Урок окружающего мира в 1-м классе по теме "Удивительные растения мира"

Разделы: Начальная школа


Цель: сформировать у учащихся представление об удивительных растениях мира.

Задачи:

  • систематизировать и расширить знания учащихся о том, как растения приспосабливаются к окружающей обстановке, закрепляя понятие “дерево”; развивать умение видеть отличительные признаки растений по размеру, форме, цвету; знать особенности удивительных растений;
  • развивать наблюдательность, логическое мышление и воображение, художественно-речевые навыки, эмоциональную сферу;
  • воспитывать бережное отношение к живой природе.

Оборудование:

  • Компьютерная презентация “Удивительные растения” (Приложение);
  • Мультимедийный проектор;
  • Учебник-тетрадь “Окружающий мир” автор:  О.Т.Поглазова, 1 класс.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Проверка готовности к уроку.

II. Повторение изученного

– Ребята, на прошлом уроке мы говорили о деревьях, которые можно встретить на собственном дворе. Перечислите их, пожалуйста.

С какой целью их посадили? (выслушиваются ответы детей)

III. Изучение нового материала

Сегодня мы познакомимся с теми растениями, которые растут в других странах. Слайд 1

Их считают удивительными. Почему? Вы ответите мне сами после того, как познакомитесь с ними. Кроме того, каждый из вас должен будет определить, какое из представленных растений удивило в большей мере. Начнём наше знакомство с необыкновенного дерева, которое растёт только в нашей стране. Как вы думаете, о каком дереве идёт речь? (После предположения детей открывается слайд № 2)

У. рассказывает легенду о берёзё.

Легенда о березе

Деревья, как люди, имеют свой характер. Одни стоят мрачные, угрюмые. А другие всегда весёлые, радостные. В ясный день их листья отражают солнечный свет, и, кажется, что они сами светятся.

Росла в лесу берёза. Была она ко всем добра и приветлива. Любили все вокруг белоствольную берёзку. И на вид и по характеру была она светлая.

– Почему ты никогда не унываешь, не печалишься? – спросила берёзу мрачная ель.

– Жизнь так прекрасна! – воскликнула берёза. Нужно радоваться каждому мгновению. Некогда печалиться!

– Ты не боишься бури, которая может тебя сломать? Не боишься, что тебя срубит человек?

– Не боюсь,– ответила берёза. Я буду жить в своих детях, обо мне будут петь птицы. Меня будут вспоминать деревья. Шелестом листьев они расскажут молодой поросли обо мне.

Ель не верила берёзе и становилась всё мрачнее.

Однажды ночью разыгралась сильная буря и сломала берёзу. С тех пор прошло много времени. Но добрую, жизнерадостную берёзу никто не забыл. О ней рассказывал ветер, пели птицы, шелестели листья, и звенели вокруг пня колокольчики. Берёза продолжала жить в памяти лесных обитателей. А весной, когда деревья в лесу снова стали покрываться молодой зеленью, берёзовый пень тоже зазеленел. На пне березы стал расти мох. А ведь это тоже жизнь!

– Ребята, так чем же удивительна наша родная берёзка? (дети сначала сами пытаются определить, что удивительного в берёзе, а затем учитель подскажет, что наша родная берёзка удивительна тем, что среди всех деревьев только у неё цвет коры белый).

Работа по учебнику с. 48. Рассмотрите внимательно рисунки и найдите среди них берёзку, укажите её цифрой 1.

– К какой группе (лиственные или хвойные) её можно отнести?

А сейчас предлагаю вам вспомнить, какое дерево мы приносим в свои дома в канун Нового года и украшаем его? (ель, сосна)

– Правильно, но, наверное, никто из вас не видел, как выглядит новорождённая сосна. Слайд № 3

Сосна – одно из древнейших лекарственных растений. Ее хвою включали в состав компрессов и припарок 5000 лет тому назад. В Древнем Египте смола сосны входила в бальзамирующие составы. Доказано, что эти составы до сих пор (через 3000 лет) не потеряли своих бактерицидных свойств. В Греции и Риме сосну использовали при лечении простудных заболеваний. На Руси было принято жевать смолу сосны для укрепления зубов, десен, для дезинфекции полости рта. Сосна является самым распространенным строительным материалом. .... Чаще всего идет на изготовление украшений и на рельефную отделку мебели, корни – для плетения корзин, янтарь из смолы сосны – материал для изготовления ювелирных изделий. Размножается семенами. Живет до 350-400 лет. Слайд № 4, 5.

Работа по учебнику с. 48. Рассмотрите внимательно рисунки и найдите среди них сосну, укажите её цифрой 2.

– Ребята, поднимите руку, кто хоть раз ел бананы? А где вы их брали? Почему никто не срывал их у себя во дворе? Правильно, потому что бананы в нашей стране не растут. Их родина – тропическая Азия. Слайд № 6.Это самая высокая в мире трава. Бананы выращиваются в 132 странах мира, другой такой распространенной фруктовой культуры больше нет.

Работа по учебнику с. 48. найдите банан, укажите его цифрой 3.

ФИЗМИНУТКА

– А вот следующее растение – бамбук (Слайд № 7, 8) растёт прямо на глазах.

Слайд № 9, 10, 11. Древесина его крепкая, ценная для построек и столярных работ. Бамбук идёт на изготовление бумаги. Молодые ростки бамбука (как овощи) употребляют в вареном и маринованном виде.

Работа по учебнику с. 48. найдите бамбук, укажите его цифрой 4.

– Обратили внимание, что на картинке осталось 2 дерева? Как вы думаете, чем они удивительны? (выслушиваются ответы детей). Что у них общего?

– Это деревья-великаны. (Слайд № 12, 13). Секвойя и эвкалипт.

Секвойя — это самый большой живой организм на Земле. Тем, кто видит секвойю в первый раз, она кажется чем-то, пришедшим из сказки. Средний диаметр дерева — два с половиной метра, а иногда — до 6 м, а высота некоторых деревьев превышает 110 м. В объёме ствола свободно помещается междугородный автобус. Была открыта в Америке. Ее древесины хватило бы на 40 одноэтажных домиков или на 5 млрд. спичек.

Самые высокие деревья в мире – Эвкалипты. В Австралии был найден эвкалипт высотой 155 м, а окружность дерева у земли – 50 м. 20 человек должны были взяться за руки, чтобы обхватить ствол этого гиганта. Эвкалипты растут необыкновенно быстро. За 7 лет вырастает дерево высотой 19 м и 1,5 м в обхвате. (Слайд 14, 15)

Работа по учебнику с. 48. Постарайтесь определить, где секвойя, а где эвкалипт. Секвойю обозначьте цифрой 5, эвкалипт – цифрой 6.

– Итак, а сейчас мы с вами “выстроим” эти 6 растений по росту.

IV. Закрепление изученного материала. Работа в группах.

У каждой группы – названия растений на карточках. Задача: расположить их по высоте в порядке возрастания. При этом необходимо вспомнить, что слышали о них,

Проверка. (ученики узнают от учителя, до какой высоты эти растения могут вырастать).

Банан – 7 м (с двухэтажный дом)

Берёза – 30 м

Сосна – 42 м

Бамбук – 38 м

Секвойя – 142 м (выше пятидесятиэтажного “небоскрёба”)

Эвкалипт – 155 м (выше пятидесятиэтажного “небоскрёба”)

ФИЗМИНУТКА

V. Изучение нового материала (продолжение)

– Растения могут удивлять нас не только своей высотой. Пофантазируйте, почему растения имеют такие названия (учебник, с.49): сейба, баобаб, бутылочное дерево, пузатая пальма, баньян, гигантский кактус. Попробуйте объяснить, как растения приспосабливаются к условиям жизни. Можно сочинить и рассказать короткие сказочки, объясняющие удивительные формы изображённых деревьев. Например:

Сказка про Сейбу.

Жила-была Сейба, высокая красавица с гордой головой и стройным станом. Не захотела она подчиняться злому волшебнику, и он наслал на неё злые ветры, чтобы они погубили гордую красавицу. Обратилась прекрасная сейба к своим корням: “Помогите, добрые мои верные корни, не дайте злым чарам одержать верх”. Долгая ночь прошла. А наутро гордая красавица опиралась на высокие (до 6 м) плоские корни, которые сделали её ещё более устойчивой. Так не покорилась Сейба злому волшебнику.

Материал на слайдах № 16 – 20 даёт истинное объяснение удивительным формам растений.

VI. Самостоятельная работа (в учебнике-тетради)

VII. Подведение итогов.

Учащиеся высказывают своё мнение, подкрепляя его доказательствами в пользу своего “самого удивительного растения”.

Презентация