Урок изобразительного искусства в начальных классах по теме "Все народы воспевают материнство"

Разделы: Начальная школа, МХК и ИЗО


Цель: содействовать формированию у детей эстетического отношения к действительности, развивать детское творчество, внимательность, умение передавать форму тела людей, пропорции, знакомить с творчеством русских и зарубежных художников, воспитывать уважительное отношение к старшим, пожилым людям, матерям.

Оборудование: стенд с фотографиями учеников с мамами, иллюстрации с изображением матерей с детьми, икона (копия), национальный русский костюм (стилизованный женский), иллюстрации женских национальных костюмов других народов.

Ход урока

Звучит аудиозапись «Песенки мамонтёнка» из м / ф «Мамонтёнок ищет маму».

I. Сообщение темы.

– По прослушанной песне, догадайтесь, о ком пойдёт речь на нашем уроке. (о мамах)

II. Беседа учителя о материнстве.

– Подберите слова, которые характеризуют вашу маму. (добрая, ласковая, заботливая, красивая, нежная…)

Действительно ваши мамы такие. В этом мы можем убедиться, глядя на стенд «Наши мамы». Вот вы в лесу собираете бруснику, вот катаетесь на коньках, а вот поздравляете с днём рождения…(обзор фотографий)

– Это ваши мамы. А сейчас послушайте сказку-легенду о матерях.

Когда-то, очень давно на побережье Чёрного моря жили люди. Осенью, когда заканчивались полевые работы, люди выходили на берег моря и устраивали весёлые праздники, которые заканчивались метанием стрел. Если юноша хотел стать пастухом, он стрелял в сторону стада, охотником - в сторону леса, пахарем – в сторону поля.

Каждый раз, глядя на игры, страшный царь Нептун говорил: «Боятся меня люди, никто не решится пустить стрелу в море».

Однажды вышли к костру юноши и все, как один повернули стрелы в сторону моря и пустили их. Нептун пришёл в ярость и пообещал погубить юношей. Задумались женщины, глядя на сыновей своих, ведь Нептун и впрямь мог погубить их детей. Решили женщины отдать всю свою силу сыновьям. Взяли сыновья силу материнскую и подошли к морю. Обрушил Нептун на них громадный вал, но не согнулись юноши, устояли. Зато матери после этого стали слабыми.

Ещё сильнее рассердился Нептун и пообещал в море погубить сыновей. Опять задумались женщины. А в это время вышли из моря дочери Нептуна. Они были некрасивы, как их отец. В обмен на женскую красоту, предложили они достать со дна моря крепкой манильной травы, чтобы укрепить руки юношей. Женщины сразу согласились на это условие и отдали свою красоту. Когда царь узнал про это, он выгнал дочерей своих из моря и превратил их в чаек.

Почувствовав силу в своих руках и плечах, юноши, наконец, вышли в море и пропали. Долго ждали матери сыновей – не дождались. Появился перед женщинами Нептун и засмеялся, говоря, что не могут сыновья найти дорогу домой, ведь нет в море дорог и тропинок. Тогда матери воскликнули: «Так пусть же будет меньше света в наших глазах, но пусть ярче загорятся звёзды, чтобы сыновья по ним нашли дорогу домой». Только сказали они так, в небе ярко заблистали звёзды, и сыновья благополучно вернулись домой.

Если вы увидите когда–нибудь слабых некрасивых женщин с печальными потухшими глазами, знайте, что эти женщины отдали свою силу и красоту своим детям, таким же как и вы. [1]

– Как надо относиться к пожилым людям, женщинам? (уважать, помогать, заботиться)

III. Беседа об изображении женщины в искусстве разных народов.

– Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

Показ русского национального костюма.

Если мы вернёмся в то время, когда носили эти костюмы, можно увидеть, с какой любовью написаны образы женщин – матерей.

Венецианов Алексей Гаврилович (показ иллюстраций художника).

Тема материнства прослеживается и в религии. Перов Василий Григорьевич «Христос и Богоматерь у житейского моря» (иконопись-искусство написания икон).

Показ иконы и иллюстраций.

Не только русские художники и иконописцы изображали матерей с детьми. Итальянский мастер Рафаэль Санти написал картину «Сикстинская мадонна», «Мадонна Темпи».

Показ иллюстраций.

D:\Мама\Школьные документы\Открытые уроки\Рафаэль Мадонна Темпи.jpg

– Обратимся к более позднему периоду. Голландский мастер Геррард Терборх «Женщина чистящая яблоко».

Фламандский художник Питер Пауль Рубенс «Елена Фоурмен с детьми».

Автор русских работ Серов Валентин Александрович «Н. Я. Дервиз с ребёнком».

Показ иллюстраций.

Как вы можете наблюдать по картинам, каждый народ восхищается красотой, добротой, нежностью матерей.

IV. Обсуждение предстоящей работы.

Но ваша задача сегодня не срисовать картину, а создать свою, в которой прослеживается тема материнства. У каждого человека, независимо от того, в какой стране он живёт, какой он национальности, есть мама.

Вы можете изобразить свою маму, а можете нарисовать просто женщину любой другой национальности. Чтобы легче было представить, я покажу вам несколько национальных костюмов.

Показ национальных костюмов России, Украины, Беларуси и т.д. с учётом регионального компонента.

D:\Мама\Школьные документы\Открытые уроки\русский сарафан.JPG

D:\Мама\Школьные документы\Открытые уроки\куклы в русских костюмах.jpg

D:\Мама\Школьные документы\Открытые уроки\белорусский костюм.jpg

D:\Мама\Школьные документы\Открытые уроки\укр кост.jpg

D:\Мама\Школьные документы\Открытые уроки\чукотский костюм.jpg

V. Построение рисунка.

– Кто должен быть изображён на рисунке? (мама и ребёнок)

– Кто пропорционально больше? (мама)

– С чего начинаем рисовать фигуру человека? (эскиз-набросок карандашом).

Слова икона, иконопись, эскиз написаны на доске.

Показ учителем выполнения эскиза.

 Чего не должно быть на вашем рисунке? (пустого места)

V. Самостоятельная работа учащихся.

VI. Итог урока. Показ лучших работ.

Список используемой литературы:

  1. И. Панькин «Легенда о матерях», сборник «Жар мечты», изд. ЦК ВЛКСМ «Молодая гвардия», 1970.