Роль курса "Русская словесность" в духовном развитии школьника

Разделы: Литература


В настоящее время преподавание дисциплин филологического цикла, в том числе русского языка, осуществляется в сложных социокультурных условиях.

Средства массовой информации давно перестали быть образцом, достойным подражания. С каким чувством гордости Н. М. Карамзин говорил: "Да будет же честь и слава нашему языку, который в самородном богатстве своем … течет, как гордая, величественная река …" Сегодня даже интеллигентные люди говорят на засоренном языке. Новомодные, наиболее читаемые писатели довольно вольно обращаются со словом. Восхищаться остается лишь языком самих классиков литературы, но и это вызывает сомнения, если новейшие издания книг полны ошибок.

Все это ведет к деформации русского литературного языка, происходит расшатывание его норм, снижается речевая культура и грамотность населения.

В связи с этим все более актуальной становится проблема сохранения национального языка. Проблема эта общегосударственная.

Департаментом общего среднего образования МО РФ проанализировано состояние филологического образования. Выявлены негативные положения, одно из них - недостаточное внимание речевой культуре.

Вместе с тем отмечено: наблюдается тенденция к возрождению пластов языка, связанных с духовным становлением личности, с постижением языка как основы духовной культуры в целом: используются альтернативные пособия и программы, ведутся интегративные курсы, действуют школы и классы с углубленным изучением русского языка.

Обратимся к курсу "Русская словесность".

Одна из трудностей, с которыми сталкиваешься в процессе обучения школьников,- бедность речевого выражения мысли учащихся. Но бороться с этой трудностью необходимо не на последней ступени обучения (когда речь идет о подготовке к уровню "с"), а как можно раньше.

Необходимо научить ребенка осознавать значимость слова. Поэтому на первых же уроках словесности ввожу и постепенно развиваю понятие “Внутреннее движение души”.

Ставлю цели: 1) познакомить со способами передачи внутреннего движения души путем наблюдения за xудожественным текстом,

2) способствовать развитию читательской наблюдательности, ассоциативного мышления, воображения,

3) способствовать формированию собственного "я" – "я" человека.

На первом этапе работы убеждаемся, что внутреннее движение души можно передать с помощью слов, описывающих (называющих) состояние души, восприятие мира: радость, счастье, красоту. Размышляем о собственном состоянии души, выражая его в слове. То есть поднимаемся на ступеньку осознания собственного "я" – "я" человека: я чувствую, я ощущаю.

Следующая ступенька – наблюдение за тем, как слово в контексте приобретает необычное значение, становится эмоционально насыщенным. Для ребят становится открытием, что двойственность души можно передать, используя обыденные слова (относящиеся к бытовой лексике). Осуществляя социально-ролевую функцию урока, обращаюсь к жизненному, интеллектуальному, эмоционально-чувствительному опыту ребенка. Прошу выразить ассоциации, связанные со словами

печка

солнце

ведра

крыльцо

река

 

От собственного жизненного знания приходим к осознанию художественного видения. Обращаемся к стихотворению Н. Колычева (сб. “Звонаря зрачок”,1993)

Теплый взгляд, лучистый, томный
По-кошачьи щурит печка.
Выйду с ведрами из дома
По певучему крылечку.
Дым растет из крыши старой
Белым деревом высоким.
Солнышко снежинкой алой
Мне покалывает щеки.
На заборе-частоколе
Чудо-холст — парчовый иней.
И заснеженное поле
Розовым цветёт и синим.
С куполов небес берёза
Потянула чуткий лучик,
Звонким языком мороза
Тронув колокол плакучий.
Светлым тоном, чистым ладом
Осыпают звуки душу…
Никуда спешить не надо,
Замерев, смотри и слушай.
Суета от веку лжива,
До покоя — не домчаться.
Лучше с ведрами большими
Каждый день ходить за счастьем
Меж сугробов по дорожке…
Там, совсем по-человечьи,
Грея берегов ладошки,
Полыньею дышит речка.

Движение души лирического героя – состояние счастья, бесконечной любви к родине – передано через восприятие обыденных предметов. Предметы оживают: автор наделяет их лицами. Так знакомимся с термином олицетворение – приемом, который дает возможность поэтизировать привычный мир. Подобным же образом ввожу другие литературоведческие понятия, то есть мы отказываемся от работы по схеме: теоретическое положение - пример из текста. Познание мира происходит не путем готового преподнесения истины ("нужно любить природу, Родину, быть вдумчивым читателем, ценить труд"), а путем сотрудничества с автором, учителем, друг другом. Условная схема познания мира такова: опыт ребенка - соотнесение своего видения с видением художника - выход на теоретическое положение.

Так постепенно у учащихся формируются умение и навык целенаправленного наблюдения за художественным текстом.

"Прощупав" жизненный, интеллектуальный, чувственно-эмоциональный опыт ребенка, выходим на следующий уровень – формирование навыков исследовательской работы.

На ранней стадии работы по формированию навыков исследования текста учащимся предлагают индивидуальные, парные, групповые задания по принципу адресной постановки вопросов в зависимости от индивидуальных способностей, психических свойств, особенностей восприятия каждого ребенка. Так, пятиклассник, находящийся на репродуктивном уровне познания, может получить задание подготовить сообщение "Особенности поэтического языка А.С. Пушкина", используя материал учебника и дополнительных источников. Ученик, обладающий навыками аналитического мышления, способен провести маленькое исследование "Частота употребления существительных, прилагательных, глаголов в стихотворении А.С. Пушкина "Унылая пора! очей очарованье!..", цель которого – размышление над вопросом: почему стихотворение насыщено существительными и прилагательными. Склонному к творческому самовыражению ребенку предлагается стилизация пушкинского стихотворения.

Учитель помогает, направляет, стимулирует работу ученика и на уроке, и во внеурочное время. На последующих этапах работы учащимся предоставляется право выбора разноуровневых заданий, что способствует реализации перехода от репродуктивного к аналитико-творческому уровню познания.

Соотнесение наблюдения за художественным текстом с собственным восприятием, развитие исследовательских навыков позволяет ребенку (в зависимости от уровня развития) подняться (или сделать попытку подняться) на ступеньку умения выразить свое восприятия мира словом.

Создание собственного текста может “проходить” несколько этапов. Так, в 5 классе на примере былины "Три поездки Ильи Муромца" мы рассматриваем особенности композиции, развитие сюжета, образ героя, вводим понятие гипербола. С целью выявления одаренных детей классу предлагается задание: стилизовать вступление. Затруднений это задание не вызвало ни у кого, самые удачные работы были взяты на заметку.

В 6 классе былины не изучались, но на групповом занятии продолжалась работа по наблюдению за языковыми особенностями, манерой сказывания былин.

В 7 классе работа по созданию былины была завершена. Получилось несколько удачных текстов. Они были прочитаны на занятии по словесности, обсуждены с ребятами, и по общему решению самая яркая былина была отправлена на конкурс "Вдохновение" –ученик стал призером.

В 8 классе уделяется внимание стилизации баллады, в 9-ом – оды.

Разнообразная исследовательская и творческая работа не только расширяет диапазон знаний, но и дает возможность закрепить употребление языковых средств в собственной речи учащихся, способствует развитию умения рассуждать, оценивать, интерпретировать, творить.

Сегодня, когда материальное довлеет над духовным, путь интеграции русского языка и литературы, способствующий возрождению подлинного интереса к русской культуре, кажется особенно важным.