Назначение предлогов в речи

Разделы: Русский язык


Комментарии

Урок строится с учётом возрастных особенностей учащихся подросткового периода, когда происходит становление личности, активно идут процессы самопознания и формирования «Я»- концепции».
На уроке продолжается знакомство учащихся с различными точками зрения известных писателей и философов на устройство мира.
Задача учителя – так построить урок, чтобы у подростков сложилось  представление о единстве и взаимосвязи различных составляющих окружающей жизни.  

  • Содержательным и формообразующим ядром урока является один текст, который составлен на основе статьи М.Эпштейна «Частотный словарь и картина мира»
  • Материал урока даёт возможность увидеть значение языка в познании мироустройства (см. текст) и рассмотреть сам язык как единство составляющих его элементов (понятие предлога объединяет морфологию и синтаксис, связано с орфографией и пунктуацией).
  • В построении урока использован системный подход к изучению  школьного курса «Русский язык» (ПОДЧИНИТЕЛЬНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ /5кл./ > ПРЕДЛОГ /7кл./ > ВИДЫ СВЯЗИ СЛОВ. УПРАВЛЕНИЕ /9кл./).
  • Сам текст даёт возможность учащимся:
    - продемонстрировать собственное понимание его содержания, отношение к различным философским концепциям,
    - осознать связь содержания текста с его построением,
    - повторить и закрепить изученные орфографические и пунктуационные  правила,
    - сделать самостоятельные выводы о назначении предлога в словосочетании.

Пояснения

  • Учитель использует элементы авторской технологии Ю. Меженко.
  • На уроке учащиеся конструируют первый блок  ОК №32 («ПРЕДЛОГ»)
  • Используется блоковая система письменных домашних заданий, позволяющая организовать консультации учащихся в течение недели.
  • Предлагается отвести на изучение данного материала 2 часа учебного времени, добавив материал по культуре речи и стилистике.
  • Рекомендуется проводить данный урок (уроки)  в сильном классе.

Урок

Цели:

  1. Дать понятие о значении и назначении предлога в речи.
  2. Создать условия для расширения кругозора и развития речи учащихся.
  3. Способствовать развитию интереса к предмету,  к языку как инструменту познания и общения.

1. Организационный момент.
- У вас на столе должен быть чистый лист, на котором в конце урока вы будете воспроизводить опорный конспект, заданный на дом.
- Откройте справочники, напоминаю, что нам на уроке нужно будет сконструировать первый блок этого конспекта.
2. Словарно-орфографическая работа.
- Откройте тетради, запишите дату. Оставьте строку, где позднее запишем тему урока.
- Традиционно начнем урок с работы над словом.
философский
философия – (гр.) – phileo – «люблю»
sophia – «мудрость»
философ

(Философия – наука о наиболее общих законах   природы, общества, мышления.
Философ – мыслитель, разрабатывающий эти законы).
- Обратите внимание: слова эти взаимопроверяемые, знание этимологии тоже поможет писать их без ошибок.

На доске – дата.

На доске –
ОК №32
без первого блока.
На доске – все три слова записаны заранее.

! Можно задать  учащимся вопросы о значении и происхождении слов, других словах с этими корнями

3. Постановка задач.
- Мы продолжаем знакомство с предлогом и сегодня на уроке поговорим о НАЗНАЧЕНИИ предлогов в речи. Нам предстоит вспомнить, какую функцию выполняет предлог в словосочетании, познакомиться с разрядами предлогов по ЗНАЧЕНИЮ.
Хотелось бы еще, чтобы вы задумались о ЗНАЧИМОСТИ предлога в языке, а может быть, о его ЗНАЧИТЕЛЬНОСТИ.
Вы чувствуете, что при общем значении корня слова эти различаются по смыслу. Попробуйте объяснить их значение самостоятельно или найти их толкование в словаре. Это ваше домашнее задание на среду.

На доске записывается тема «Назначение предлогов в речи».

На доске:
назначение
значение     
значимость
значительность


/толкование/
+ДЗ
Теория:
параграф 146
Блок упражнений

4. Работа с текстом.
- А сейчас  поработаем с текстом. Задание следующее:

  • определить его тип,
  • понаблюдать за особенностями построения,
  • озаглавить.

Чтение текста.
Что было в начале: курица или яйцо? Так как яйцо пребывает в курице, а курица в яйце, то ответить на этот вопрос можно только одним логическим способом: в начале было «в».
Библия, как известно, тоже начинается с предлога: «В начале сотворил Бог небо и землю».
«В» - начало всего,  и только за ним в Библии – земля, небо и даже само имя Творца.
Без «в» мы не можем ни вздохнуть (вобрать воздух в себя), ни выдохнуть (вернуть его в мир).
Без «в» нельзя говорить ни о чем: ни о погоде в мае, ни о событиях в стране, ни о красоте пейзажей в творчестве Гоголя.
Без «в» Тютчев не оставил бы потомкам свое знаменитое философское высказывание: «Все во мне, и я во всем». Человек охватывает мыслью окружающий его мир. Так сплетаются колечки в самой букве «в», цифре 8, знаке бесконечности, образуя «великую цепь бытия». Из нее невозможно изъять никаких слабых или посредственных звеньев – все нужны для полноты мироздания. Эта цепь ведет от несовершенных творений к самому Творцу.

Запись фрагмента текста с попутным выполнением грамматического задания
- Запишите фрагмент текста. Задание следующее:

  • выделить предлоги,
  • обозначить приставки, в которых есть орфограммы.
 

«В» - начало всего,  и только за ним в Библии – земля, небо и даже само имя Творца.
Без «в» мы не можем ни вздохнуть (вобрать воздух в себя), ни выдохнуть (вернуть его в мир).
Без «в» нельзя говорить ни о чем: ни о погоде в мае, ни о событиях в стране, ни о красоте пейзажей в творчестве Гоголя.
Без «в» Тютчев не оставил бы потомкам свое знаменитое философское высказывание: «Все во мне, и я во всем». Человек охватывает мыслью окружающий его мир. Так сплетаются колечки в самой букве «в», цифре 8, знаке бесконечности, образуя «великую цепь бытия»*. Из нее невозможно изъять никаких слабых или посредственных звеньев – все нужны для полноты мироздания. Эта цепь ведет от несовершенных творений к самому Творцу.
Работа по содержанию и построению текста
- Что непонятно в содержании текста?
- К какому типу речи можно отнести текст и почему?
- Есть ли особенности в построении текста?
- Что вас удивило и заинтересовало в этом тексте?
- Как можно озаглавить текст? Почему?

Записать на доске:
«В»
«в»

20 предлогов
10 приставок

Классическая
философия
(Декарт,
Спиноза,
Лейбниц)
*«…   …»
Вариант заглавия:
«В начале было «В»

5. Создание 1-го блока конспекта.
- Мы уже готовы сделать некоторые выводы и начать заполнять 1-й блок конспекта.
Как правило, говорящие отождествляют смысл высказывания с самостоятельными ЧР, но служебные слова (в частности, предлоги) выражают более глубокую, как бы «подсознательную» мысль языка. Мы точно знаем, что хочет сказать писатель, политик, мыслитель, но бываем глухи к тому, что, упорно повторяя и «разжевывая», пытается внушить нам сам язык.

Какие же слова оказываются наиболее востребованными всеми говорящими, а значит, необходимыми?
Как ни странно, в большинстве языков – служебные.
Например, в английском – определенный артикль the, а в русском –  на первом месте по употреблению -предлог «в» (это приблизительно каждое 23 слово в тексте!).

6. Орфографическая и пунктуационная работа
- А сейчас мы поработаем с орфографией и пунктуацией. Будьте внимательны, т.к. за диктант каждый получит оценку.

Повторение орфографии  на материале текста
- Какие слова вызвали затруднение при написании?
- Как отличить предлог от приставки?
- Проверим, какие предлоги вы выделили, и в каких   приставках есть орфограммы?
- Приставки какой группы не встретились в тексте?
- Можно ли выделить приставку в слове предлог?
- Как, по вашему мнению, оно произошло?

Повторение пунктуации на материале текста
- Проверим постановку знаков препинания.
- Объясните с помощью схемы знаки препинания в предложении 6 (4 абзац):
Так сплетаются колечки в самой букве «в», цифре 8, знаке бесконечности, образуя «великую цепь бытия».
- Какое предложение соответствует схеме?
[   ] , и  [ О , О и О ] .
(1. «В» - начало всего,  и только за ним в Библии – земля,    небо и даже само имя Творца.)
- Какая пунктуационная особенность не выражена в схеме?
- В каком еще предложении используется тире?
(7.Из нее невозможно изъять никаких слабых или посредственных звеньев – все нужны для полноты мироздания.)
- Есть ли в тексте предложения, в которых используется двоеточие?
(3. Без «в» нельзя говорить ни о чем: ни о погоде в мае, ни о событиях в стране, ни о красоте пейзажей в творчестве Гоголя.
4. Без «в» Тютчев не оставил бы потомкам свое знаменитое философское высказывание: «Все во мне, и я во всем».)
- Использовал ли кто-нибудь скобки?
(Без «в» мы не можем ни вздохнуть (вобрать воздух в себя), ни выдохнуть (вернуть его в мир).)
- Просмотрите еще раз текст. На все ли вопросы по орфографии и пунктуации вы получили ответ?

Работаем по цепочке.

Обратить внимание:
Ни…, ни…
/союзы/
мироздание
/сложное слово/
пре -/при- 

Записать на доске
предлог – (гр.) prothesis – «перед словом»

Один ученик работает у доски.
Схема записана на доске.

! Во втором простом предложении есть тире, т.к. пропущено необходимое сказуемое.
БСП,
обобщающее слово,
прямая речь после слов автора => :

7. Выявление функций предлога в словосочетании.
- Чтобы выяснить роль предлога, выпишите из текста по 2 словосочетания, в которых предлог присоединяет зависимое слово, разберите эти СС.
- Обозначьте главное и зависимое слово.
- Определите падеж зависимого слова.
- Сформулируйте вопрос от главного слова к зависимому.
- Определите виды связи слов в СС.
1 ряд:
вобрать в себя (мест. ВП)
пространственные
вернуть в мир (сущ. ВП)
2 ряд:
о погоде в мае (сущ. ПП) – временное + определительное
о красоте в творчестве (сущ. ПП) – объектные
3 ряд:
не было бы без «в» (субстантив., несклон.) - объектные
нужны для полноты мироздания (сущ. РП) - целевые
- Зачем нужен предлог в этих СС?
(Предлог выражает отношения подчинения, выражает ГЗ косвенного падежа).
- Обратите внимание на то, что один и тот же предлог может употребляться с двумя падежами (ВП, ПП)
- Какой это предлог?
К двупадежным предлогам относится еще предлог «на». (Лежать на столе (ПП), положить на стол (ПП)), В основном русские предлоги однопадежны.

1 ряд – 2 абзац
2 ряд – 3 абзац
3 ряд – 4 абзац

Заслушиваются СС, записывается на доску 6 СС.

- Что ещё можно сказать об отношениях «предлог-падеж»?
Зато предлоги «без» и «для» помогают образовать форму РП.
Наибольшее количество предлогов (а их в русском языке около 200) падает на родительный падеж (приблизительно 115 предлогов).
- Продолжим конструировать первый блок конспекта.
В СС предлог выражает подчинительные отношения между словами, помогает образовать форму косвенного падежа зависимых существительных, местоимений, числительных и других слов, выполняющих функцию существительных, если они склоняются.
Лингвисты называют предлог «словечком отношений».
- Давайте попробуем убрать предлог из СС
вернуть в мир       (вернуть мир)
- Что изменится?   (Изменятся отношения).
- А какие это отношения?

 - Сделаем выводы и закончим работу над первым блоком конспекта.
Выводы:
Не обладая собственным ЛЗ, предлоги развивают, дополняют, усиливают значение имени разнообразными оттенками.
Предлоги могут выражать антонимичные отношения
(в - из, на - с). Поэтому, если мы говорим  «пойти в школу», то следует сказать «вернуться из школы», «поехать на пикник» - «вернуться с пикника",  «войти в автобус» - «выйти из автобуса».

фронтальный опрос

! падеж не изменится (ВП), ЛЗ самостоятельных слов сохранится 

На доске:
временные
определительные
пространственные
объектные
целевые
причинные
образа действия

8. Итоги урока.
- Подведем итоги урока. Сегодня мы поговорили о роли предлога в СС, о том, какие смысловые отношения он может передавать и о том, какое место занимает эта служебная часть речи в языке. Все это должно найти отражение в вашем конспекте. (Минута на размышления, обсуждение и доработку первого блока.)
- А теперь за 5 минут вы должны воспроизвести 2-ю часть опорного конспекта.

  - Урок окончен. Но мне хочется, чтобы вы еще не раз задумались о значительности крохотных словечек, которые мы осмеливаемся называть служебными, а ведь они передают все богатство оттенков языка. И еще помните: «В начале было… «в».

воспроизведение ОК по памяти