровня воды в реке.
  • Превышение истока реки над устьем.
  • Жизнь реки в течение года.
  • Определенный уровень, до которого река стремится углубить свое русло.
  • Отношение падения реки к её длине.

Ответы:

I вариант II вариант
7, 6, 8, 1, 2, 9, 3, 4, 10, 5      4, 5, 3, 10, 9, 2, 8, 7, 1, 6

4. Проверка умения устанавливать причинно-следственные связи и применять знания в новой ситуации.

I вариант

  1. Приведите примеры пресных озёр и объясните, почему в них пресная вода.
  2. Какую подземную воду вы будете использовать для поливки огорода и почему?
  3. Почему у рек Восточно-Европейской равнины весеннее половодье?
  4. Что такое многолетняя мерзлота и каковы причины её образования?
  5. Каковы последствия разрушения плотины ГЭС на равнинных и горных реках?

II вариант

  1. Приведите примеры солёных озер и объясните, почему в них солёная вода.
  2. Какую подземную воду вы будете использовать для приготовления пищи и почему?
  3. Почему у рек Дальнего Востока летнее половодье?
  4. Что такое ледники и как они образуются?
  5. Докажите, что реки – продукт рельефа и климата.

В результате выполнения всех заданий учащиеся получают три оценки по теме «Внутренние воды России».