Интегрированный урок русского языка в 1-м классе по теме "Обобщение знаний. Круговорот воды в природе"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Обобщить полученные знания: умение определять части речи, род и число имен существительных, делить слова на слоги, записывать слова в транскрипции, определять расхождение в написании и в произношении, определять грамматическую основу предложения.
  2. Познакомить детей с круговоротом воды в природе.
  3. Способствовать развитию умения работать в группах и самостоятельно.

Оборудование : компьютерная презентация; схемы слов; карточки с названиями разделов русского языка.

Ход урока

1. Рефлексия.

Дети слушают шум морского прибоя. Делятся впечатлениями.

Учитель:

Вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Мы ее не замечаем,
Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда.

– Вспомните, что учили о воде?

-Давайте поиграем в ассоциации.

– В каком состоянии вы себя представляете? (Ответы детей: твердом – я настроен на урок, у меня все получится; газообразном – на душе у меня легко, я готов к новым открытиям, жидком – хочу получить капельку знаний…)

2. Закрепление.

Учитель: Посмотрите на доску. (На фоне моря прикреплены капельки с изображением букв). (Слайд1.)

Капля в море появилась.
Капля в море родилась.
Путешествовать решила,
Раз– в дорогу собралась.

Учитель: Каждый путешествовать будет со своей капелькой. Возьмите по капельке и займите свои места.

– Что заметили? (На капельке написана буква).

Учитель: Давайте из капелек создадим “ручеек”– назовите правильно доставшуюся вам букву. (Дети встают, называют правильно букву, садятся.)

– Придумайте задание для этих букв (Разбить на группы). (Слайд2.)

Гласные и согласные.

Согласные – на парные и непарные.

Согласные – на звонкие и глухие.

Найти интересные буквы.

Дети находят свое место в классе, в процессе деления на группы.

Вывод: Давайте вспомним, что мы сейчас делали. Выберите подходящий символ. Это будет первый пункт плана.

(Мы закрепляли материал, поэтому берем кирпичики, объединялись в группы – возьмем двух человечков, уделяли внимание науке “Фонетика” – выбираем значок Ф ).

3. Словарная работа. (Слайд 3 – 4).

Учитель:

Солнце высушило каплю,
Унесло под облака,
Капля к тучке прицепилась,
Вместе с тучкой поплыла.

Учитель: Солнце нагревает поверхность земли, воды, листьев растений. В результате влага, испаряясь, превращается в невидимый пар, который как обычно поднимается вверх, потому что пар легче воздуха. Там на большой высоте– 2, 3 км пар охлаждается и становится видимым – облаками. Облака – это видимый туман.

Учитель: Поработаем в парах. У вас на столах карточки. Используя ключ к коду, разгадайте слова. (Приложение 1.)

Учитель: Какие слова получились? (Облачко, облако, облака).

– Найдите лишнее слово. (облака – множественное число; или облачко – однокоренное слово, а облака и облако – это одно и тоже слово, но разная форма).

– А что такое облако?

Облако-это объект неживой природы, состоящий из воды, Имеет разные размеры, постоянную форму не сохраняет.

Учитель: Расскажите о слове облако с точки зрения русского языка.

(Сущ., неодушевленное, ед. ч., ср. р., 3 слога, 1-й слог ударный).

– Подберите подходящую схему, что заметили?

(Кол-во букв и звуков совпадает, но есть расхождения в написании и произношении).

– О чем это говорит?

(Ошибкоопасное место.)

– Это словарное слово, запишем его в словарик. (Дети сталкиваются с тем, что строчную букву Б не писали. Пытаются найти выход из сложившейся ситуации).

После чего учитель показывает правильное написание буквы Б.

Вывод. Подберем символы для второго пункта плана.

(Мы получили новые знания, поэтому берем капельку, работали самостоятельно – выбираем карточку с изображением человечка, были в науках: “Фонетика”, “Морфология”, “Лексика”, “ Орфография”, “Каллиграфия” – выбираем соответствующие символы).

(Слайд 5)

Учитель:

Там с подружками резвилась,
Набралась новостей,
В речку с дождиком попала
Поплыла домой скорей.

(слайд 6–7)

Когда много капелек сольются , они становятся большими и тяжелыми. Им ничего не остается, как падать на землю, идет дождь.

Учитель: На доске записаны слова в транскрипции . Прочитайте слова:

[граза], [в΄эт΄ир], [раса], [мор΄э], [дошт΄-], [й΄аснай΄э], [грат].

Дети называют слова:

Гроза, ветер, роса, море, дождь, ясное, град.

Учитель: Найдите лишнее слово.

– Разбейте на группы

– Вставьте в предложение подходящее слово.

………… дышит бодрящей свежестью,
За лесом скрылось ……… солнышко.
Теплый ………. греет землю.
К вечеру ударила …….. .
В окно стучит сильный …….… .

(Дети находят грамматическую основу предложения. . Выполняют синтаксический разбор предложений).

Составляют 3 пункт плана. Обосновывают.

(Слайд 8)

Учитель:

Через речку, вниз по горам
Поплыла она к морям.
Раз – в росинку превратилась
И скакала по цветам.

Учитель: Кто знает, как появляется роса?

Днем вода, испаряясь, растворяется в воздухе, ночью воздух охлаждается и пар становится видимым (туман). Трава охлаждается еще сильнее чем воздух и , соприкасаясь с ней, влага оседает на траве серебристыми капельками росы.

– А вот как образуется иней, гололед, вы узнаете позже.

(Слайд 8)

Учитель:

А с цветов попала в ключик
И под землю уплыла,
Но, а с ключиком попала
Прямо в море вновь она.

(Слайд 9)

4. Рефлексия.

Учитель: Урок окончился. Какое открытие вы для себя сделали?

На столах у вас капельки разных цветов, выберите для себя цвет. Оцените ваше участие в уроке. Почему выбрали такой цвет? Если мы все капельки объединим, что получится? (Море знаний. Океан знаний.)