Курс по выбору для учащихся 9-х классов "Заповедное наследие Башкортостана"

Разделы: География


Цель программы:

  • Расширение географических представлений школьников о заповедниках территории Республики Башкортостан;
  • Формирование умений описывать и сравнивать природные комплексы, находить причинно-следственные связи между ними.

Основные задачи преподавания данной программы “ Заповедное наследие Башкортостана”:

  1. Сформировать знания о природных особенностях заповедников Шульганташ и Южно-Уральского, взаимообусловленности природных компонентов; научить школьников устанавливать причинно-следственные связи, определяющих формирование сравниваемых ландшафтных комплексов.
  2. Развивать картографические умения, умения пользоваться источниками географического и картографического содержания.
  3. Помочь овладеть умениями и навыками выполнения простейших видов геоэкологических исследований территории.
  4. Развивать познавательный интерес учащихся к изучению географии.
  5. Формировать геоэкологическое мышление на материале данной программы, воспитывать чувство патриотизма гражданина Башкортостана.

По окончании изучения данной программы предполагается подведение итогов в виде пресс- конференции, оформление фото- и видеоотчета, а также дневников учащихся, заполняемых в процессе практических работ на местности и исследовательская работа творческой группой школьников на тему “Сравнительная характеристика геоэкологических элементов заповедников Шульган-Таш и Южно- Уральского”.

Тематическое планирование курса. К-во часов Теория Практика Формы работы Самостоятельная работа
  Раздел I. Формирование.

Географического пространства заповедников.

2        
1 Введение. 1 1   Круглый стол, просмотр видеофильма, знакомство с географическими источниками по исследуемым проблемам. Подготовка сообщений о заповедниках территории РБ и их исследователях – сотрудниках.
2 Географические положение заповедников. 1 1   Модульный урок беседа, работа с картой, выполнение практических заданий. Выявление положительных и отрицательных сторон географического положения заповедников.
  Раздел II. Природа заповедников.

Шульган -Таш и Южно-Уральского

12        
1-2 Рельеф, геологическое строение изучаемых заповедников. 2 1 1 Частично-поисковая работа.

Урок-смотр знаний выполнение практических заданий, использование картин, таблиц, книг для формирования образа рельефа.

Установление связи между рельефом и геологическим строением заповедников на основе сопряженного анализа соответствующих карт.
3-4 Климат и фенологический сезон. 2 1 1 Деловая игра.

Урок – “парный опрос”.

Беседа, рассказ, практическая работа с картосхемами и географическими картами.

Работа в парах “Изучение распространения тепла и влаги на основе расчета коэффициента увлажнения”.
5-6 Внутренние воды заповедников. 2 1 1 Урок-практикум.

Творческая мастерская.

Прак. раб. уч-ся, беседа, работа с картами, схемами, макетами, использование книг, картин для формирования образа рек, озер, болот заповедников.

Подготовка докладов:
  • Условия образования болот, их значение;
  • Составление вопросов и подготовка отчетов о реках заповедников.
  • Описание реки по плану.
7-8 Почвы. 2 1 1 Семинар-исследование.

Урок взаимообучения учащихся.

Рассказ учителя с демонстрацией образцов почвенных разрезов, пр. раб. учащихся, использование картин, таблиц, книгдля формирования образа ряда почв заповедников.

Составление таблицы “Основные типы почв заповедников”, анализ схемы “Взаимосвязь типов почв с растительностью”, “Факторы почвообразования”.
9-12 Растительный и животный мир заповедников. 4 2 2 Научно-исследователь ская экспедиция самостоятельного изучения нового материала.
  • Пресс-конференция.
  • Урок “Путешествие с Красной книгой”.
  • Урок “Творческий отчет”.

Беседа, использование гербария, картин, книг для формирова ния образа растительности и жив. мира заповедников.

Составление паспорта реликтов, эндемиков флоры, представителей фауны; работа в творческих группах с Красной книгой РБ.

Раздел I. Формирование географического пространства заповедников.

Тема 1. Введение. (1 час)

Цели и задачи ООПТ, основные категории указанных территорий. Заповедники РБ. Предыстория образования изучаемых заповедников. Башкирские заповедники в настоящее время. Наиболее известные исследователи и сотрудники заповедников, их заслуги.

Тема 2. Географическое положение заповедников. (1 час)

Географическое положение, размеры территории, границы. Положение по отношению к экватору (приблизительно широта), относительно океанов и морей, крупных физико-географических объектов. Роль заповедников, основные направления деятельности.

Практические задания:

Определение протяженности заповедников с запада на восток, с севера на юг в градусах и километрах, определение ГП по отношению к другим ПТК.

Выявление положительных и отрицательных сторон географического положения изучаемых заповедников.

Раздел II. Природа заповедников Шульганташ и Южно-Уральского.

Тема 1. Рельеф, геологическое строение изучаемых заповедников. (2 час)

Морфология неровностей поверхности заповедников. Современные процессы рельефообразования и формы рельефа, связанные с ними. Влияние рельефа на другие компоненты природы заповедников. Различия геологического строения (состав, возраст, условия залегания горных пород) на территориях заповедников.

Практические задания:

  1. Составление геолого-геоморфологического профиля и его анализ.
  2. Установление связи между рельефом и геологическим строением на основе сопряженного анализа соответствующих карт.

Тема 2. Климат и фенологический сезон. (2 часа)

Заповедники на климатической карте РБ. Солнечная радиация и температура воздуха, их изменения по сезонам года. Влияние общей циркуляции атмосферы и барических центров на перемещение воздушных масс. Значение ветров и циклонической деятельности. Тип климата. Преобладающие типы воздушных масс и их влияние на климат по сезонам.

Особенности годового хода температуры воздуха, давления, влажности, осадков. Географические закономерности распределения основных климатических показателей на территории заповедников. Влияние рельефа на климат. Неблагоприятные метеорологические явления.

Практические задания:

  1. Построение и анализ графика годового хода основных метеоэлементов для отдельных пунктов заповедников.
  2. Изучение распространения тепла и влаги на основе расчета коэффициента увлажнения.

Тема 3. Внутренние воды заповедников. (2 часа)

Внутренние воды заповедников. Распределение речного стока заповедников по бассейнам. Основные показатели речного стока и факторы их определяющие. Особенности водного режима рек заповедников. Главные речные системы. Типы озер и закономерности их размещения. Болота, их запасы, распространение, свойства и значение в природных процессах. Подземные воды заповедников.

Практические задания:

  1. Измерение и вычисление основных характеристик рек и их бассейнов (длина реки, площадь бассейна, падение реки, уклон).
  2. Вычисление характеристик стока рек заповедников (расход, годовой сток).
  3. Выявление типов питания и водного режима рек по различным источникам географических знаний.

Тема 4. Почвы. (2 часа).

Условия формирования почв на территории заповедников. Основные типы и подтипы почв и их характеристика. Географические закономерности распространения почв.

Практические задания.

  1. Построение и анализ схемы “ Факторы почвообразования”.
  2. Сравнительная характеристика типов почв заповедников.

Тема 5. Растительность и животный мир заповедников. (4 часа)

Природные зоны заповедников и их границы. Зональные особенности растительного покрова. Характеристика основных зональных типов растительности. Богатства флоры, реликты и эндемики и ценные в хозяйственном отношении виды, проблемы их охраны и восстановления. Особенности распространения представителей животного мира. Характеристика животного мира основных типов место обитания заповедников (видовой состав, условия жизни, приспособленность к условиям среды и др.) Богатство фауны заповедников.

Практические задания:

  1. Работа с “ Красной книгой Республики Башкортостана”.

Требования к знаниям и умениям.

Обучающийся должен знать:

  • Сущность процессов рельефообразования, почвообразования, циркуляции воздушных масс, режима водных объектов, формирования природных зональных комплексов и высотных поясов;
  • Систему сведений о природных компонентах и их взаимосвязи в пределах заповедников;
  • Общие и специфические черты природы в связи с действием общих географических закономерностей в условиях заповедников;
  • Различия климата и растительности в пределах заповедников;
  • Основные свойства и распространение главных зональных типов почв по территории заповедников;
  • Представителей флоры и фауны рассматриваемых территорий;
  • Задачи, виды деятельности заповедников;
  • Основные источники получения информации и правила работы с ними;
  • Общие требования к составлению покомпонентной и комплексной характеристик заповедников;
  • Приемы аргументации, доказательства своего географического суждения, своей позиции в структуре диалога, полилога;
  • Содержание основополагающих географических категорий, понятий, связей, закономерностей, составляющих содержательную основу географической картины заповедников и географического мышления.

Обучающийся должен уметь:

  • Сравнивать основные геоэкологические компоненты изучаемых заповедников, делать соответствующие логически построенные выводы;
  • Владеть навыками выполнения простейших видов геоэкологических исследований территории;
  • Составлять описание изучаемых географических объектов, называть и показывать на карте;
  • Устанавливать и анализировать причинно-следственные связи между отдельными компонентами и целостными природными системами;
  • Различать источники географической информации и правильно применять их в конкретных учебных и жизненных ситуациях;
  • Адекватно использовать географическую информацию в ситуации общения ( диалога и других коммуникативных форм) как условие саморазвития и самовыражения личности;
  • Объяснять место и роль отдельного природного компонента в структуре целостной географической системы;
  • Практически владеть методами отбора, анализа и географической интерпретации информации в связи с жизненной ситуацией и коммуникативными целями;
  • Владеть приемами переконструирования географической информации и передачи ее собеседнику (аудитории) в зависимости от коммуникативно-деятельностных установок.

Полевой практикум.

Практическая работа № 1. “Рельеф и литогенная основа как компоненты ландшафтов”.

Структура работы:

А) Совместное описание форм рельефа и слагающих и горных пород;
Б) Составление коллекции горных пород с указанием соответствующих им форм рельефа;
В) Объяснение происхождения малых и средних форм рельефа на основе их внешнего вида и геологического строения;
Г) Построение поперечных профилей рельефа, перспективные зарисовки отдельных характерных форм.

Практическая работа № 2. “Почвы изучаемых ландшафтов”.

Структура работы:

Описание почв и условий почвообразования (выбор места почвенного разреза, заложение почвенного разреза характеристика условий почвообразования, морфологических признаков генетических горизонтов почвы, определение структуры почвы, механического состава, влажности, плотности, новообразований, включений, характера смены горизонтов, мощности горизонтов, животных почвы).

Практическая работа № 3. “Климат ландшафтов”.

Структура работы:

А) Пояс, тип климата (средние температуры января, июля, осадки, режим);
Б) Описать погоду в момент наблюдения: температура воздуха, направление, сила ветра; облачность, осадки; атмосферное давление; особые явления.

Практическая работа № 4. “Вода в ландшафтах”.

Структура работы:

А) Описание внешнего облика водоема, характера берегов (название, направление течения, скорость течения, ширина русла, глубина, температура воды, прозрачность, цвет, запах, уровень загрязнения), степени их освоенности растительностью;
Б) Описание водного режима водоема;
В) Измерение расхода воды в ручьях и родниках.

Практическая работа № 5. “Описание растительных и животных сообществ”.

Структура работы:

А) Выделение типичных, реликтовых, эндемичных, характерных для данных географических условий растений; работа с определителями растений;
Б) Составление гербария растений (их зарисовка, составление фотоальбома);
В) Изучение животных и насекомых заповедников, работа с определителями животных.

Практическая работа № 6. Памятник природы заповедника “ Шульган-Таш”.

Структура работы:

Знакомство с всемирно известной пещерой “ Шульган-Таш”, условиями ее образования, наскальными рисунками.