Самообразование как эффективная форма повышения профессионализма педагогов в ДОУ

Разделы: Работа с дошкольниками


Самообразование – целенаправленная работа
педагога по расширению и углублению
своих знаний, совершенствованию
имеющихся и приобретению новых
профессиональных навыков и умений.

(Педагогический словарь)

Важнейшим условием развития личности является самообразование, которое заключается в стремлении человека к непознанному, поиску новой информации, овладении новыми способами деятельности. В современном мире отмечается заметное повышение социальной роли образования, которое становится главным ресурсом общества. Усиление интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, - одна из важных задач образования.

Уровень профессионального мастерства педагогов во многом зависит от конкретных условий. В нашем ДОУ практикуются разнообразные формы повышения уровня квалификации педагогов: курсы повышения квалификации, участие в методических объединениях, учеба в институте, конкурсы профессионального мастерства… Однако, наиболее эффективной формой зарекомендовала себя система самообразования, позволяющая педагогу проявить не только мастерство и творчество, но и преодолеть определенные затруднения в реализации воспитательно-образовательного процесса.

Самообразование способствует поддержке и развитию важнейших психических процессов – внимания, памяти, совершенствует критическое и аналитическое мышление, помогает адаптироваться в меняющейся образовательной среде, а также является необходимым условием успешного повышения уровня квалификации воспитателя.

Самообразование педагогов нашего ДОУ многогранно и многопланово.

Темы выбраны с учетом индивидуального опыта, профессионального мастерства и интересов воспитателя. Все направления деятельности педагогов интегрируются общеобразовательной программой “Истоки”, “Программой развития МДОУ на период 2005-2010”, годовыми задачами воспитательно-образовательного процесса и направлены на достижение качественно новых результатов воспитательно-образовательной работы.

Успешность профессионального самообразования педагогов напрямую зависит от поддержки и помощи методической службы, основная цель которой – стимулирование педагогов к профессиональному самосовершенствованию. Поэтому в ДОУ созданы следующие условия:

  • чтобы помочь педагогу выявить проблему, определить и сформулировать тему его самообразования, выявить успешные стороны педагогической деятельности, мною проведено анкетирование “Достижения и трудности в моей педагогической практике” и “Способность педагога к саморазвитию”;
  • для обеспечения эффективности своей деятельности педагогам предоставлено право выбора куратора (заведующая, зам/зав по ВМР, зам/зав по ИР), совместно с которым разработан план деятельности с учетом уровня профессионализма воспитателя;
  • для изучения теоретических аспектов и ознакомления с опытом работы других педагогов, исследований ученых в методическом кабинете работает выставка “В помощь занимающемуся самообразованием”;
  • каждому педагогу предоставлена возможность презентовать свои наработки на институциональном и муниципальном уровнях;
  • на определенных этапах реализации темы самообразования куратор отслеживает, анализирует и корректирует деятельность педагога.

Владея технологией проектирования, наши педагоги реализуют темы самообразования в форме проектов:

  • “Юные патриоты своей страны”. Цель: Формирование активной гражданской позиции дошкольника;
  • “Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим”. Цель: Приобщение детей к истокам народной культуры;
  • “Счастливая дорога от детского сада до самого порога”. Цель: Воспитание пешехода;
  • “В мир цвета и красок открою я дверь”. Цель: Обогащение изобразительных умений и навыков;
  • “Скоро в школу мы пойдем”. Цель: Подготовка старших дошкольников к школьному обучению;
  • “Не мешайте нам трудиться”. Цель: Воспитание трудолюбия.

После теоретического изучения проблемы и разработки проектов, был организован круглый стол, где педагоги имели возможность презентовать свои идеи, планы реализации, выслушать мнение коллег и при необходимости внести изменения и дополнения в свою работу. Встреча имела продуктивный характер, всем воспитателям была оказана необходимая помощь. На основании индивидуальных планов мною составлен общий план работы педагогов по самообразованию, в котором фиксируются проблемы, этапы работы, предполагаемые результаты и др. Это помогает отслеживать процесс самообразования в целом по детскому саду.

В марте 2009 года в нашем детском саду прошла неделя профессионального мастерства, содержание которой отражало тематику самообразования педагогов. Формы открытых мероприятий были выбраны воспитателями, что способствовало повышению их мотивации к участию в неделе педагогического мастерства:

  • занятия “Путешествие в страну цветов”, “Да здравствуют цветы!”;
  • театральная деятельность “Урок в лесной школе”;
  • викторины “Всегда в душе село родное…”, “Внимание – дорога!”, “Математический турнир”;
  • родительское собрание “Диво-дивное, чудо-чудное”;
  • консультация-практикум “Нетрадиционное рисование с детьми”.

Все мероприятия прошли с приглашением родителей и педагогов района, что позволило укрепить имидж детского сада в глазах семьи и коллег, а также активизировать родительское участие в воспитательно-образовательном процессе.

Закончилась неделя также круглым столом, цель которого заключалась в подведении итогов очередного этапа самообразования и определении перспектив дальнейшей работы каждого педагога.

Таким образом, самообразование в нашем саду зарекомендовало себя одной из эффективных форм повышения квалификации педагога, так как позволило привлечь к данному процессу весь педагогический коллектив и дало возможность каждому педагогу проявить творчество, нестандартность мышления и педагогическое мастерство.