Методическая разработка урока производственного обучения по профессии "Бухгалтер"

Разделы: Экономика


Учебно-воспитательная цель урока: Проверка степени усвоения профессиональных умений и навыков учащихся по пройденным темам: “Группировка хозяйственных средств предприятий по составу и источникам образования”, “Бухгалтерский баланс, воспитание в ходе урока чувства коллективизма, ответственности за общее дело, развить интерес к профессии.

Тип урока: Контрольный-проверочный.

Метод проведения: Урок-игра.

Материально-техническое оснащение: Компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, задания в программе PowerPoint , рабочая тетрадь, калькулятор, рабочий инструмент.

Ход урока

I. Организационная часть – 5 минут.

II. Вводный инструктаж – 35 минут.

1. Сообщение темы и цели урока.
2. Актуализация знаний учащихся с использованием нетрадиционных форм обучения (проверка знаний). (Приложение1)

Правила ведения вводного инструктажа:

  1. Подгруппа делится на три команды.
  2. Первой выбирает вопрос и отвечает команда, которая по жребию будет первой и так далее. При правильном ответе на счет команды записывается соответствующее число баллов, при неправильном ответе команда штрафуется на соответствующее число баллов и другая команда может дать ответ.
  3. Сектор “Кот в мешке”. Команда передает право ответа одной из команд- соперниц.
  4. Сектор “Вопрос-аукцион”. Команда назначает любую цену за вопрос, но не ниже номинальной и не выше суммы баллов, имеющейся на счету команды.
  5. Сектор “Своя игра”. Команда имеет право увеличить или уменьшить цену вопроса по своему усмотрению, но не более чем в два раза.
  6. Сектор “Счастливый случай”. Команда получает указанную на табло сумму баллов.

Синий раунд

Группировка активов по виду имущества Группировка активов по местам использования Обязательства Собственный капитал
10 10 10 10
20 20 20 20
30 30 30 30
40 40 40 40
50 50 50 50

Тема “Группировка активов по виду имущества”. Вопросы:

10 баллов. К какой группе относятся наличные денежные средства в кассе? (Денежные средства).
20 баллов. К какой группе относятся сырьё и основные материалы. (Предметы труда).
30 баллов. “Счастливый случай”.
40 баллов. “Своя игра”
К какой группе относится задолженность подотчетных лиц (Средства в расчетах).
50 баллов. “Вопрос аукцион” К какой группе относятся расходы будущих периодов (Предметы обращения).

Тема “Группировка активов по местам использования”. Вопросы:

10 баллов. “Кот в мешке” К какой сфере относятся денежные средства на расчетном счете? (Сфера обращения).
20 баллов. К какой сфере относится оборудование в цехах основного производства? (Сфера производства).
30 баллов. К какой сфере относится готовая продукция? (Сфера обращения).
40 баллов. “Вопрос аукцион” К какой сфере относится топливо (Сфера производства).
50 баллов. “Счастливый случай”.

Тема “Обязательства”. Вопросы:

10 баллов. Какие обязательства существуют в зависимости от сроков погашения. (Долгосрочные и краткосрочные).
20 баллов. “Счастливый случай”.
30 баллов.
Как называются долги организации за товары и услуги поставщикам. (Кредиторская задолженность).
40 баллов. “Своя игра” Какие резервы создаются с целью равномерного включения в расходы отчетного периода затрат на оплату отпусков работников (Резервы предстоящих расходов).
50 баллов. “Кот в мешке” Обязательства перед банками по полученным кредитам, срок которых не превышает 12 месяцев после отчетной даты. (Краткосрочные кредиты)

Тема “Собственный капитал”. Вопросы:

10 баллов. Как называется первоначально инвестированный капитал. (Уставный капитал).
20 баллов. Собственный капитал организации, образовавшийся в результате дополнительного внесения собственниками средств сверх зарегистрированного уставного капитала. (Добавочный капитал).
30 баллов. “Счастливый случай”.
40 баллов. “Своя игра”
Как называется источник образования активов, который поступает со стороны государства и используется только на покрытие расходов, связанных с проведением целевых мероприятий. (Целевое финансирование).
50 баллов. “Вопрос аукцион” Как называется потеря части активов в результате нерационального хозяйствования или стихийных бедствий (Убытки).

Зеленый раунд

НДФЛ Типы изменений в бухгалтерском балансе Хозяйственные операции Единый социальный налог
20 20 20 20
40 40 40 40
60 60 60 60
80 80 80 80
100 100 100 100

Тема “НДФЛ”. Вопросы:

20 баллов. В каком размере предоставляется налоговый вычет работнику предприятия (400 рублей).
40 баллов. “Счастливый случай”.
60 баллов. В каком размере предоставляется налоговый вычет на ребенка работника предприятия до 18 лет. (1000 рублей).
80 баллов. Процент НДФЛ (13%).
100 баллов. Налоговый вычет инвалидам из числа военнослужащих (3000 руб.).

Тема “Типы изменений в бухгалтерском балансе”. Вопросы:

20 баллов. “Кот в мешке” Поступили денежные средства в кассу с расчетного счета. Определите тип изменений в бухгалтерском балансе. (1 тип)
40 баллов. С расчетного счета в банке погашена задолженность телефонному узлу за оказанные предприятию услуги. Определите тип изменений в бухгалтерском балансе. (4 тип)
60 баллов. Погашена задолженность поставщику за полученные от него ранее материалы за счет кредита банка. Определите тип изменений в бухгалтерском балансе. (2 тип)
80 баллов. Выпущена из производства и сдана на склад готовая продукция. Определите тип изменений в бухгалтерском балансе. (1 тип)
100 баллов. Удержан НДФЛ из заработной платы работников предприятия. Определите тип изменений в бухгалтерском балансе. (2 тип)

Тема “Хозяйственные операции”. Вопросы:

20 баллов. Сформулируйте хозяйственную операцию, если увеличивается расчетный счет и увеличивается задолженность по краткосрочному кредиту (Получен на расчетный счет краткосрочный кредит).
40 баллов. Сформулируйте хозяйственную операцию, если увеличивается касса и уменьшается расчетный счет (Поступили денежные средства с расчетного счета в кассу).
60 баллов. “Счастливый случай”.
80 баллов.
Сформулируйте хозяйственную операцию, если увеличивается кредиторская задолженность бюджету и уменьшается кредиторская задолженность по оплате труда (Удержан НДФЛ с заработной платы персоналу).
100 баллов. “Вопрос аукцион” Сформулируйте хозяйственную операцию, если уменьшается расчетный счет и уменьшается кредиторская задолженность по социальному страхованию и обеспечению (Перечислено с расчетного счета в погашение задолженности по ЕСН).

Тема “Единый социальный налог”. Вопросы:

20 баллов. В какие фонды отчисляется Единый социальный налог (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования).
40 баллов. “Счастливый случай”.
60 баллов.
Процент отчислений Единого социального налога в Фонд социального страхования (2,9 %).
80 баллов. “Своя игра” Налоговый период по Единому социальному налогу (Календарный год).
100 баллов. Процент начисляемого Единого социального налога на фонд заработной платы (26 %).

ТАЙМ-АУТ. Перемена 10 минут. Подведение итогов и отдых.

III. Текущий инструктаж – 2 часа.

Упражнения учащихся и текущий инструктаж.

  • Выдача командам задания по составлению бухгалтерского баланса (Приложение2)
  • Инструктаж команд.
  • Заполнение бухгалтерского баланса.

Критерии оценок по составлению бухгалтерского баланса:

Максимальное кол-во баллов за составление бухгалтерского баланса – 100 баллов.

Баллы снимаются:

  • 10 балов, неправильно подсчитаны итоги;
  • 20 баллов, итоги не подсчитаны;
  • 5 баллов, неправильно указана статья бухгалтерского баланса.

Заключительный инструктаж 20 мин.

Подведение итогов работы.

Сообщение о достижении цели урока. Разбор типичных ошибок, пути их устранения, подведение итогов (Приложение3), общий анализ выполнения учебно-производственных работ, выставление оценок.

Домашнее задание.

Повторить структуру бухгалтерских счетов.

Уборка рабочего места.

Произвести уборку кабинета п/о