Фольклорное занятие по развитию речи в подготовительной группе детского сада "Сядем рядком да поговорим ладком"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цели

  • продолжить знакомство детей с деревянным строительством на Руси, внутренним устройством и убранством избы, бытом наших предков;
  • развивать память, внимание, логическое мышление, речь через малые фольклорные жанры;
  • расширять словарный запас детей;
  • воспитывать любовь детей  к родному краю, к устному народному творчеству;
  • дать возможность применять в игре подлинные предметы.

Оборудование: Мультимедийный проектор, экран, компьютер, музыкальный центр, записи русских народных мелодий, песен о России, колыбельной, макет «Горница», предметы быта: икона, рушники, пряха, чугун, сундук, ухват, кочерга, половик, самовар, ложки деревянные, подушка, коромысла и т.д.

Словарь: Красный угол, горница, изба, очи, плотник, плотник, каравай.

Звучит мелодия песни «Гляжу в озера синие». Хороводом в народных костюмах с воспитателем (далее хозяйкой) входят дети. Образовывают круг. В центре большой экран. Во время хоровода демонстрируются слайды – Природа России в разные времена года в т.ч. Давыдовки.
Все рассаживаются на стульчики, поставленные полукругом.

Воспитатель.Посидим рядком, поговорим ладком.

Слово о русской земле. По ходу стихотворения демонстрируются слайды: озера, реки, источники, горы, холмы, дубравы, поля, звери, птицы, города из «Золотого кольца», села.

Ученик.
О светло светлая и красно крашеная земля Русская!
Многими красотами дивишь ты: озерами многими,
дивишь ты реками и источниками местночтивыми,br> горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми,
полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными,
городами великими, селами дивными…

Воспитатель.
Слава русской стороне! Слава русской старине!
И про эту старину я рассказывать начну.

Рассказ сопровождается показом слайдов.

В старину русский человек не представлял себе родины без золотистой рубленой избы, сторожевой башни под шатром, чудного и дивного храма.
В лесистых местах, на берегах рек и озер, ставили свои дома наши предки.

1-й ребенок.
Рыба ищет, где глубже, а человек, где лучше.

Воспитатель.
Деревенские избы в старину ставились не по порядку, а как говорили на радостном месте.
Обычно, куда скот ложился отдыхать или жили муравьи. Нельзя располагать дом на перекрестке дорог.

2-й ребенок.
С семьей не будет ладно, во дворе не будет водиться скотина.

Воспитатель.
Подходящими считали лишь те места, которые хорошо освещались, на некоторых возвышениях. Уточняли выбор места ночью или рано утром (в 5ч утра). Шли босиком в одной рубахе, без верхней одежды, чтобы чувствовать холодные и теплые места. Если охватывало холодом – рыли колодец, теплом – строили дом. Стены избы, колодца, плетня были плотно связаны друг с другом и назывались плотом. Отсюда и мастера называли плотником. Хорошую избу мог срубить не каждый. Тут и опыт нужен, и мастерство, и особый талант. Ходили от города к городу, от деревни к деревне плотницкие артели. Топор за поясом, скобель, долото – весь инструмент. Пилами пользовались редко.

3-й ребенок.
Топор всему голова.

4-й ребенок.
Без топора не плотник, без игл не портной.

Воспитатель.
Лес для строительства выбирали крепкий и ровный.

5-й ребенок.
Из гнилого леса ненадолго изба.

6-й ребенок.
Соломиной не подопрешь хоромину.

Воспитатель.
Поздней осенью проводился отбор и маркировка деревьев. В течение зимы лес рубили и вывозили. Замерзший ствол был крепок, звонок, сух и т.к. земля не давала ему излишней влаги. Твердая древесина плохо поддавалась удару топора и поэтому зимой обрубали только сучья. С наступлением весны древесина становилась мягкой и легкой для обработки. В это время (март-апрель) и рубили избы. В центре квадрата земли, определенного под будущий дом, хозяин вкапывал молодую березу. Она стояла так во время его строительства. Сначала делали четырехугольный венец и ориентировали на четыре стороны света: восток – запад, юг – север. Это соответствовало и четырем временам года: восток – весна; запад – осень; юг – лето; север – зима. Крестьяне называли избой дом, из одной комнаты с печью.

7-й ребенок.
Четыре угла дому на строение,
четыре времени году на свершение.

Воспитатель.
На венец кладется следующий венец. Между ними и щелочки не увидишь.

8-й ребенок.
Не для лета изба рубится, а для зимы.

Воспитатель.
Приглашаю всех на экскурсию в русскую избу.

Дети встают. Экскурсия по мини-избе.

Воспитатель загадывает загадку:
Стоит столб, горит свет, а углей нет.
(Свеча) Хозяйка зажигает свечу
.

Воспитатель.
Дом был и родовое гнездо, и жилище, и крепость древнего славянина.

9-й ребенок.
Дом мой – храм мой.

10-й ребенок.
Дом мой – моя крепость.

Воспитатель.
Вместе под одной крышей жили и деды, и отцы, и внуки.

11-й ребенок.
Семья сильна, когда над ней крыша одна.

12-й ребенок.
Одному страшно, а ораве все нипочем;

13-й ребенок.
Семья в куче, не страшна туча.

Воспитатель.
Обычный русский дом был нарядно украшен. В избе стояли лавки, скамьи, на которых спали, простой деревянный стол, сундуки для хранения вещей. Горница – так называли комнату в избе. А что, дети самое главное в избе. Узнаете, отгадав загадку. Чего из угла в угол не переставишь? (печь) Конечно. Не зря говорят:

14-й ребенок.
Печь – всему голова.

Воспитатель.
Печь делит горницу на 2 части. Одна половина, здесь хозяйки готовили еду, мыли посуду, стирали. А вот – правая часть горницы называлась красным углом. В каждом доме на самом видном месте висела икона. Когда в дом входит гость, он прежде искал глазами икону, крестился, а потом уже здоровался с хозяином. Дом воспринимается как живое существо, похожее на человека. Это подтверждается многочисленными загадками и поговорками.

15-й ребенок.
Кум с кумой видится, а близко не сходятся. (пол и потолок)

16-й ребенок.
Наташа в избе – рукава на дворе. (потолочная балка)

17-й ребенок.
Коль изба крива – хозяйка плоха.

Воспитатель.
Дом имел одно окно, светлое отверстие, от слова очи – глаза дома.

18-й ребенок.
Одно кривое окно весь фасад портит.

Воспитатель.
Окна прорубали в жилой части избы, чаще с восточной или южной сторон, чтобы дом прогревался солнцем. Первоначально окна делали небольшими высотой в одно бревно. Оконный проем для обитателей избы – не только в мир, в белый свет, а еще и глазок для чужих людей и сторонних сил. Окно в фольклоре часто сопоставляет со светом или солнцем:

19-й ребенок.
Только и свету, что в вашем окошке.

20-й ребенок.
«Придет солнышко и к нашим окошечкам».

Воспитатель.
В загадках.

1-й ребенок.
Красная девица в окошко глядит

Воспитатель.
Окно было важным атрибутом святочного гадания:

2-й ребенок.
Что услышишь под окном, того и жди.

Воспитатель.
Построена изба. Праздник у всех соседей. Хозяева забирают свои пожитки из старого жилища и всей деревней шли к новому жилью.
Переезд в новый дом сопровождался множеством примет.

3-й ребенок.Удачным днем для переезда считалась суббота.

4-й ребенок.
В старом доме готовили тесто, а хлеб выпекали в новом доме.

5-й ребенок.
Переносили золу из старой печи в новую.

6-й ребенок.
На новоселье приглашали друзей, родственников.

Воспитатель.
Празднующая процессия отправлялась из старого дома в новый. Впереди шел хозяин с хлебом-солью, хозяйка с помелом и кочергой, почетная старушка несла икону. Другие участники несли животных и домашнюю утварь.
7-й ребенок. (несет коромысло) Ни свет, ни заря пошел, согнувшись, со двора.

8-й ребенок. (несет ухват)
Не бык, а с рогами, не ест, а еду хватает, Что схватит – не отдает, сам в угол идет.

9-й ребенок. (несет ушат)
У туши – уши, а головы нет.

10-й ребенок. (несет ложки)
Сами не едим, а людей кормим.

11-й ребенок. (несет подушку)
Четыре уха, два брюха.

12-й ребенок. (несет чугун)
Сел на конь и поехал в огонь.

13-й ребенок. (несет прялку)
Будешь держаться за меня, гляди сгорбишься, как я,
А не подержишься за меня – станешь голая, как я.

Воспитатель.
Все обряды имели глубокий смысл – практический, магический, религиозный. По дороге на новоселье играли, шутили, пели песни.

Звучит мелодия русской народной песни «Выйду на улицу».

Мальчик.
Разойдись честной народ, не пыли дорожка!
Добры молодцы идут погулять немножко.

Девочки поют русскую народную песню «Ах, вы сени, мои сени» Находят подкову.

Воспитатель.
Ой! Подкова! А для чего же она здесь лежит ребята? (ответы детей)
Да, в старину подкову, находили на счастье и прибивалась она над дверью, чтобы в доме были счастье, добро, достаток, веселье, благополучие. А еще ребята, что являлось символом счастья, чистоты? (ответы детей)
Да, кошка. Ее пускали в новую избу первой.

Ребенок запускает кошку. Вносится икона. Входят хозяин и хозяйка.

Воспитатель.
А еще в новый дом с собой брали петуха. Он равняет все неровности в доме, клюет все нечистое и люди начинают жить поживать и добра наживать. А кто из вас знает пословицы о добре?

14-й ребенок.
Добра желаешь – добро и делай.

15-й ребенок.
Нет худа без добра.

16-й ребенок.
Доброе дело само себя хвалит.

17-й ребенок.
Жизнь дана на добрые дела.

18-й ребенок.
Доброе дело и в воде не тонет.

Продолжение сюжетно-ролевой игры. Убирают горницу. Расставляют мебель, вешают икону, рушники, расстилают половик. Девочки: одна садится за прялку, другая поет колыбельную под грамзапись, укачивая «младенца».

19-й ребенок.
У нашей хозяюшки все в работе, и собаки посуду моют.

20-й ребенок.
Счастья вам хозяюшка!

1-й ребенок.
Большого здоровья!

Хозяйка.
Федул, а ты, что губы надул?

Федул.
Кафтан прожег.

Хозяйка.
Зашить можно?

Федул.
Да иглы нет.

Хозяйка.
А велика ли дыра?

Федул.
Да один ворот остался.

Хозяйка.
Сынок, сходи на речку за водицей.

Федул.
Брюхо болит.

Хозяйка.
Сынок, иди кашу есть.

Федул.
Ну, раз мать велит, надо идти…

Под мелодию песни «Калинка» все рассаживаются на скамейки за общий деревянный стол.

Хозяйка.
Удобно ли вам гости дорогие?

2-й ребенок.
Гостям-то, известно дело, хватило места, да не тесновато ли хозяевам?

Хозяйка.
В тесноте да не в обиде. Добрый Иван – и людям и нам, а худой Иван – ни людям ни нам.

Хозяйка раздает деревянные ложки.

Ученик.
Эх, широка душа русского народа!  И где бы ни были в глуши
В руки брали просто ложки и играли от души!

Дети играют на ложках. Хозяйка несет чугун с кашей.

Хозяйка.
Как для вас, мои друзья, наварила, напекла:
Девяноста два блина, два корыта киселя,
Пятьдесят пирогов – не найдете едаков.
Хозяйку потешьте – кашу поешьте!

Едят кашу.

3-й ребенок.
Щи да каша – пища наша.

4-й ребенок.
Кашу маслом не испортишь.

5-й ребенок.
Хороша кашка, да мала чашка.

Едят кашу.

Хозяйка.
Эй, друзья! Хватит молча жевать.
Пора загадки мои отгадать!

  1. Что на сковороду наливают да вчетверо сгибают? (Блин)
  2. На железном мосту коковяшки  растут. (Оладьи)
  3. Растерто, раздавлено, у печки поставлено. (Тесто)
  4. Меня бьют, колотят, режут, а я все терплю, Людям добром плачу. (Хлеб)

Хозяйка.
По старинному русскому обычаю, дорогих гостей угощаем мы хлебом-солью.

6-й ребенок.
Без соли, без хлеба – не будет обеда.

7-й ребенок.
Хлебом обед начинается. Хлебом и заканчивается.

8-й ребенок.
Живот без хлеба не проживет.

9-й ребенок.
Без хлеба и медом сыт не будешь.

10-й ребенок.
Гречневая каша – матушка наша, а хлебец ржаной – отец наш родной.

11-й ребенок.
Если хлеба ни куска, так и в тереме тоска.

Хозяйка.
А главный хлеб на Руси – это, конечно, каравай. Слово «каравай» происходит от слова «кара» - круг, потому что каравай круглый хлеб. А наши предки в понятие «круг» вкладывали большой смысл: круглое красное солнышко, круглый год, да и земля круглая! Поэтому и хлеб символ жизни – был круглый. Ну а женщины, которые преподносили каравай, назывались каравайщицами. Относились к ним с почтением и величали честнохваленой каравайщицей.
Встречайте нашу каравайщицу и приготовьтесь ответить на вопросы.

(Входит каравайщица – ученица)

Каравайщица.
Что я положила, чтобы получить хороший каравай? Думайте и отвечайте хором.
Я положила то, что в воде родиться, а воды не боится. (Соль)
Не солено, не варено, а едят. (Молоко)
В доме еда, а дверь заперта. (Яйцо)
Бел, как снег, а в чести у всех. (Сахар)
А что я забыла назвать? (Муку)

Хозяйка.
Угощайтесь хлебом русским, гости дорогие!  

Хозяйка разламывает каравай на куски

12-й ребенок.
Чай пить – не дрова рубить.

13-й ребенок.
Выпей чайку – забудешь тоску.

14-й ребенок.
От чая лихо не бывает.

15-й ребенок.
Чаем на Руси никто не подавился.

Каравайщица.
Стоит толстячок, подперевши бочок.
Шипит и кипит, всем чай пить велит. (Самовар)

Хозяйка.
Любили на Руси мастеровые люди показать мастерство, деловитость. Например, самовар. Каждый старался краше других сделать свой самовар. Самовар – желудь, самовар – шар, самовар – петух. А в 18 веке на Руси были изготовлены самовары для каши и щей. Самовары были большие и маленькие. Самый маленький самовар вмещал пол-литра воды, а большой 37 литров.

Вносят самовары. Дети поют частушки.

16-й ребенок.
Самовар блестит, кипя, и чаек в нем пенится,
Погляди-ка на себя – ну и отраженьице!

17-й ребенок.
Подавай мне чашку чая, ведь люблю я русский чай,
В чае я души не чаю, наливай горячий чай.

18-й ребенок.
Лучше доктора любого лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, крутого самоварного чайку.

Хозяйка.
Всем поклон от хозяйки (поклон)
За улыбки и за смех, за загадки, за частушки
Благодарствуем мы всех!

Ученик.
Русь деревянная – края дорогие, здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные, раздольные русские песни поют.

Звучит песня в исполнении всех детей на мотив русской народной песни «Светит месяц»

Светит месяц, светит ясный
Светит яркая луна.
К нам, к ребятам из детсада,
Пришла в гости старина.

Мы про избу все узнали,
Хлебосольный наш народ,
Что пословица родная
И сейчас средь нас живет.

Хороводы с колыбельной
И частушечный задор
Поговорка и загадка –
Это русский все фольклор.

Светит месяц, светит ясный
Светит яркая луна
Мы и пели, и играли -
Расставаться нам пора!

(Поклон)

Ученик.
Всех не спеть нам славных песен,
Добрых слов нам не сказать
Край старинный наш чудесен,
Как и вся Россия – мать!

На экране карта России. Звучит мелодия песни «Гляжу в озера синие». Дети хороводом уходят.