Внеклассное мероприятие в начальной школе "Путешествие в Страну добра по дороге нравственности"

Разделы: Внеклассная работа


Цели: формировать нравственные качества: дружбы, доброты, уважения к старшим и малышам, трудолюбия, аккуратности;

Развивать любознательность, внимание, логическое мышление.

Оборудование: магнитофон, аудиозапись, ноутбук, проектор, экран, карточки с пословицами, пальчиковая игрушка – Незнайка, караоке, листы бумаги, краски, карандаши.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Цели:

К нам на занятие сегодня пришел сказочный герой. Кто это? (Незнайка). Он всегда такой рассеянный, что вот потерял свою шляпу и даже не знает, где.

Мы отправимся с вами в путешествие в страну Добра по дороге нравственности. Что такое нравственность? От какого слова? (нравиться). Да, это разные дела и поступки, которые всем должны нравиться. И будем учить этому нашего Незнайку.

А поедем мы с вами на автобусе. Аккуратно займем свои места. Но… Прибежал Незнайка, всех растолкал, первый залез в автобус и уселся на самое лучшее первое место.

Ребята, может быть, нам надо что-то Незнайке подсказать? (правила посадки в автобус, пропустить девочек, помочь пожилым, уступить им место).

2. Путешествие по станциям.

Итак, все заняли свои места, уселись поудобнее. Отправляемся в путешествие и приглашаем всех принять в нем участие: поиграть, пошутить, посмеяться. И, конечно же, мы приглашаем всех наших друзей хорошенько подумать обо всем, что увидите и услышите.

Первая остановка. Что за город? Отгадайте загадки.[8 ]

Слаще меда, слаще пуха,
Отдохни!-все шепчет в ухо.
Тот, кто будет с ней дружить,
Будет очень плохо жить. (Лень)

Не колода и не пень,
А лежит целый день. (Лодырь)

Значит, это город Лентяйск. Почему его так назвали, как вы думаете?

Ленивые школьники скучают на уроках, поэтому плохо учатся. Такие дети не хотят выполнять работу в классе. Лентяи не любят чисто писать в своих тетрадях, читать книжки. Они не воспитывают в себе привычку трудиться, помогать своим родителям в домашних делах. Ленивые дети хотят жить так, как мечтал об этом один ученик.

(Стих. Б. Заходера “Петя мечтает”[5])

Если б мыло приходило
По утрам ко мне в кровать,
И само меня бы мыло –
Хорошо бы это было.

Если б книжки и тетрадки
Научились быть в порядке,
Знали все свои места –
Вот была бы красота.

Вот бы жизнь тогда настала!
Знай гуляй да отдыхай!
Тут и мама б перестала
Говорить, что я лентяй.

Некоторые дети забывают хорошее и очень важное правило: у каждой вещи должно быть свое место. К этому следует приучить себя на всю жизнь. Такая привычка помогает хорошо учиться, успевать за день сделать много разных дел. Порядок надо соблюдать во всем. Тогда не надо будет ничего искать – все всегда под руками и в нужный момент вещи легко взять.

(Стих. И Демьянова “Почему короткий день” [5])

- Почему короткий день?
- Ты искал с утра ремень.
А потом резинки, а потом ботинки!
Убирай все с вечера –
Искать будет нечего!
От себя прогонишь лень –
И длиннее станет день!

Что же мы можем посоветовать Незнайке? (не лениться, всегда трудиться.)

Отправляемся дальше.
А вы когда-нибудь бывали
В городе Спасибоград,
Где на вежливом бульваре
Вежливо благодарят? (Н. Юсупов)

Незнайка не знает вежливых слов и с удивлением у вас спрашивает, что это за слова такие. Ребята, какие вежливые, волшебные слова вы знаете?

Слова “здравствуйте” и “до свидания” – очень интересные слова. Вдумайтесь в их значение. “Здравствуйте” – мы желаем вам здоровья (здравия). И “До свидания” – мы надеемся увидеть вас еще раз. Поэтому людям приятно слышать такие слова. А слова “Спасибо, Пожалуйста” образованы от сочетания слов. “Спасибо” – Спаси Бог, “пожалуйста” – от “пожалуй” -окажи милость, внимание, “ста” – по мнению некоторых ученых сокращенная форма слова “государь”.[4]

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: “Доброе утро!”
“Доброе утро!” – солнцу и птицам.
“Доброе утро!” – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, отзывчивым…
Доброе утро длится до вечера.

Добрые слова любят и понимают не только люди, но и животные. Есть даже такая пословица: Доброе слово и кошке приятно. Послушайте стихотворение.

Ко мне бежит огромный Гусь,
Я говорю себе: “Не трусь!
Быть может, этот Гусь – ручной,
Бежит знакомиться со мной”.
Но у Гуся свирепый вид –
Он угрожающе шипит.
Щипаться будет? Ну и пусть.
Я улыбнулся: “Здравствуй, Гусь!”
Он головой кивнул в ответ
И мне послышалось: “Приве-ет!”[7]

Почему свирепый Гусь вдруг кивнул головой мальчику и как бы сказал “Привет”?

Если ты идешь навстречу с улыбкой, с добрым словом “Здравствуй” – это значит, что ты не хочешь причинять вреда, обидеть и, наверное, самый сердитый гусь смягчится.

Вот какое удивительное слово “здравствуйте”.

Никогда не надо забывать говорить людям волшебные слова, чтобы не огорчать их. В стих. А. Шибаева “Дорогие слова” автор пропустил некоторые слова. Давайте хором их угадаем.

Дядя Саша огорчен,
Рассказал он вот о чем.
Настя – славная девчонка,
Настя ходит в первый класс
Но… давно уже от Насти
Я не слышу слова…
А слово-то какое –
Очень дорогое.
Встретил Витю я, соседа,
Встреча грустная была:
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но – представьте! Зря от Вити
Ждал я слова…
А слово-то какое –
Очень дорогое.
Он про внучку говорил:
Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу – очень рада.
Но нельзя ж молчать как рыба,
Ну, сказала бы …
А слово-то какое –
Очень дорогое.[6]

Но знать заветные “волшебные” слова мало. Ведь вежливость – это еще и поступки, действия. Придержать тяжелую дверь в школу перед тем, кто идет следом; помочь пожилому человеку подняться на ступеньку автобуса; взять у мамы тяжелую сумку – да мало ли еще существует знаков внимания к людям, которые они с благодарностью примут от вас. А ваши хорошие поступки делают людей добрее.

Внимание! Наше путешествие продолжается. На нашем пути встречается полустанок “Остров Отдыха”. Вместе с Незнайкой мы можем отдохнуть.

(Физминутка)

Если нравится тебе, то делай так (движение)
Если нравится тебе, то делай так,
Если нравится тебе, то и другим ты покажи,
Если нравится тебе, то делай так

Чтобы узнать, какая будет следующая остановка, надо отгадать, мелодия какой песни прозвучит. (“Вместе весело шагать”) Что это за песня? О чем она? (О дружбе)

Незнайка, как ты думаешь, как называется остановка? Город Дружбы и Добра.

Как понимаете слово “дружба”?

Кто такой друг?

Что значит дружить?

Настоящий друг – это человек, которому мы всегда доверяем и на которого всегда можем положиться. Чтобы в вашей жизни появился человек, которого вы сможете назвать своим другом, надо научиться отдавать, не ожидая и не требуя ничего взамен. Доверие и великодушие – вот та почва, на которой вырастет дружба. Обретает друзей тот, кто сам умеет дружить.[2]

Давайте подумаем и составим правила, законы дружбы.

  1. Доверять своему другу.
  2. Помогать друг другу.
  3. Заступаться за друга.
  4. Уважать своего друга.
  5. Не обижать друга.
  6. Уметь хранить секреты друга.

На доске – пословицы о дружбе и добре. Надо соединить части стрелочками.

Друг познается в беде.
Старый друг лучше новых двух.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Один за всех и все за одного.

Чему научили Незнайку на этой станции?

Землю обогнули тоненькие нити,
Нити параллелей и зеленых рек.
Протяните руку, руку протяните,
Надо, чтобы в дружбу верил каждый человек.
Обогрейте словом, обласкайте взглядом,
От хорошей шутки тает даже снег.
Это так чудесно, если с вами рядом
Станет добрым и веселым хмурый человек.[1]

Поем песню (караоке) и движемся к следующей остановке.

Как называется наша остановка? Станция Улыбок.

(Стих. “Улыбка”)

Кто улыбкою день встречает,
Кто с улыбкой детей пеленает,
Кто с улыбкой проблемы решает,
Чья улыбка, как луч мудреца.
Тот, как солнце, всех согревает,
Тот улыбкою зло побеждает,
Тот великую тайну знает:
Суть улыбки – радость творца.[1]

Перед вами лежат листы бумаги. Вам надо нарисовать улыбающееся лицо, улыбку.

Посмотри, Незнайка, какие разные улыбки, какие разные веселые лица нарисовали дети.

Ребята, я думаю, что с нашего путешествия, которое уже подходит к концу, Незнайка многому научился. И сейчас давайте попробуем из слов на экране выбрать те, которые подойдут Незнайке и нам с вами.

Умный, глупый, злой, добрый, красивый, хитрый, жадный, заносчивый, правдивый, врун, отзывчивый, грубый, ласковый, ябеда, насмешник, непоседа, трудолюбивый.

Все слова, которые вы выбрали, относятся к воспитанному человеку. Это все – нравственные качества, которые нравятся нам и людям, с которыми мы общаемся.

На этом наше путешествие заканчивается. Спасибо вам за урок нравственности, который вы преподали Незнайке.

Литература:

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя 1-4 кл. М.: ВАКО,2005.
  2. Дереклеева Н. И. Классные часы по теме нравственность. М.: 2006.
  3. Дик Н. Ф. Классные часы в 3-4 кл. Ростов: Феникс, 2007.
  4. Еланская А. Секреты твоего успеха. Этикет и искусство общения. –М.: Махаон, 2007.
  5. Классные часы на темы этикета / авт.-сост. Матюхина Ю. А.– М.: Глобус, 2007.
  6. Подгорная С. Н. Современные праздники в начальной школе.– М.: ИКЦ “МарТ”, 2007.
  7. Совместные праздники для школьников и родителей в начальной школе. / кол. Авторов.– М.: Глобус, 2006.
  8. Сборник загадок. / Сост. Карпенко М. Т. – М.: Просвещение, 1998.
  9. Шепелева Т. В. Классные часы в 5-6 кл. Волгоград; Учитель,2006.

Приложение 1