Урок чтения по рассказу С.П. Алексеева "Победа"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Продолжать знакомить с произведениями о Великой Отечественной войне.
  • Работать над развитием техники чтения (осознанность, правильность).
  • Расширять кругозор учащихся; обогащать словарь.
  • Воспитывать чувство патриотизма.

Оснащение: ребус, фотографии военной хроники, карточки-словари, карточки-тексты; карточки-вопросы; кроссворд.

Структура:

I. Оргмомент.

Разгадывание ребуса (см. Приложение п.1)

Какая дата здесь зашифрована?
Какое событие связано с этой датой?
Сколько лет Победе отмечают в этом году?

II. Сообщение темы, целей.

Сегодня вы узнаете ещё одну из страниц истории окончания ВОв. Мы послушаем сообщения ребят и прочитаем рассказ С.П.Алексеева “Победа”. И в конце урока вы мне ответите на вопрос: В чём героизм советских солдат?

III. Вступительная беседа (сообщения ребят).

1-й ученик: 16 апреля 1945 года в 5 часов утра началось советское наступление на Берлин. Несмотря на ожесточённое сопротивление немцев, Берлин был окружён.
2-й ученик: И вот советское знамя, Знамя Победы, начинает развеваться на крыше одного из главных зданий Берлина – Рейхстага.
3-й ученик: А вечером 30 апреля Гитлер покончил жизнь самоубийством. Он понимал, что ему предстоит ответить перед всем миром за то, что он начал войну, принёс много боли и страданий всему человечеству. Он испугался дать ответ, потому и убил себя.
4-й ученик: 2 мая Берлин сдался, но война всё ещё продолжалась. И вот наконец в ночь с 8 на 9 мая 1945 года в берлинском пригороде представители немецкого командования подписали акт о безоговорочной капитуляции (проигрыше) всех вооружённых сил Германии.
5-й ученик: Советский Союз встречал Победу праздничным салютом, который в память о ней гремит каждый год 9 мая в День этой самой Великой Победы.

Что нового вы узнали о ВОв из рассказа ребят?

IV. Первичное чтение учителем с нацеливающим вопросом.

Сейчас я вам прочитаю рассказ С.П.Алексеева “Победа” (см. Приложение п.2)

Вы будете меня внимательно слушать. И потом ответите на мой вопрос: Что являлось символом непобедимости советского оружия?

V. Словарная работа.

Разбор трудных слов (записаны на доске и даны на индивидуальных карточках-словарях (см. Приложение п.3)).

VI. Чтение учащимися.

1. Дочитать до тех строчек, где говорится о тревоге бойцов за своих товарищей.

- Почему волновались бойцы за своих товарищей?
- Как звали героев? (Слабые)
- На какое здание нужно было установить знамя? (Слабые)

(“Слабый” ученик во время чтения отрывка подчёркивает то выражение, которое ему непонятно).

Какое выражение ты подчеркнул? – “взяли под козырёк”. Как понимаете?

- Легко ли было водрузить это знамя на Рейхстаг? Свой ответ докажите.

2. Чтение по цепочке (по законченным частям).

Разбор содержания по вопросам, трудных выражений по ходу чтения.

- Чему радовались бойцы?
- Куда водрузили знамя Егоров и Кантария?
- Чем являлось Знамя Победы?
- Чем закончилась ВОв?
- Где состоялся Парад Победы?
- Мимо какого здания проходили сводные полки?
- Что несли солдаты?
- Куда полетели фашистские знамёна?
- В честь чего был салют?

Как вы думаете это было на самом деле?
Можно назвать этих людей героями? Почему?

VII. Составление фильма.

А теперь давайте смонтируем документальный фильм о том, как проходили действия в рассказе. И в этом нам помогут фото тех лет.

(Учащимся предлагаются увеличенные фотоматериалы из которых они должны выбрать три кадра, подходящих к содержанию рассказа).

Найдите в рассказе строчки, которые могли бы стать титрами к этим кадрам.

(В титрах к четвёртому кадру учитель объясняет, почему “проходили мимо ленинского Мавзолея”).

Как вы думаете, а достаточно кадров для нашего фильма? Можно использовать эту репродукцию (П.Кривоногов “Победа”) Куда её поместим? И какие титры мы к ней сделаем?

А теперь достаточно кадров?
Учитель обращает внимание ребят на вопрос, который был задан в начале урока: В чём героизм советских солдат?

VIII. Домашнее задание.

Составить сценарий к нашему документальному фильму, используя фото.

IX. Разгадывание кроссворда (если останется достаточно времени) (см. Приложение п.4)

X. Итог.

Что интересного вы узнали сегодня на уроке?

XI. Оценки.

Благодарю за урок.