Обучать по-новому

Разделы: Администрирование школы


Совершенствование системы образования в стране требует и инновационных изменений в каждой школе, новых подходов и педагогических технологий в образовании. Традиционно образование рассматривалось как создание человека по образу и подобию; главной целью учителя являлось формирование у учащихся знаний основ наук. В современном обществе этот вопрос трактуется по-иному.

Истинное современное образование основывается на развитии и саморазвитии личности со своим взглядом на себя и своим отношением к миру, созданием условия для осознания своего предназначения и призвания.

Накопленный опыт школы позволил поставить перед педагогическим коллективом задачу перехода всего учебно-воспитательного процесса из режима функционирования в режим развития, ликвидации единообразия традиционной системы преподавания, введения инновационных технологий в учебный процесс, поиска новых стратегических направлений в преобразовании школы. Центром всего учебно-воспитательного процесса становится личность ребенка, его способность к самоопределению, самореализации и самостоятельному принятию решений к рефлексивному анализу собственной деятельности.

Педагогический коллектив приступил к реализации программы развития “Школа поддержки развивающейся личности”, главная цель которой – придать всему учебно-воспитательному процессу личностно ориентированную направленность на ученика как субъекта процесса учения, заключающуюся в признании его индивидуальных способностей и обеспечивающую выполнение этой цели путем создания благоприятных условий для выявления, структурирования и развития субъектного опыта ученика.

Решение этой актуальной проблемы имеет прямую связь:

– с повышением качества общего образования школьников путем создания педагогических условий, способствующих максимально возможному (в условиях классно-урочной системы) развитию способностей каждого ученика;

– с обеспечением приоритетности личностно-смысловой сферы учащихся;

– личностным ростом педагогов школы и их направленностью в профессиональной деятельности на развитие личности ученика, изменением позиции педагога как информатора на позицию координатора деятельности ребенка;

– с укреплением имиджа школы в глазах родителей и образовательного сообщества, с внедрением формирующей образовательной модели целевых установок, отражающих формирование ключевых компетенций учащихся, как важнейшего итога образовательной деятельности школы.

В основу деятельности школы положена идея целостной педагогической личностно-ориентированной системы, базирующейся на приоритете воспитания, понимаемого как целенаправленное управление развитием личности. Целью урока становятся не знания сами по себе, а личность ученика, развитие которой обеспечивается созданием соответствующих педагогических условий, исходя из признания субъективной самооценки ученика и его права на индивидуальный путь вхождения в социум.

Основная образовательная задача школы – обеспечить активное, сознательное, прочное и систематическое усвоение школьниками основ наук. Речь идет о творческом усвоении, когда полученные сведения перерабатываются в сознании ученика и образуют определенную систему, применяемую на практике. Подлинное усвоение – всегда активный процесс, связанный с решением различных познавательных задач.

В число приоритетов реализации данной задачи школы вошли:

– создание учебной общности учащихся и учителей, организация совместного поиска новых способов действий, сотрудничества и понимания;

– сохранение у детей желания учиться и формирование у них основ умения учиться;

– развитие индивидуальных способностей ребенка и создание предпосылок для творчества во всех видах деятельности.

Одним из путей решения данных задач является использование в процессе обучения различных технологий: развивающего обучения, критического мышления, информационно-компьютерного, КСО и ГСО проектно-исследовательского обучения, диалога культур. Данные технологии оказывают влияние на всестороннее развитие личности ребенка, на личностно ориентированное взаимодействие педагога с учащимися, на новый активно-деятельный способ обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному способу, который учитывает закономерности развития и особенности каждого ребенка и в целом направлен на развитие всей целостной совокупности качественной личности.

Каждый учитель, работающий в школе, хорошо представляет, как обучать детей по-новому. Главную задачу он видит в правильной организации познавательной деятельности учащихся, в опоре в процессе формирования новых знаний не только на память, но и на развитие воображения и мышления. Если при традиционной системе учитель тщательно продумывал способы преподнесения нового материала, то при подготовке современного урока учитель продумывает приемы, позволяющие сделать активными в процессе усвоения нового знания самих учащихся, идти в класс с системой выстроенных вопросов, внимательно следить во время урока за ходом рассуждений учащихся.

Вся работа строится с учетом следующих моментов:

– планирования приемов и форм работы, обеспечивающих активность и самостоятельность мышления учащихся (система вопросов, создание проблемных ситуаций, разновариантность, разноуровненность обучения, использование задач с недостающими и лишними данными, организация поисковой работы, усложнение заданий с целью развития познавательной самостоятельности учащихся);

– повышения уровня понимания (сравнения, обобщения), формирование умений рассуждать и умозаключать, организация мыслительной деятельности и воображения учащихся;

– использования различных видов творческих работ.

К числу самых важных компонентов, на которые необходимо обращать внимание относятся: положительное отношение учащихся к учению и активная переработка и сохранение информации.

Развивая в процессе обучения эти компоненты, мы обеспечиваем активное, прочное и сознательное усвоение любого предмета. Чтобы выработать положительное отношение к учению, каждый учитель на своих уроках обращает внимание на мотивацию обучения, на научную содержательность учебного материала, проблемный и эмоциональный характер изложения, организацию поисковой, познавательной деятельности учащихся, которая дает им возможность переживать радость самостоятельных открытий, вооружает учащихся рациональными приемами учебной работы. Гораздо легче и проще выдать самому некоторую информацию данного урока, куда сложнее добиться, чтобы эта информация была усвоена учащимися, а еще труднее активизировать учащихся в процессе приобретения этой информации, развить способности самостоятельно приобретать знания. Необходимо так организовать обучение, чтобы школьники сами ставили перед собой проблемы, чтобы урок был уроком открытия, вызывал глубокие интеллектуальные чувства, чувства уверенности в своих возможностях, формировать серьезный интерес учащихся к познанию.

Одной из форм выражения положительного отношения к учению является также наличие учебных интересов. Интерес обычно эмоционально окрашен, связан с переживанием, чувствами. Учебный интерес зависит от того, насколько ученику ясно значение изучаемого материала, насколько этот материал связан с внеучебной областью его интересов, насколько ясно и понятно излагает материал учитель, насколько разнообразны методы обучения.

Трудность всегда для учащихся составляет установление причинно-следственных связей и зависимостей. И если учитель смог добиться этого, значит, он смог добиться высокого качества в преподавании, ибо это достигается не путем простого наблюдения, а путем умственного, абстрактного мышления.

И последнее – самое главное, к чему стремится каждый учитель школы, – это научить аналитико-систематической деятельности учащихся. Наилучшие результаты дает комбинирование показа и разъяснения, теоретическое обобщение, когда на основе анализа одного единственного явления ученики получают возможность оценить значимость его отдельных признаков. Гораздо легче самим передать учебный материал и сократить время, да проблему преподнести и раскрыть более ясно и понятно. Но профессиональное мастерство заключается в том, чтобы выработать развивающую направленность учебного процесса, интерес к предмету, внимание, осмысливание учебного материала. Необходимо максимально активизировать мысль и внимание учащихся, подводить учащихся к правильным ответам, а не выдавать их самим.

Широкое использование за последние два года учителями школы современных инновационных технологий нацеливает в обучении на вовлечение учащихся в активную, познавательную деятельность, создает для каждого ученика ситуацию успеха в творческой деятельности. В процессе использования инновационных технологий учитываются индивидуальные особенности каждого ученика, сообразно его способностям и интеллекту. Даже тех учащихся, которые имеют низкие интеллектуальные способности, учатся с трудом, имеют низкие возможности, с трудом усваивают учебный материал – можно легко заинтересованность, активизировать их познавательную деятельность, организовать поиск новых способов действий. Учебный материал планируется с учетом дифференцированного подхода, в него включаются различные виды заданий, позволяющие отрабатывать навыки, развивать мышление.

В системе учебных заданий каждый старается реализовать:

– приоритет самостоятельности учащихся в усвоении содержания;

– формирование приемов умственной деятельности, (анализ, синтез, сравнение, аналогия, обобщение);

– активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора;

– соблюдение баланса между интуицией и знанием;

– взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;

– разноплановость;

– опору на опыт.

С целью определения уровня знания учителями-предметниками все тестовые задания, самостоятельные и контрольные работы предлагаются в трехуровневой системе, которая приучает к индивидуальному труду, способствует формированию таких качеств личности, как организованность, настойчивость в достижении цели, упорство, а для отдельных ребят – чувство гордости за правильно найденный ответ, а в целом – активной работой всех учащихся.

Применение информационно-компьютерных технологий, разумный объем наглядности, интерактивной доски в учебной деятельности с практическими заданиями, тестами, видеофрагментами, слайдами, табличными формами способствует целенаправленному формированию приемов умственной деятельности, развитию глубокого интереса к предметам, любознательности, высокой плотности уроков.

Использование развивающего и проблемного обучения позволяет учащимся решить, что мучает их, к чему стремились, приблизились и, решив, получить эмоциональный заряд, радость деятельности. На всех уроках отмечается не сухое изложение фактов, а развитие учащихся, их познавательной, интеллектуальной деятельности. Главное, что лежит в основе современного преподавания в школе, – это реализация принципов развивающего обучения: обучение на высоком уровне трудности, прохождение достаточно быстрым темпом, осмыслением процесса обучения, развитием всех учащихся с учетом предела возможностей каждого, создание учебной общности учителя и учащихся. Заслуживают внимание задания творческого характера, которые дети выполняют с особым удовольствием. Для активизации познавательной деятельности и поддержания устойчивого интереса, учителя постоянно используют различные формы и методы обучения.

Высокая познавательная активность учащихся на уроках и формирование интереса к приобретению знаний достигается:

– четкостью и организованностью учебного процесса;

– умелым сочетанием различных методов, приемов и средств обучения;

– широким привлечением учащихся к активной познавательной деятельности через групповую форму работы.

Одним из приемов возбуждения, поддержания и развития мотивации учения являются приемы проблемного обучения, а также показ практической и теоретической значимости изучаемого материала.

Использование современных технологий в образовательном процессе и апробация новых УМК позволили добиться неплохих результатов:

– активной деятельности всех учащихся;

– отсутствия закомплексованности, неудобства при неверных ответах;

– психологической комфортности всех учащихся на уроках, свободного общения, высказываний своего мнения;

– при тестировании учащиеся показали результаты, приближенные к среднему областному уровню;

– усвоения учебного материала базового уровня, сформированности умения учиться, добывать знания, постановки цели и реальному оцениванию своих результатов.

Проводимые мониторинги позволили получить представление об уровне подготовки учащихся выявить существующие пробелы в знаниях и умениях учащихся, определить причины и наметить пути их устранения, проанализировать деятельность учителя, эффективное использование им методов, форм и технологии.

Весь педагогический коллектив школы прослушал курсы “Современные образовательные технологии в личностно-ориентированном обучении”, классные руководители – “Современные технологии в воспитательном процессе”. Главное, что лежит в основе педагогической деятельности каждого учителя сегодня – это приоритетность личностно-смысловой сферы учащихся

Семинары, творческие лаборатории, конференции, проводимые в школе, способствуют резкому повышению интереса учителей к инновационной деятельности, совершенствованию у учителей знаний в области методологии, развитию потребности к исследовательской деятельности, склонности к экспериментальной работе, умению научно выступать на конференциях, вести парные и групповые дискуссии, разрабатывать различные анкеты и тесты.

При сохранении урочной формы занятий как основной во многом изменился подбор педагогических средств (содержание учебного материала, методы, формы, приемы, технические средства). Благодаря грантовой поддержке Президента РФ, активно стали внедрять в учебно-воспитательный процесс ИКТ. Результатом прохождения курсов по инновационным образовательным и воспитательным технологиям изменение подхода учителей к обучению и воспитанию, изменение позиции педагога как информатора (контролера) на позицию координатора деятельности учащихся, на первое место выходит их личностно-смысловая сфера. В учебно-воспитательный процесс все больше включается опыт ребенка, его способности, наклонности. Диагностика показала, что у 27% учащихся повысился уровень мотивации к обучению.

У учащихся в большей степени, чем в предыдущие годы, развиваются такие личностные качества, востребованные современным обществом, как мобильность личности, самореализация, успешность, творчество.

Результаты деятельности школы в период его обновления не сводятся только к показателям обученности и развития детей. Показателями успешности является также уровень духовно-нравственной воспитанности и социальной зрелости обучающихся. Последнее диагностическое исследование уровня воспитанности учащихся констатирует увеличение количества детей с хорошим уровнем воспитанности и стабильный показатель с высоким уровнем.

Педагогический коллектив, работая по Программе развития “Школа поддержки развивающейся личности” в инновационном режиме, готов к дальнейшей реализации основной стратегической цели школы – приданию учебно-воспитательному процессу личностно-ориентированной направленности на ученика как субъекта процесса обучения.

Реализация школьной программы дала ощутимые положительные результаты. Она явилась толчком к успешному достижению современного качества образования, к реализации современных технологий, повышению конкурентноспособности педагогического коллектива в современных условиях.