Конспект коррекционного занятия по теме "Звуки [т] и [т']. Буква Т"

Разделы: Логопедия


Цели:

образовательные:

  • Дифференциация твёрдых и мягких согласных звуков «Т» и «ТЬ».
  • Формирование и расширение «семантического поля» слова «телята», развитие валентностей слов.
  • Знакомство учащихся с главными словами в предложении.

грамматические:

  • Безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
  • Правописание гласных второго ряда после мягких согласных.

коррекционные:

  • Дифференциация звуков «Т» и «ТЬ» в слогах, словах, предложениях через формирование «семантического поля» слова .
  • Развитие мелкой, артикуляционной моторики.
  • Развитие фонематического слуха и восприятия, слухового внимания и памяти.
  • Уточнение, расширение словаря через формирование «семантического поля» слова «телята» и развитие валентностей слов.
  • Развитие функции словоизменения.
  • Развитие связной речи.
  • Формирование у детей самоконтроля за речью через оральный, тактильно-вибрационный и акустический контроль.

воспитательные:

  • Привитие учащимся навыков работать в определенном темпе, производить анализ, сравнение, сопоставление.
  • Воспитание заботы и любви к домашним животным.

Оборудование: таблицы акустико-артикуляционного образа звуков. Набор таблиц с заданиями по формированию и расширению «семантического поля» слова, развитию функции словообразования. «Звуковые домики», синие, зелёные кружки. Словарный материал. Картинки домашних животных. 

Ход урока

1. Организационный момент 

Игра «4-тый лишний»:

  • Собака, волк, кошка, свинья.
  • Корова, лошадь, осёл, курица.
  • Коза, свинья, баран, жеребёнок.
  • Овца, коза, лошадь, собака.
  • Козлёнок, кошка, щенок, ягнёнок.

(1 – дикое животное; 2 – птица; 3 – детёныш; 4 – животное без копыт; 5 – взрослое животное).

2. Формулирование темы занятия

  • В уголке у «Буквоеда» разбросаны буквы в разные стороны.

Логопед даёт задание – из этих букв составить слово:

1-я буква находится в левом верхнем углу – запишите её в тетради.
2-я буква находится в левом нижнем углу – найдите и запишите её.
3-я находится точно в центре.
4-я правее первой.
5-я в правом верхнем углу.
6-я левее пятой буквы.

  • Прочитайте, какое слово «Буквоед» разбросал по буквам. («Телята»).

Назовите первый звук в слове «Телята» («ТЬ»).

– Какой буквой он обозначен? («Т»).

Есть ли ещё буква «Т» в этом слове?

– Какой звук она обозначает? («Т»).

– Кто назовёт тему нашего занятия?

– Правильно, сегодня мы будем знакомиться со звуками «Т» и «ТЬ» и буквой «Т», которая их обозначает. 

  • Выделение главного слова.

Прочитайте ещё раз слово.

– Что оно обозначает? (Телята – это детёныши коровы).

Определите родовое понятие этих слов. (Это домашние животные).

Как вы думаете, о ком мы будем говорить на нашем занятии? (О домашних животных).

Слово «телята», на какой вопрос отвечает? (Кто это? – Обозначает живые объекты).

Выберите «Словечка» для обозначения этого слова.

3. Артикуляционная гимнастика 

Чтобы правильно произносить звуки: «Т» и ТЬ», надо перед зеркалом выполнять следующие упражнения:

  • «улыбка»;
  • «заборчик»;
  • «вкусное варенье»

(Все упражнения выполняются по 6-8 раз перед зеркалом).

4. Таблицы акустико-артикуляционного образа звуков.

(Опора на таблицы).

  • При произнесении звука «Т»:
    – губы находятся в положении следующего за «Т» гласного;
    зубы сближены, но не сомкнуты;
    – передняя часть спинки языка при сочетании с гласными первого ряда (твёрдый звук «Т») прижата к верхним зубам или альвеолам, образуя с ними смычку, взрываемую выдыхаемой струёй воздуха;
    – голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

  • При произнесении звука «ТЬ»:
    – в сочетании с гласными второго ряда (мягкий звук);
    – кончик языка опущен и упирается в нижние резцы;
    – смычка в этих случаях образуется передней частью спинки языка, прижатой к альвеолам;
    – весь язык более напряжён;
    – мягкое небо поднято и прижато к задней стенке глотки, закрывая проход в носовую полость;
    – воздушная струя идёт через рот;
    – голосовые связки раскрыты, голос не звучит.

Произнесение изолированных звуков «Т» и «ТЬ» с подключением орального, тактильно-вибрационного и акустического контроля.

  • Характеристика звуков.

В «Звуко-буквенном» городке отыскать нужного нам «Звуковечка». (У него сине-зелёная одежда, он без колокольчика в руке, живёт в сине-зелёной квартирке, обозначенной буквой «Т», на Тихой улице в Строительном переулке (название переулков связано с артикуляцией звуков).

– Итак, буква «Т» обозначает согласный, глухой, твёрдый и мягкий звуки.

– Почему согласный?

– Как определили, что глухой?

  • Сравнение с образом.

– На что похожа буква «Т»?

Буква «Т» стоит на крыше
Телевизор в доме том.
«Т» в антенну превратилась
И на доме очутилась.

Молоток стучит «Тук-тук!»
Букве «Т» я старый друг.

Сравните с буквами: «Г» – печатной; «П» – письменной.

(Какими элементами отличаются?)

– Сделайте букву «Т» из проволоки.

Раздаются сигнальные кружки синего и зелёного цвета для обозначения твёрдого и мягкого звуков «Т» и «ТЬ».

5. Произношение звуков в слогах 

  • Игра «Эхо».

Я буду мотором, а вы эхом от мотора:

ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТИ – какой слог лишний – почему?
ТИ-ТЮ-ТЯ-ТЕ-ТА – какой лишний – почему?
ТИ-ТЫ-ТЯ-ТА-КА – какой лишний, объясни!

6. Автоматизация звуков «Т» и «ТЬ» через формирование «семантического поля» слова «телята», развитие валентностей слов и совершенствование функции словоизменения

  • Отгадайте слово:

«Почему корова эта
Маленького роста? –
Отвечает Вове Света:
– Очень даже просто,
Это же – ребёнок,
Это же – (телёнок).»

  • Слого-звуко-буквенный анализ слова «Телята».

Произнесите слово «телята» чётко проговаривая все звуки.

– Сколько слогов в слове? Как вы определили?

– Сколько звуков (гласных, согласных, их характеристика)?

– Поставьте ударение.

– Отметьте в слове звуковые загадки (опасные места – орфограммы).

  • Определите место звуков «Т» и «ТЬ» в слове.

– Почему они звучат по-разному (первый - мягкий, второй – твёрдый)?

– Есть ли в этом слове ещё мягкие согласные? Назовите их.

– Вспомните правило: «Гласные 2-го ряда после мягких согласных». (После «Т» слышится «И» – гласная второго ряда, но пишется «Е», т.к. безударная гласная и представляет опасность).

Повторите правило написания безударной гласной в корне.

– Подберём к слову «телята» родственные слова (вносятся карточки алгоритмы: «способы словообразования»).

  • Родственные слова: телёнок, тёлочка, тёлка, телятница, телятник, телятина, телится, телячий (хвост).

– Выберите из них проверочные слова (тёлочка, телится).

– Прочитайте родственные слова, чётко проговаривая звуки «Т» и «ТЬ».

Дифференциация звуков «Т» и «ТЬ», определение местоположения звуков в словах.

7. Физкультминутка:

«Вышла тёлочка гулять, свежей травки пощипать …» 

  • Работа с родственными словами.

К родственным словам подберите подходящие по смыслу слова, составьте с ними словосочетания:

телята
телёнок
тёлочка
телятница
телятник
телятина
телячьи
пёстрый
весёлые
трудолюбивая
ласковая
новый
уши
свежая
  • Упражнения в согласовании числительного, прилагательного с существительным в игре:
Один(а) Два Много
пёстрый телёнок    
трудолюбивая телятница    
  • Подбери к словам-признакам слова противоположного значения:
пёстрая
весёлые
трудолюбивая
ласковый
новый
свежая
испорченная
ленивая
сердитый
старый
грустные
одноцветная

8. Выделение главных слов в предложении

Логопед предлагает ученикам придумать и назвать предложения из трёх слов.

  • Игра: «Кто как кушает?»

– Составьте предложения о том, как и что кушают домашние животные:

Телята пьют воду.
Собака грызёт кость.
Коза щиплет траву.
Кошка лакает молоко.
Корова жуёт сено.
Лошадь жуёт овёс.

– Прочитайте предложение про телят.

Вопросы:

– Что вы составили? (предложение)

– Про кого вы узнали? (про телят)

– Что вы узнали про телят? (телята пьют)

– Что пьют телята? (воду)

– Сколько слов в предложении? (три)

– Произнесите предложение полностью. (Телята пьют воду) 

  • Выделение из предложений главных слов.

Логопед: «Представьте, что из предложения выпало первое слово.

– Что получилось? (Пьют воду)

Пьют воду – это предложение? (Нет)

Что мы не узнали? (Кто пьёт)

Правильно, предложение не получилось.

– А теперь, пусть выпадет второе слово, что получится? (Телята воду)

Это предложение? (Нет)

Что мы не узнали? (Что делают телята)

А теперь пусть выпадет из предложения третье слово.

– Что получается? (Телята пьют).

– Можно назвать это предложением? (Можно!)

Это и есть предложение. Слова, которые входят в это предложение, называются главными.

Без них, как вы убедились, предложение не получается».

  • Ученики получают следующие задания:
    – составить предложения;
    – определить количество слов в нём;
    – найти главные слова;
    – поставить к ним вопросы.

Игра: «Кто, какую пользу приносит?»

Корова даёт молоко.
Собака служит хозяину.
Свинья кормит мясом.
Кошка ловит мышей.
Овца даёт шерсть.
Лошадь возит хозяина.

«Кто за кем ухаживает?»

Доярка доит коров.
Конюх кормит лошадей.
Телятница поит телят.
Пастух пасёт овец.
Ветеринар лечит животных.
Птичница кормит кур.
Свинарка чистит поросят.

9. Составь по плану рассказ о любимом животном 

  1. Кто это?
  2. Назови части тела животного.
  3. Где живёт? Как называется его дом?
  4. Чем питается? (травоядное или хищное)
  5. Как называют детёнышей?
  6. Как животное передвигается и подаёт голос?
  7. Какую пользу приносит? 

10. Итог занятия.

С какими звуками работали на занятии?

– Какое слово было сегодня главным? (Телята)

Что нового узнали на занятии?