Предметно-развивающая среда группы как фактор развития и коррекции эмоционально-волевой сферы

Разделы: Работа с дошкольниками


Дети с задержкой психического развития – это категория детей, имеющих высокую чувствительность, слабость нервной системы, высокую эмоциональную лабильность, высокий уровень непроизвольного внимания и памяти. Поэтому я коррекционную работу строю с учётом этих особенностей и использую специально организованное пространство группы с многообразием материалов, активизирующих ощущения, восприятие, и вызывающих положительные эмоциональные реакции.

Опыт работы убедил меня в том, что самое трудное в работе с дошкольниками, имеющими недостатки психического развития – изменение устойчивых поведенческих реакций. Как помочь агрессивному ребёнку выплеснуть накопившийся гнев, как снять избыточное возбуждение, а неуверенному и робкому ребёнку с заниженной самооценкой повысить коммуникативные функции? Одни лишь наши беседы, уговоры не способны существенно изменить поведение ребёнка. Нарушения поведения, фиксируемые у этих детей, зависят от многих факторов: от природного темперамента, от установок и взглядов на мир, усвоенных ребёнком в семье, от особенностей протекания эмоционально-волевых процессов и своеобразия ситуационных факторов, длительно влияющих на ребенка.

Поэтому считаю, что предметно-развивающая среда группы способствует развитию эмоционально-волевой сферы.

По результатам психолого-педагогического обследования в моей группе были выделены, согласно классификации Сухаревой Г.Е., типы эмоционально-волевого состояния детей:

1. Агрессивно-защитный тип (импульсивный, расторможенный, непоследовательный, некритичный);

2. Пассивно-защитный (торпидный, тревожный, недоверчивый, безынициативный);

3. Инфантилизированный (незрелый, плаксивый, робкий, пассивный, боязливый, внушаемый, застенчивый);

Присутствие в группе ребенка с аутистическими чертами поведения, вызвало необходимость выделить ещё один тип эмоционально-волевого состояния –

4. Индивидуальный (страх, пугливость, уход от реальностей в мир собственных переживаний, отсутствие стремления к общению).

В связи с этим представляю примеры использования пространственно-развивающей среды группы детского сада для развития и коррекции эмоционально-волевой сферы.

Одним из направлений в моей работе является развитие у детей положительных чувств и эмоций, снятие напряжения, гнева, враждебности, выработка саморегуляции (умения владеть собой).

Для этого было организовано сенсомоторное пространство (рисунок 1).

Оборудование этого пространства представлено спортивным инвентарем и игрушками, изготовленными своими руками:

  • Большие мягкие фигуры;
  • Агрессивные куклы: “Волк”,“Баба-Яга”, “Карабас-Барабас”;
  • Пластиковые бутылки с крупой для пинания;
  • Клубки с разноцветными нитками;
  • Теннисные мячи,
  • “Мешочек для крика”;
  • Кольцебросы;
  • Резиновые мячи среднего размера;
  • Гибкая змея из поролона.

В сенсомоторном пространстве наиболее эффективно проходит работа с импульсивными, расторможенными детьми. Для этого использую следующие игры: “Клубочек”, “Колокольчики”, “Послушай тишину”, “Броуновское движение”, “Мешочек для криков” и т.д.

Расшалившемуся Саше предложила смотать в клубочек ярко-зелёную пряжу. Сообщила, что клубочек волшебный. Как только Саша его смотал, так сразу и успокоился. Настроение у ребёнка поднялось (игра “Клубочек”). Когда игра для Саши стала привычной, он сам стал просить “волшебный клубочек”, чтобы успокоится.

С помощью игры “Послушай тишину” развиваю внимание. По первому сигналу дети свободно бегают, прыгают, шумят, а по второму сигналу быстро садятся на ковер и прислушиваются. Затем по желанию рассказывают, какие звуки они услышали.

Рисунок 1

Отмечаю, что подобные игры способствуют формированию у детей умения владеть собой.

Игра “Броуновское движение” сплачивает детей, так как цель у всех одна – не дать мячикам выкатиться из круга и не дать им остановиться, мячики воспитатель вкатывает в круг один за другим. Дети садятся кружком, прижимаясь, друг к другу, и хаотично катают мячики руками. Происходит тактильный контакт, что важно в работе с детьми, имеющими недостатки развития. Дети чувствуют тепло, и это помогает им находить друг с другом контакт и в дальнейшем. Одновременно дети учатся в этой игре распределять внимание.

Игра с “Мешочком для криков” помогает детям научиться чувствовать своё внутреннее состояние, они учатся снимать напряжение, гнев или враждебность практическим способом. Для этого мы сшили яркий мешочек. Если ребёнок рассердился, хотел ругаться, то я предлагаю ему поругаться или покричать не просто так, а в мешочек, чтобы выплеснуть свою отрицательную энергию. Таким образом, у детей появляются практические навыки снятия отрицательных эмоций.

Целью подвижных игр (рисунок 2) является: снятие эмоционального напряжения, выработка терпения, умения ограничивать свою импульсивность, действовать по правилам. Для этого я использую спортивный инвентарь, маски, освобождается пространство в группе. Наиболее эффективно в этой зоне проходит работа с тревожными, безынициативными и гиперактивными детьми. Детей включаю в такие игры, как “Дракон кусает свой хвост”, “Ловишка”, “Волшебные заросли”, “Ловим комаров” и т.д.

Например, в игре “Дракон кусает свой хвост” дети встают друг за другом, держась руками за пояс впереди стоящего. Первый ребёнок-голова, последний-хвост. “Голова” ловит “хвост”. Дети вынуждены встать близко друг к другу, возникает чувство общности, они учатся действовать в одном темпе, чтобы “Дракон не поломался”. Игра вызывает положительные эмоции.

Рисунок 2

Возникшие конфликты во время игр всегда обсуждаются, совместно принимается решение о том, как лучше выйти из создавшегося положения. Агрессивные дети расширяют свой поведенческий репертуар, видя, как можно избежать конфликт, тем самым формируются модели нравственного поведения.

Для снятия стресса, снижения уровня нервно-психического напряжения, поднятия настроения организована зона песка и воды (рисунок 3).

В этой зоне на столе расположены два тазика. Один наполнен песком, а другой – водой. В зависимости от выбранной игры, использую следующее оборудование:

  • Человеческие персонажи;
  • Здания, дома, замки;
  • Разнообразные животные;
  • Машинки;
  • Сказочные герои: злые и добрые;
  • Символические предметы: камушки, ракушки, “драгоценности”;
  • Растения.

Эта зона универсальна, подходит для работы с детьми всех возрастов и всех типов эмоционального состояния, особенно эффективна с детьми с проблемами коммуникации.

У Андрея проявлялось нежелание общаться практически со всеми окружающими, он отказывался от коллективных игр, держался обособленно, не проявлял интереса к занятиям, часто проявлял негативизм к просьбам взрослых, часто проявлял агрессивные вспышки, истерики, отсутствовала активная речь. Сначала мы с ним дули на воду, делая волны, дули в воду через соломинку, устраивая шторм, переворачивая бумажные кораблики. Затем ввели в игры игрушки. Особый интерес вызывает игра “Найди секретик”. Искали в песочке сюрпризы. Обыгрывали ситуацию. Смачивали песочек водой, рыли для найденной в песочке мышки норку. Игры с песком и водой способствуют у Андрея эмоционально-волевому развитию. Андрей пошел на контакт со взрослыми, работающими на группе. У него появилось желание заниматься со взрослыми, он стал участвовать в подвижных играх, появилась фразовая речь, реже проявляются агрессивные вспышки и негативизм. В большинстве случаев с Андрюшей можно легко договориться.

Рисунок 3

Детям особенно нравятся игры: “Найди мой пальчик”, “Найди секретик”, “Что тонет, что плавает”, “Волны на воде” и другие.

В детском саду дети находятся целый день, они устают. А у детей с отклонениями в развитии утомление наступает быстрее. Этим была вызвана необходимость создания уголка уединения. Она оборудована детской мягкой мебелью, подушечками и ширмой, создавая закрытое пространство. Дети находятся в тайной комнате.

Ребёнок имеет возможность отдохнуть, расслабиться, подумать, помечтать, полистать любимую книжку.

Импульсивные, расторможенные дети чувствует себя в этой зоне более уютно и спокойно, они учатся быть спокойными не за счет контроля, а за счет его отсутствия.

В этой зоне чаще всего можно увидеть детей ночующих в детском саду в течение недели, так как это комфортное место напоминает домашние условия. Для них сшили маленькие “куколки – шептунчики”, с которыми они делятся своими детскими секретами.

Для обучения детей понимать своё эмоциональное состояние изготовили наглядное пособие в виде медвежат, выражающих радость, грусть, злость, страх. Это пособие прикрепили на планшет в уголке настроения.

Утром в уголке настроения ребенок выставляет ту картинку, которая соответствует его настроению в данный момент. Используя эту ситуацию, я имею возможность оказать своевременную психологическую поддержку – успокоить, переключить внимание ребенка, а также порадоваться вместе с ним.

В течение дня я наблюдаю за настроением ребёнка, не поменялось ли оно, не нуждается ли ребёнок в помощи. Мы возвращаемся в уголок настроения и словами пытаемся обозначить, что чувствует ребёнок и почему, в какой части тела он чувствует дискомфорт или наоборот ему хорошо и свободно.

Для снятия негативных эмоций, повышения положительного эмоционального тонуса организовала шумовое пространство (рисунок 4). Дети имеют возможность поиграть на барабане, ксилофоне, постучать в бубен, подудеть на дудочке, пошуметь маракасами, позвенеть колокольчиками. Также имеются игрушки, имитирующие музыкальные инструменты (балалайка, гитара) для обыгрывания в сюжетно-ролевых играх, например, “Концерт для зверят”, где дети поют выученные на музыкальном занятии песни, имитируя игру на балалайке.

У детей с нарушением развития эмоциональный отклик на музыку выражен недостаточно и возникает при активизации его взрослым с использованием зрительной опоры – музыкальных игрушек и действий с ними. Игры в зоне шумового пространства совершенствуют зрительные и слуховые ощущения, когда дети подбирают “музыку” к любимой песенке или ищут одинаковые “звучащие коробочки”, наполненные разнообразными веществами (крупой, песком, камешками, бусинками, косточками).

Рисунок 4

В этой зоне наиболее успешно проходят следующие игры: “Звучащие коробочки”, “Что звучит?”, “Кто голос подает?”, “Где звучит?”, “На чем играл зайка?”.

Музыкальный фон в группе с использованием классических произведений, детских песенок, специальных шумовых эффектов (шум воды, пение птиц и т.д.) позволяет мне создать необходимый эмоциональный настрой, успокоить перевозбудившихся детей. Особенно детям нравятся детские песенки про Антошку, про двух весёлых гусей, а также сказки К.И.Чуковского “Федорино горе”, “Айболит”, “Мойдодыр”, “Украденное солнце”. Во время слушания дети постепенно умолкают, садятся ближе к магнитофону.

Для того чтобы дети выражали свои эмоции через рисунки, работу с бумагой, природным и бросовым материалом, для формирования положительных черт личности, для того, чтобы они учились контролировать свои действия, а также могли снять напряжение я создала уголок для продуктивной деятельности (рисунок 5).

Рисунок 5

На столе находятся цветные карандаши в стаканчике, коробка с красками, кисточки разного размера, коробка пластилина, салфетки из ткани. Рядом на полочке лежит бумага для рисования и цветная бумага для аппликации. Ниже в закрытом шкафчике находится природный и бросовый материал для поделок. Ребёнок по желанию может заняться любым делом: рисовать, лепить, делать аппликацию или поделку для мамы или изготовить атрибут для игры (например, нарезать билетики для игры в “Автобус”).

У детей формируется усидчивость, сосредоточенность, вызывается эмоциональный отклик. В этом мне помогают следующие игры: “Разговор с руками”, “Разговор с телом”, “Придумки”, “Чьи следы”, “Накормим животных”. Игра “Моя семейка” помогает детям снять тревожность.

Если ребёнок причинил кому-нибудь боль или сломал игрушку, я предлагаю ему такую игру: ребёнок обводит на листе бумаги силуэт ладоней. Затем рисуем ладошкам глазки, ротик, носик, пальчики раскрашиваем цветными карандашами. После этого беседуем с руками: “Кто вы? Как вас зовут? Что вы любите делать? Чего не любите? Какие вы?”. Если ребёнок не подключается к диалогу, проговариваю сама. Подчёркиваю, что руки хорошие, они многое умеют делать, но иногда не слушаются своего хозяина. А руки постараются делать только хорошие дела: рисовать, лепить, вырезать, здороваться, играть и никого не обижать. Такая забавная игра положительно влияет на изменение поведения детей, они стараются сдержать своё обещание, формируются навыки адекватного поведения.

В группе созданы условия для сюжетно-ролевых игр. Имеются игровые уголки и для мальчиков и для девочек, где дети самовыражаются. Девочки становятся “мамами”, ухаживают за своими куклами-дочками, готовят им обед, купают их, гуляют с ними, укладывают спать, поют колыбельную песню. А мальчики становятся водителями, налаживают в мастерской технику, сооружают гаражи, строят корабли и т.д.

Мебель групповой комнаты, крупный строитель – всё это позволяет мне изменять границы и конфигурацию группы, и обыгрывать в сюжетно-ролевых играх различные ситуации. Самостоятельно построенные детьми “домики” создают ощущение защищённости и уединения, служат атрибутами для игры. Современные мобильные игрушки (парикмахерская, больница, мастерская и т.д.) помогают создать игровое пространство (рисунок 6) в любой точке группы.

Разворачивая игру, дети проживают различные чувства: радость, тревогу, гнев, сопереживание. Руководство в игре берёт на себя воспитатель. Сначала я была доктором, а ребёнок пациентом. Я учила как вежливо и заботливо нужно общаться с больным, какие инструменты необходимы доктору в работе, как ими пользоваться. Затем я менялась ролями с детьми. Таким образом, дети учатся взаимодействовать друг с другом, распределять роли без обид, договариваться, уступать. Во время игр нередко вспыхивают конфликты между детьми, в этом случае я вступаю в игру, показывая образец взаимодействия, выход из трудной ситуации. Обсуждение ситуации проходит в доброжелательной форме.

Рисунок 6

Игры с тряпочными куклами, набитыми сухими травами (душицей, смородиной, мелиссой, валерианой) – одновременно и успокаивают ребёнка, меняют его настроение и самочувствие.

В своей работе широко использую настольные игры. Игры в коробках находятся на полочках открытого шкафчика в виде домика.

С помощью настольных игр я имею благоприятную возможность переключить возбужденных детей на спокойную деятельность, формировать у них волевые усилия. Дети учатся договариваться друг с другом, слушать друг друга, уступать, обогащаются знания об окружающем мире. У замкнутых детей настольные игры повышают уверенность в себе и своих силах, при этом необходимо соблюдать обязательное условие – игра должна быть коллективной.

Детям предлагаю такие совместные игры, как “Лото”, “Домино”, “Найди пару”, “У кого такой же узор” и другие. Коллективные игры учат детей подчиняться правилам, а для этого дети прилагают большие волевые усилия.

Построенное мною развивающее пространство в группе с использованием различных предметов, игр, музыкального оформления, аромотерапии позволяет мне сделать его эмоционально комфортным, учитывающим типы эмоционально-волевого состояния детей.

Итогом моей работы является стабильность общего эмоционального состояния детей группы, что повышает результативность всей коррекционной работы. Отмечается уменьшение аффективных вспышек у агрессивных детей, снижение тревожности у пассивных детей, созревание эмоционально-волевых состояний у инфантильного ребенка и включение аутичного ребенка в процесс общения, появление у него диалога, желания участвовать в некоторых коллективных играх.