Урок русского языка во 2-м классе по теме "Корень слова"

Разделы: Начальная школа


Цели
  • Формировать умение определять в словах корень.
  • Учить подбирать однокоренные слова.
  • Развивать память, внимание, мышление, устную и письменную речь.
  • Воспитывать аккуратность, любознательность, любовь к природе.
Оборудование
  • Таблица «Однокоренные слова»
  • Учебник «Русского языка» для 2-ого класса, авторы Л. М. Зеленина и Т. Е. Хохлова.
  • Картины с изображением леса.
  • Индивидуальные карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный  момент

2. Сообщение темы  урока

Учитель. Ребята, как вы знаете, наша речь состоит из предложений, предложения из слов, а слова состоят тоже из частей, с которыми мы будем знакомиться. А как вы думаете, для чего нам нужно знать состав слова? Правильно, чтобы уметь правильно составлять слова и связывать их между собой. Вот сегодня наша тема так и называется «Корень слова».

3. Чистописание

Характеристика буквы Т. Письмо по образцу. Письмо однокоренных слов.

Таня Татьяна Танечка Танюша Татьянин

4. Словарная работа

Учитель. Отгадайте загадки. Слова-отгадки запишите в тетрадь.

  • Шагаешь - впереди лежит, оглянешься – домой бежит (дорога).
  • Не море, не земля, корабли не плавают, а ходить нельзя (болото).
  • Я берёзку качну, я тебя подтолкну, налечу, засвищу, даже шапку утащу, а меня не видать. Кто я? Можешь угадать? (ветер)
  • Верещунья, белобока, а зовут её ……… (сорока).
  • Озорной мальчишка в сером армячишке, по двору шныряет, крохи собирает (воробей)
  • Белый на белом написал, где бегал. Рыжая прочтёт, белого найдёт (заяц, лиса).
  • Кто, позабыв тревоги, спит в своей берлоге? (медведь)

5. Работа над новым материалом

Учитель. Давно это было. На одной волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью разрастаться. Когда корень разрастался, из него появлялись новые слова-веточки, и назвали их – однокоренными. А так как они все были дети одного корня, то ещё их назвали – родственными. Общую часть родственных слов так и зовут с тех пор корнем. Из глубокого уважения к родителю однокоренные родственные слова соорудили корню домик, округлый и уютный.

Корень – это значимая часть слова.

Над словами родственными держит власть, выясни умело линию родства – однокоренные подбери слова. А сможете вы, ребята, отыскать в словах корень и построить ему такой же домик? Давайте попробуем вместе, возьмём слово лес (лесной, лесник, лесничество, лесовичок).

6. Работа в тетради

Подобрать и записать однокоренные слова.

  • Гриб, грибник, грибной.
  • Берёза, берёзовый, подберёзовик.
  • Мороз, морозный, морозить.
  • Ночь, ночевать, ночной.

7. Физминутка

Мы к лесной лужайке вышли,
Поднимали ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенёчки.
Кто из нас вот так шагал –
Не споткнулся, не упал?
Вот мы в лес пришли,
Белый гриб нашли.
Вот грибок, другой грибок…
Положу их в кузовок.

8. Закрепление и повторение пройденного

Списать с доски текст, подчеркнуть однокоренные слова. В первом и втором предложении подчеркнуть главные члены предложения.

Атомный ледокол.

Наступила зима. Лёд сковал море. Не могут корабли плыть дальше. На помощь пришёл атомный ледокол. Подминает он под себя ледовые глыбы и ломает их. А корабли плывут за ним.
(какой корабль называют ледоколом и почему?)

9. История о лесе

- Ребята, мы с вами говорили о том, что корень – это главная часть слова, а ещё у чего бывают корни? (растений, деревьев, кустарников)
- Ребята, а сейчас послушайте историю о лесе.

Однажды художник решил нарисовать лес. Он рассуждал: «Лес – это деревья». Нарисовал разные деревья, а в углу старичка – лесовика. Деревья на картине засохли, а лесовичок подсказывает, что лес – это не только деревья, но и кусты, травы, цветы. Дорисовал и это, но на картине всё чахнет. Лесовичок: «Забыл грибы, насекомых». Художник дорисовал грибы, насекомых. Через некоторое время картина стала почти голой, везде – на деревьях, кустах, траве сидели полчища насекомых и ели зелень. Художник забыл нарисовать птиц. Когда всё заново нарисовал, добавил птиц, то был уверен, что теперь нарисовал всё, что есть в лесу. Но лесовичок снова заметил, что нужно нарисовать ещё лягушку и ящерицу, и ещё разных зверей. «Вот теперь это настоящий лес, теперь он будет жить. Потому что здесь есть всё: и деревья, и травы, и грибы, и цветы, и животные. Это лес. И даже есть табличка с надписью: «Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади».

Учитель. А как вы считаете ребята? Лесовичок прав?

9. Подведение итогов урока. Блиц опрос по карточкам.