Психологический анализ урока как условие повышения профессиональной компетентности учителя

Разделы: Школьная психологическая служба


Актуальность обращения к вопросу о профессионализме учителя обусловлена новой интерпретацией целей образования и пересмотром многих устоявшихся представлений, существующих в педагогике и педагогической психологии. Переосмысливаются такие категории, как "педагог-профессионал", "профессионализм", "педагогическая компетентность" и т. д.

В современном представлении ценность развития и саморазвития ребенка, получающего образование, неотделима от ценности развития и саморазвития педагога. Педагог рассматривается как субъект образования, участвующий в процессе социогенеза. В новых социально-педагогических условиях образовательного процесса требуется педагог-профессионал, который в отличие от учителя-специалиста является не только носителем совокупности научных знаний и способов их передачи, но и ориентирован на развитие способностей ребенка; профессионал должен уметь создавать развивающие образовательные ситуации, а не просто ставить и решать дидактические задачи.

Обращаясь к психолого-педагогической литературе, находим определение профессионализма " как совокупности личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда". Педагогический профессионализм трактуется "как характеристика разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества". Личность современного педагога рассматривается как личность с объективным самовосприятием, позитивной Я-концепцией, способная к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию и адекватному взаимодействию с социумом.

Педагогическая профессия по природе своей профессия творческая. Но что такое творчески работающий учитель? Понятие это довольно емкое. Если ответить коротко, то творчески работающий учитель - это человек, обладающий в первую очередь высокой педагогической культурой, одной из составляющих которой является аналитическое мастерство. Рефлексия, как самооценка результата своей деятельности с учетом оценки других, нужна для саморазвития педагога, для выхода на новый этап своей профессиональной деятельности. При самоанализе учитель оценивает реальный результат, сравнивает его с прогнозируемым, выявляет причины неудач и намечает пути их преодоления. Для объективности самооценку следует проводить с трех позиций: оценка своей деятельности, оценка деятельности учащихся, оценка самого процесса обучения. Одним из наиболее важных условий повышения профессиональной компетентности учителя является рост его психологической грамотности, углубление знаний по возрастной и педагогической психологии. Нельзя правильно выбрать средства педагогического воздействия, не зная психологических и возрастных особенностей ребенка.

Всякий шаг учителя, всякое его слово, хочет того педагог или нет, наполнено определенным смыслом и вызывает соответствующий психологический резонанс в сердцах детей.

Так как ведущей формой школьного обучения, развития и воспитания, центральным компонентом всей деятельности учителя является урок, то педагог обязан уметь провести психологический анализ урока, главная цель которого заключается не в констатации неудач и успехов, а в установлении причин неудач и отслеживании случайного успеха, неожиданного для учителя от успеха, заранее продуманного и подготовленного.

В наше время, когда на ребенка буквально сваливается огромный поток информации, задача учителя состоит в следующем: на основе программного материала сформировать у учащихся необходимые психологические процессы, свойства, качества, ускорить развитие интеллектуально-волевых качеств ребенка. Следует не только формировать интеллектуальную сферу каждого ученика, но и развивать его личностные качества, составляющие основу его отношения к учебе и способности к самоорганизации.

Основополагающим моментом урока является его психологическая целенаправленность. Ее отсутствие ставит учителя в позицию урокодателя, а для ребят уроки превращаются в часы занятий, теряя свой первоначальный смысл.

Влияние педагога на отношение ребенка выстраивается как тонкое, особым образом инструментированное прикосновение к личности, т. е. влияние, основанное на педагогической технологии. Задача педагога выбрать такой способ воздействия, который бы создавал для ребенка комфортный психологический климат, способствовал развитию его индивидуального "Я", закреплял и формировал социально-ценностные отношения.

Образовательная и воспитательная задачи урока, логика и методика его проведения должны быть подчинены общей психологической цели - формированию полноценной структуры личности школьника в соответствии с принципами развивающего обучения. Готовясь к конкретному уроку, педагог определяет психологическую цель урока исходя из особенностей класса в целом и каждого ребенка в отдельности, учитывая при этом специфику своего предмета и изучаемой темы. Намечая психологическую цель урока, учитель должен держать в сознании и то, чего он уже добился, и то, чего ему следует добиться в ближайшее время. Педагог обязан помнить, что развитие ребенка происходит тогда, когда он сам, проявляя активность, взаимодействует с миром. Педагогическое влияние должно ориентировать учащихся на определенное отношение к социальной ценности. Внешние условия и факторы преломляются через индивидуальные особенности личности, ее деятельность и взаимоотношения с другими людьми.

Именно поэтому эффективность урока зависит не только от внешних условий (мастерство учителя, учебные пособия, методы обучения и т. д.), но и от внутренних (уровень умственного развития ребенка, его отношение к учебе, особенности самоорганизации и т. д.). Именно поэтому психологический анализ урока следует вести с двух позиций: организация урока учителем и организованность учащихся. В первой позиции следует выделить самоорганизацию учителя и организацию им познавательной деятельности учащихся. При психологическом самоанализе урока следует начинать с места и значения конкретного урока в перспективном плане учителя, с формулировки целей урока, выделяя психологическую цель. Далее педагог должен для себя выяснить, в какой мере учтена в целевой установке конечная задача перспективного плана, уточнить психологические задачи изучаемого раздела учебного материала, характер изучаемого материала и результаты, достигнутые на предыдущих уроках. При самоанализе следует учесть для дальнейшей работы, в какой мере отдельные средства психолого-педагогического воздействия, методические приемы, используемые на уроке, и весь стиль урока в целом отвечают поставленной психологической цели. Так как провести полностью самоанализ урока по всем параметрам достаточно сложно, то для себя учитель должен отобрать наиболее значимые психолого-педагогические критерии. К таковым следует отнести:

Проектировочный.

Формулировка целей для себя и для учащихся. Пути и средства мотивации для достижения учащимися поставленных целей.

Конструктивный.

Отбор содержания учебного материала. Реализация внутри- и межпредметных связей, задач преемственности в овладении учащимися ведущих понятий предмета. Восприятие и осмысление учащимися учебной информации. Гибкость, умение композиционно перестраивать урок с учетом складывающейся ситуации.

Коммуникативный.

Содержание и способы взаимодействия участников учебного процесса. Психологический микроклимат на уроке. Эффективность способов организации коллективной и индивидуальной познавательной деятельности.

Организаторский.

Мобилизация внимания, познавательной активности, интереса учащихся к учебной работе. Построение и реализация оптимальной структуры урока в соответствии с его содержанием, оптимальный темп урока.

Гностический.

Предвидение затруднений учащихся в учебной работе, создание условий для преодоления трудностей. Развитие рефлексивного мышления учащихся. Анализ возможных причин выявленных недостатков и предлагаемые способы их устранения.

Психологическим компонентом в работе с классом является психологический климат на уроке. Создание последнего является одной из наиболее важных и сложных задач в работе с детьми. Психологический климат выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности: на его фоне ребенок либо раскрывается, проявляя свои дарования, взаимодействует с педагогом и товарищами, либо становится пассивным, замкнутым.

Психологический климат на уроке - это качественная сторона межличностных отношений, совокупность психологических условий, способствующих или препятствующих продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности.

Социально-психологическая атмосфера школы предлагает гуманные взаимоотношения между всеми ее членами. На современном уроке ребенок должен рассматриваться как наивысшая ценность, он (урок) должен предоставить ученику максимум свободы для индивидуального развития. Если учитель как дидакт планирует урок, не зная особенностей ребенка, то он выходит на уровень ЗУНов и не о какой познавательной активности здесь говорить не приходится. Если же педагог учитывает при планировании индивидуальность ученика и выбирает те средства, формы и методы обучения, которые способствуют развитию мышления, то тем самым педагог стимулирует познавательную активность, мотивирует ученика на творческую работу. В этом случае ребенку предоставляется возможность высказать свои мысли по поводу темы или предмета разговора. При подготовке к уроку учитель обязан продумать, на каком уровне он будет формировать то или иное понятие, и что у ребенка будет больше загружено: память или мышление. Акцент следует делать на последнем. Планируя и анализируя свою деятельность, учителю следует помнить следующие педагогические заповеди:

  • Сопровождай позитивную самореализацию ребенка, приняв его положительные и отрицательные поступки;
  • Старайся ничему не учить ребенка напрямую, всегда учись сам вместе с ним;
  • Ищи истину вместе с ребенком, ощути радость совместного творчества и открытия;
  • Ничего не делай просто так, если ты с детьми, то ты учитель в любой момент времени;
  • Основной педагогический метод - осознанное наблюдение за ребенком.