Урок русского языка в 5-м классе по теме "Работа над ошибками в сочинении по картине О.Д. Яновской "Ждут"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

1) проанализировать работы учащихся;
2) познакомить учащихся с допущенными ошибками;
3) продолжить работу по отработке умения видеть и редактировать речевые  ошибки и недочеты.

Оборудование:

– репродукция картины О.Д.Яновской “Ждут”,
– примеры из сочинений учащихся в записи на карточках,
– словарь синонимов, толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова.

Ход урока

1. Организационный момент.

– Добрый день! Рада вас приветствовать на уроке русского языка. Займите свои рабочие места, приготовьтесь к уроку и настройтесь на рабочую волну: редактирование своих творческих работ.

2. Ознакомление с темой, целями и задачами урока:

– На прошлом уроке мы писали сочинение по картине О.Д.Яновской “Ждут”.

В целом класс с работой написания текста сочинения справился, ребята получили неплохие оценки. (Анализ работ учащихся)

Сочинения получились интересные. Вы сумели собрать материал по картине, раскрыли тему, есть находки в изложении содержания и в языке сочинений. Но все-таки необходима работа над речевыми и орфографическими ошибками..

Сегодня мы будем работать над следующими видами ошибок (записаны на доске):

– употребление слов без учета их стилистической окраски,

– лексическая несочетаемость слов,

– тавтология,

– необоснованные повторы слов.

3. Работа над изучением новой темы урока.

Перед вами текст сочинения одного из учащихся класса. Прочитайте текст и найдите в нем виды ошибок, которые написаны на доске.

(Дети самостоятельно ищут ошибки, потом приводят примеры).

– Работа над примерами лексической несочетаемости.

– Какой пример лексической несочетаемости вы нашли? Прочитайте. Объясните, в чем несочетаемость слов?

Взгляд одной из девочек напряженный, даже чуть нетерпеливый, мечтательный.

– Как вы понимаете значение слова “напряженный”? (Ответы учащихся)

– Откройте толковый словарь и найдите лексическое значение слова.

(Напряженный -1. Неослабевающий, требующий сосредоточения сил, внимания. 2. Происходящий с усилием, принужденный, неестественный. 3. Неспокойный, готовый разразиться чем-нибудь неприятным.)

– Какие ассоциации вызывает слово “мечтательный”? (ответы учащихся)

Работа со словарем.

(Мечтательный – склонный мечтать, присущий мечтателю).

– Ребята, подумайте, как можно исправить данную ошибку? (Использовать слова тревожный или задумчивый)

– Посмотрите теперь свои работы. У кого есть подобная ошибка? Прочитайте ваше предложение с ошибкой. (Чтение предложений из сочинений учащихся)

– Исправьте ошибку. Запишите исправленный вариант в тетради. (Идет устная проверка предложений).

– Работа по карточкам. Правка текста (карточки заранее приготовлены учителем с выписанными ошибками из ученических работ)

Карточка

  1. Но вот …. Мелькнула … еле различимая черная точка. Девочки оживились, пытаясь различить в черной точке черты рыбацких лодок.
  2. Она мечтает о том, что её отец скоро вернется…, отец расскажет….

– Прочитайте данные предложения. Подумайте, какая ошибка допущена. (Повторение выражения “черная точка”, слова “отец”).

– Что нужно сделать, чтобы устранить эту ошибку? (Найти синоним).

– Возьмите карандаши и сделайте синонимическую правку в этих предложениях.

– Проверим работы. (Но вот мелькнула еле различимая черная точка. Девочки оживились, пытаясь различить в ней черты рыбацких лодок).

– Приведите примеры повторов, допущенных в ваших работах.

4. Самостоятельная работа.

– Послушайте отрывок из сочинения (записан на доске), найдите повторы, отредактируйте текст.

Девочка в ожидании смотрит вдаль. Она держит одной рукой заплетенные в косу волосы, а другой обхватила за пояс младшую девочку. Эта девочка в платьице. Она согнула ноги, положила руку на колено старшей девочки. ...Лицо девочки..

5. Тавтология.

– В начале урока мы нашли в сочинении Биткиной Н, пример тавтологии (употреблении рядом или близко однокоренных слов).

Никогда не сдруживаются люди друг с другом.

– Выделите общий корень в словах. (-Друж-, -друг-).

– Приведите примеры такого недочета из ваших работ.

(Дети с надеждой оглядыются в синюю даль. Взгляд одной из девочек…)

– В предложении есть еще одна ошибка.

– Можно ли так сказать с д р у ж и в а ю т с я? (Это просторечное слово).

– Какое есть слово с таким значением? (Подружились).

– Но оно также не подходит по форме.

– Найдите синоним (Сближаются – книжное выражение)

6. Работа со словарём синонимов.

– Следующий вид ошибки – использование слова без учета его стилистической окраски:

А между тем … приближались обтрёпанные бурей паруса…

– Как вы думаете, чем нужно пользоваться, чтобы понять причину этой ошибки?

(Словарем синонимов)

Такое домашнее задание было дано Ермаковой Е.

– Какое же слово, Катя, здесь уместнее?

(Потрёпанные – разговорное, о б т р ё п а н н ы е – разговорная, но более грубая форма).

– Подобная ошибка встретилась еще в одном из сочинений.

Слева на картине изображены иссохшие от жары кустики.

– Каким словом лучше заменить? (Высохшие)

– Почему лучше? Выясните это дома, поработав со словарем.

7. Итог урока

– Ребята, в какой профессии встречается данная работа, связанная с правкой и редактированием текста? (Корректор, редактор)

– А кто из родителей работает на этой должности? Какая обстановка на рабочем месте?

– О каких речевых недочетах мы сегодня говорили?

8. Домашнее задание.

– Работа со словарем синонимов.

Найди подобные пары слов и замены выражений.