Обобщающий урок по русскому языку в 5-м классе по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"

Разделы: Русский язык


Цели:

Образовательная: Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела “Морфемика. Орфография. Культура речи”, привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.

Развивающая: Развивать умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость и чувство языка у ребенка; отрабатывать орфографическую и пунктуационную грамотность.

Воспитательная: Воспитывать потребность в овладении грамотным письмом, развитии речи, внимание, самодисциплину; умение работать в паре, группой.

Оборудование:

– учебник “Русский язык”, 5 класс, авторы: Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов и др.;
– мультимедийное оборудование (компьютер, проектор, экран);
– таблицы с изученными орфограммами;
– таблица-тренажер для определения правил написания безударной гласной в корне слова;
– карточки с буквами М, О, Р, Ф, Е, М, И, К, А.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Психологическая зарядка.

Доброе утро, ребята. Я рада вас видеть в хорошем настроении. Улыбнитесь друг другу. Мы начинаем урок русского языка.

2. Постановка цели и темы урока.

Цель нашего урока – обобщить знания о морфеме как наименьшей значимой части слова; привести в систему и проверить степень освоенности всех тем раздела “Морфемика. Орфография. Культура речи”; а также совершенствовать навыки грамотного письма.

II. Проверка домашнего задания.

Устное сочинение по репродукции картины П.П. Кончаловского “Сирень” (2-3 человека). Класс рецензирует сочинение.

III. Работа по теме урока

1. Фронтальный опрос

Учитель: Ребята, у нас в гостях сегодня Принцесса Морфемика. Я передаю ей слово.

Девочка: Здравствуйте, ребята. Я пришла к вам, чтобы узнать, как вы усвоили мой раздел науки о языке. Сейчас я вам дам задание, а кто правильно его выполнит, получит от меня загадочную карточку с буквой (далее девочка проводит опрос, за каждый правильный ответ она вручает детям карточки с буквами М, О, Р, Ф, Е, М, И, К, А):

  1. Назовите изменяемую часть слова.
  2. Как называется часть слова без окончания или неизменяемое слово целиком?
  3. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.
  4. Главная значимая часть слова – это…
  5. Докажите, что это так на примере слова “фокусник”.
  6. Произведите морфемный разбор слова “растет”.
  7. Отгадайте шараду: Мой корень – родственник сражению, приставка – в слове “заявление”. В “наборщике” есть суффикс мой. А весь – тружусь я под землей.
  8. Что обозначает суффикс -щик?
  9. Произнесите правильно скороговорку и найдите в ней однокоренные слова: Грузный грузин грузит грузди.

Девочка приглашает к доске детей, получивших карточки. Они вместе составляют слово “МОРФЕМИКА.

Девочка: Ребята, так что же такое морфемика? (Ребята отвечают). Молодцы, друзья! Теперь я вижу, что вы очень хорошо знаете мой раздел науки. А мне пора, до встречи! (Девочка уходит).

2. Тренировочные упражнения (проводятся одновременно по группам учащихся, в зависимости от сложности задания).

2.1. Упр. 450. Заполните таблицу “Гласные и согласные в корне слова” четырьмя-пятью словами. Выполняется первой группой учащихся в тетрадях. Это же упражнение у доски выполняют четыре человека. Проверка.

2.2. Упр. 452 (повышенной сложности). Определите, правильно ли распределены слова по видам орфограмм. Исправьте ошибки, обозначая условия выбора букв на месте пропусков. Выполняется обучающимися самостоятельно. Проверка: чтение слов по видам орфограмм.

2.3. Упр. 451 (работа в паре). Составьте таблицу “Гласные и согласные в приставках” и заполните её примерами. Выполняется двумя учащимися с использованием мультимедийного оборудования.

2.4. Упражнение с таблицей-тренажером (работа в паре). Руководствуясь таблицей выписать выделенные слова в заданной последовательности (Приложение 1). Выполняется двумя учащимися с использованием мультимедийного оборудования.

3. Творческая работа

3.1. Психологическая игра-минутка (по выбору учителя).

“Кузовок” (способствует формированию образа слова) или “Паровозик” (способствует развитию фразовой речи, тренировке вербальной памяти, увеличению словаря) (Приложение 2).

3.2. Составление рассказа с данными словами и по данным схемам на тему “Солнечным утром в саду”. Опорный материал спроецирован на экране.

Рабочий материал:

3.3. Словарно-орфографическая работа. Работа с толковым словарем.

Крыжовник – крыж – “крест” (польск.)

Решетка – рех – “дыра, отверстие, решето” (русск.)

IV. Итог урока.

Самостоятельное выполнение упражнения 455. Озаглавьте и спишите текст. На месте пропусков обозначьте орфограммы, изученные в разделе “Морфемика”. Определите стиль текста.

Домашнее задание (по выбору учащихся).

1 группа – Подготовить сообщение об одном из словарей русского языка (морфемный, орфографический) – упр. 453.

2 группа – Составить диктант из слов или словосочетаний с непроверяемыми орфограммами, изученными в главе “Морфемика” – упр. 456.

Приложение 1

Приложение 2