Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме "Звук и буква Т. В гостях у медвежонка Топа"

Разделы: Логопедия


Цели

  1. Развитие высших психических функций: память, внимание, усидчивость;
  2. Развитие связной речи;
  3. Развитие фонематического слуха и внимания;
  4. Формирование грамматических категорий;
  5. Обучение грамоте;
  6. Воспитание вежливости, щедрости.

Оборудование

  1. Игрушки (медвежонок Топ, щенок Пит, кот Тобик);
  2. Предметные картинки (самолет, такси, автобус, троллейбус, трамвай, вертолет, молоток, пальто, туфли, тапочки, конфеты);
  3. Синий и Красный замок;
  4. Буквенные кассы;
  5. Тетради, карандаши.

Ход занятия

  1. Психогимнастика.

    Ребята, изобразите щенка, который мокнет под дождем. Нам жалко Пита.
    Изобразите провинившегося кота, которого наказала хозяйка. Покажите, как уныло они бредут по улице, какое грустное у них настроение.
    Улыбнитесь, ваша улыбка поднимет им настроение.

  2. Сообщение темы занятия. (Выставляются игрушки кота и собаки).

    Это Тобик, а это Пит. Какой одинаковый звук вы услышали в этих словах? (звук Т).
    Сегодня мы вместе с Питом и Тобиком будем слушать и произносить звук Т.

  3. Характеристика звука Т по артикуляционным и акустическим признакам.

    Что делает наш язык, когда мы произносим звук Т? (стучит по бугоркам). Вы чувствуете, как прорывается наружу воздушная струя? Попробуем спеть звук Т. (он не поется). Положите на горло ладошку и произносите звук Т. Голосок поет или спит? (спит). Вы догадались, какой это звук? (глухой, согласный, твердый). В каком замке он будет жить? (в синем замке). Каким цветом мы будем обозначать этот звук? (синим).

  4. Произношение звука Т в словах и в слогах: ат, ут, от, ыт, ит, та, ту, то, ты; самолет, вертолет, автобус, троллейбус, трамвай, такси.
  5. Развитие фонематического восприятия.

    Игра «Поймай звук».
    Закройте глаза и хлопните в ладоши, если услышите слово со звуком Т. (логопед называет слова, обозначающие транспорт).

  6. Фонематический анализ слогов: ат, ут, от, ыт, ит.
  7. Определение позиции звука Т в слове.

    Произнесите слова Пит, Тобик, Топ. В каком слове звук Т звучит в конце? (в слове Пит). Где вы услышали звук Т в словах Тобик, Топ? (в начале слова).
    Пит и Тобик решили навестить своего друга медвежонка Топа. Они приглашают нас с собой. Вот такси. Где спрятался звук Т в этом слове? (в начале). Заведем моторы: «Та-то-ту-ты-тэ».
    - Я бросаю звук А и звук Т, а вы составьте мне слог. (Ат)
    - Сколько звуков в слоге Ат? (два звука). Какой первый звук? (звук А). Какой второй звук? (звук Т).
    - Еще раз заведем моторы: «Та-то-ту-пу». Какой слог здесь лишний? (слог Пу). Произнесите слоги: Та, то, ту, ты. Мотор завелся.
    Перед детьми выставляются игрушки: самолет, вертолет, автобус, троллейбус, трамвай.
    - Назовите слова, в которых звук Т звучит в конце слова. (самолет, вертолет). В названиях каких машин звук Т слышится в начале слова? (троллейбус, трамвай). Сможем ли мы все вместе разместиться в такси? Почему? (рассуждения детей). На чем же мы поедем? (на автобусе). Где спрятался звук Т в слове автобус? (в середине слова).
    - Дети, садитесь в автобус, поедем выбирать подарок медвежонку Топу (дети рассаживаются на стульчики, определяется водитель с рулем, кондуктор с билетами).
    Выставляются предметные картинки: мед, пальто, туфли, конфеты в заданной последовательности.
    - Запомните и повторите, какие подарки мы отвезем медвежонку Топу.

  8. Подбор определений к существительным.

    Скажите Питу и Тобику, какие конфеты бывают на вкус. (сладкие). Они бывают твердые и ... (мягкие). Пит говорит, что медвежонок Топ любит «сладкие мед». Правильно ли он сказал? Мед какой? (сладкий). А конфеты какие? (сладкие). А молоток бывает сладкий? (нет, металлический, деревянный). А топор? (острый, тупой, тяжелый).

  9. Физминутка «Мы ехали, ехали».
  10. Произношение звука Т в предложениях.

    Вот мы и приехали к Топу. Поздоровайтесь с ним. Скажите ему добрые и приятные слова. Как Топ здоровается с Питом и Тобиком? (здравствуй, Пит! Здравствуй, Тобик! Как я рад вас видеть. Как хорошо, что вы приехали ко мне!).

  11. Составление сложных предложений.

    Подарите Топу подарки и расскажите ему о их назначении. (Это молоток, которым можно забивать гвозди. Это пальто. Ты будешь надевать его, когда холодно. Это туфли. Их надевают, когда выходят на улицу. Это тапочки, в них ходят дома.)
    - Дети, хватит ли Топу одной пары туфель? (нет). Почему? (потому что у него 4 лапы). А что вы предлагаете сделать? (рассуждения детей).

  12. Формирование грамматических категорий.

    Топ не знает, как правильно сказать: одна туфля или один туфель (одна туфля, одна тапочка. Много туфель, много тапочек)

  13. Знакомство с буквой Т.

    - Ребята, это буква Т. Найдите ее в синем замке. Что вам напоминает буква Т? (молоток, антенна).

  14. Печатание буквы на доске.
  15. Составление слова Пит из букв разрезной азбуки.
  16. Печатание детьми слова Топ на доске после звукобуквенного анализа.
  17. Итоги занятия.