Урок технологии в 8-м классе по теме "Потребности семьи. Информация о товарах"

Разделы: Технология


Цели: познакомить учащихся с основными потребностями семьи, правилами покупок, источниками информации о товарах; учить планировать покупки, развивать понимание того, что благосостояние семьи во многом зависит от разумности потребностей всех ее членов, умения покупать по рациональной потребности.

Обеспечение: учебники по технологии 8 класс, рабочая тетрадь, компьютер.

Словарь: потребности рациональные, ложные, духовные, материальные, физиологические, социальные; потребности в безопасности и самореализации; уровень благосостояния; сертификат соответствия, гигиенический сертификат, сертификация продукции.

Ход урока

I. Организация урока.

1. Приветствие.

2. Проверка готовности учащихся к уроку.

3. Сообщение темы, цели урока.

(Слайд 2)

II. Повторение пройденного материала.

Устный опрос учащихся по темам:

  • Семья как экономическая ячейка общества.
  • Предпринимательство в семье.

Вопросы:

  • Каковы основные функции семьи?
  • Что такое семейная экономика и каковы ее задачи?
  • Что понимается под предпринимательской деятельностью?
  • Что такое прибыль?

(Слайд 3)

III. Изучение нового материала.

Объяснение учителя с элементами беседы.
Сегодня мы с вами поразмышляем над тем, как тратить деньги разумно, и попытаемся выработать в этом вопросе ясную политику. Итак, что же такое потребности семьи.

Потребности – это осознанная необходимость иметь что-либо, материальное или духовное.

(Слайд 4)

Еще в XVIII веке английский экономист Т. Самуэльсон заметил: «Даже те расходы, которые люди считают абсолютно необходимыми, на самом деле в значительной части не представляют физиологической необходимости, а диктуются условностями общественной жизни».

Умерьте свои потребности и станете обладателем всего мира!

Медики советуют: нужно вставать из-за стола слегка голодным. Неплохо этот принцип распространить и на мир вещей: пусть нам всегда чего-то не хватает. Это нормальное состояние. Конечно, в мире существует множество соблазнов, мешающих взять на вооружение этот принцип. Удовлетворишь одну потребность, а на ее месте вырастает другая. И в основе этого лежат вполне понятные человеческие желания - жить лучше.

При выявлении потребностей семьи и очередности их удовлетворения нам нужно учитывать разумность (рациональность потребностей). Разумные потребности потому так и называются, что происходят от слова «разум». Не всем хватает терпения и желания поразмышлять, нужна ли ему та или иная вещь или нет.

Существуют рациональные (разумные) и ложные (неразумные) потребности. Удовлетворение ложных потребностей приносят только вред. Это потребности в курении, наркотиках, алкоголе, чрезмерном употреблении сладкого и т.д.

Разнообразие человеческих потребностей весьма велико.

Следует различать:

  • материальные: потребность в еде, жилье, одежде. Они являются основой для всех других потребностей.
  • духовные: потребность в культуре, общении, занятиях, искусстве.
  • физиологические: воспроизведение рода.
  • социальные потребности: потребность в любви, дружбе, общении с людьми, имеющими те же интересы.

(Слайд 5)

Набор необходимых предметов для семьи изменяется в зависимости от множества факторов: достижений научно-технического прогресса, уровня материального развития общества и уровня благосостояния семьи.

Уровень благосостояния – это показатель обеспеченности человека или семьи всем необходимым для комфортного и безопасного существования.

Все финансовые дела должны решаться на семейном сборе, именно тут должно окончательно устанавливаться, кому и что приобретать в первую очередь, а кому и с чем можно подождать.

Давайте рассмотрим классификацию по признаку рациональной потребности:

  • Срочные и необходимые: вещи, которые следует купить немедленно (отсутствие необходимого для жизни или внезапностью нужды).
  • Обязательные: вещи, которые обеспечивают нормальную жизнь семьи и каждого ее члена.
  • Желательные: вещи улучшенного качества, повышенной комфортности.
  • Престижные: вещи повышенного качества и комфортности.

(Слайд 6)

Вы должны определить приоритеты для своей семьи. Никогда не стоит ориентироваться на чужой уровень доходов, а следовательно, расходов. Нужно выработать собственную систему трат. И сориентироваться здесь помогут приоритеты. Это означает, что вы должны точно установить, что вам обязательно нужно купить в планируемый период, с чем вы можете погодить и без чего вы прекрасно обойдетесь в ближайшее десятилетие.

(Слайд 7)

Каждая семья должна планировать свои покупки.

Все вещи и предметы можно распределить по трем категориям.

Первая – вещи обязательные. К примеру, сейчас редко кто может позволить себе не иметь телевизора. Вещи, относящиеся к этой группе, еще называют предметами первой необходимости.

Ко второй группе относятся вещи желательные, но не обязательные. Скажем, телевизор с плоским или жидкокристаллическим экраном. Однако приобретать его в спешном порядке не стоит.

Третья категория – это дорогие вещи. Их еще называют излишествами. Хотя со временем они становятся обычным предметом быта.

(Слайд 8)

Если не сумеете достигнуть договоренности по поводу покупки того или иного предмета, можете воспользоваться принципом Робинзона:

  • Робинзон не по своей воле стал отшельником и, чтобы определить степень своего бедственного положения, подсчитал его отрицательные и положительные стороны.
  • Намечая покупку, вы должны взвесить все возможные доводы 3А И ПРОТИВ.И после этого принимать решения.
  • Семейный бюджет – это искусство лавирования между желаемым и возможным.

(Слайд 9)

Если вы решили купить вещь из разряда предметов длительного пользования, то прежде нужно выясните ее качество. К сожалению, реклама не дает объективной информации о товаре. А ведь, Чтобы верно оценить качество товара, нам нужно учесть целый ряд свойств: практичность, удобство, красоту, новизну, оригинальность, сочетаемость с уже имеющимися вещами и ценность. Ответына эти вопросы и составят потребительский портрет товара.

(Слайд 10)

Покупка товара это в известной степени творчество, это свободный выбор из многих вариантов. Как же не ошибиться в выборе?

Необходимо соблюдать определенные правила:

  • Продавец не должен быть случайным;
  • Изучите конъюнктуру рынка;
  • Сомневаетесь в товаре – не покупайте;
  • Проверьте исправность товара, его работоспособность;
  • Покупая сложную бытовую технику, проверьте правильность заполнения гарантийного талона;
  • Сохраняйте чек.

(Слайд 11)

IV. Закрепление изученного материала.

Практическая работа.

Задание 1:

  • составьте список вещей, которые вам хотелось бы иметь;
  • распределите эти вещи по группам приоритета;
  • сделайте анализ необходимости покупки.

(Слайд 12)

Задание 2: Тест.

  1. Можете ли вы всегда сказать с точностью до рубля, сколько денег у вас в кошельке?
  2. Считаете ли вы, что взаимные подарки по случаю дней рождения, праздников ныне потеряли смысл?
  3. Многие охотно покупают одежду в магазинах сэконд-хэнда (second hand). Принадлежите ли вы к их числу?
  4. Считаете ли вы, что в театр лучше всего брать самые дешевые билеты?
  5. Удается ли вам каждый месяц экономить хотя бы несколько рублей?
  6. Если бы вы неожиданно получили крупное наследство, стали бы вы работать?
  7. Многие утверждают, что выгоднее покупать вещи только дорогие и высшего качества. Вы тоже так считаете?
  8. Доставляет ли вам удовольствие делать подарки «просто так» без всякого повода?
  9. Есть люди, которые стараются не покупать вещи в рассрочку (кредит). Относитесь ли вы к их числу?
  10. Иногда говорят: живем один раз - незачем откладывать на всякий случай». Вы считаете так же?

Ответ «да» оценивается в 10 очков, «нет» - 0. Сумма оценок за 1-5-й вопросы (сумма А) показывает, экономны ли вы (или даже скупы). Сумма оценок за 6-10-й вопросы (сумма Б) показывает, щедры ли вы (или даже расточительны).

Если суммы равны, значит, вы можете быть и экономными, и щедрыми. При разных суммах надо вычесть меньшую из большей и посмотреть, что получается.

Сумма А больше суммы Б на 10-20 очков. Вы принадлежите к людям экономным, которые тратят деньги обдуманно. Вы не мелочны, но любите чувствовать себя материально обеспеченным.

На З0-40 очков. Щедрость не ваша черта. Большую радость доставляет вам факт обладания чем-то. Вы искренне огорчаетесь, если вынуждены израсходовать крупную сумму.

На 50 очков больше. Вы скупы. Вашу страсть к экономии трудно объяснить даже желанием обеспечить себя на старости лет.

Сумма Б больше суммы А на 10-20 очков. Вы отзывчивый человек, щедрый. Вы не особенно привязаны к деньгам, но и не бросаете их на ветер.

На 30-40 очков больше. Будь у вас много денег, вы бы нашли им применение. Ведь вы обожаете делать покупки, не так ли?

Иными словами вы живете беззаботно, называется «со дня на день».

На 50 очков и больше. Вы обращаетесь с деньгами как расточитель. Не откладывая, посоветуйтесь с кем-нибудь, кто может научить вас делать покупки. Иначе вам неизбежно грозят денежные хлопоты.

(Слайд 13)

V. Изучение нового материала (продолжение).

1. Объяснение учителя.

1) Информация о товарах.

Как мы уже говорили, прежде чем купить какой-либо товар, необходимо собрать информацию о его потребительских качествах. Информация о товарах играет немаловажную роль. Откуда же мы можем почерпнуть достоверную информацию о технических и эксплуатационных качествах вещи?

(Слайд 14)

В наибольшей степени покупателя интересует информация о качестве товара и его безопасности. Документом, удостоверяющим качество товара, является сертификат. В настоящее время большинство товаров и услуг сертифицируется.

Сертификация – это деятельность по обнаружению и подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

(Слайд 15)

Сертификат необходим на все виды товаров. При этом на одни виды продукции и товаров нужен гигиенический сертификат, а на другие - сертификат соответствия. Однако во многих случаях необходимы оба вида сертификата. Гигиенические сертификаты выдаются органами и учреждениями Государственной санитарно-эпидемиологической службы.

(Слайд 16)

Так как торговое предприятие несет ответственность за качество реализуемых товаров, то оно обязано по требованию покупателя предоставить ему сертификат на данный товар или его заверенную копию.

Беседа по вопросам.

  • Откуда вы черпаете информацию о товарах и услугах?
  • Доверяете ли вы рекламе?
  • Как вы думаете, на какие товары требуется гигиенический сертификат?
  • Интересуетесь ли вы наличием сертификата у продавца?
  • Купите ли вы товар, если у продавца нет сертификата?

VI. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Каждая семья должна знать, сколько и чего ей нужно. Но жизнь есть жизнь, у всех из нас есть свои слабости, иногда встретишь вещь, вроде бы она совсем тебе не нужна, но очень хочется ее иметь. Что ж, доставьте себе такую радость. Но не ленитесь планировать свои покупки, отказывайтесь от незапланированных расходов. Учитесь покупать именно те вещи, которые необходимы вашей семье.

Проверить выполнение практической работы.

Выставить оценки.

Домашнее задание: Принести к следующему уроку этикетки от различных товаров.

Уборка кабинета.

Презентацию Вы можете получить у автора статьи.