Конспект урока окружающего мира в 1-м классе по УМК "Школа–2100"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с понятиями «молекула», «тело», свойствами твёрдых тел, жидкостей и газов.
  2. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать, рассуждать.
  3. Развивать творческие способности.
  4. Развивать мышление, память, речь.
  5. Воспитывать взаимопонимание, сотрудничество.
  6. Воспитывать потребность участвовать в творческой деятельности.

Оборудование: фишки зелёного, красного, синего цвета для определения группы, в которой будешь работать, 3 стола , на каждом материалы для исследования: мел, камень, деревянный кубик, бутылка с газированным напитком, банка, шарик, мячик, светофор для обратной связи, учебник «Окружающий мир» 1 класс, 3-я часть, энциклопедии.

Тип урока: усвоение нового материала.

При входе в класс ребята берут фишку и садятся за тот стол, где есть квадрат их цвета.

Ход урока

I. Организация класса.

У. Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь.

Стерегут нас загадки и тайны вокруг,
А ответ не даётся никак,
И волнуется рядом ваш искренний друг,
Ваш слуга – вопросительный знак.

Вопросительный знак входит в дверь с подносом. На подносе лежит камень, банка с водой, стоит пустая банка.

II. Актуализация знаний.

У. Ребята, к нам пожаловал гость.

Вопросительный знак. Я пришёл в гости узнать, что такое тела, какие они бывают и ,что у меня на подносе? Какими свойствами это обладает?

У. Ребята, давайте поможем вопросительному знаку.

Д. Я думаю, что у вопросительного знака на подносе мел, а ещё вода.

Д. Я считаю, что там у него природные богатства из подземных кладовых.

Д. У него неживые природные богатства на подносе.

У. Какую цель поставим на уроке?

Д. Узнать, что за предметы и какими свойствами обладают.

III. Постановка проблемы и поиск выхода из проблемной ситуации.

1. У. Знак вопроса садись к ребятам.

Когда вы слышите слово «тело», что вы представляете?

Д. Человека.

Д. Предмет.

У. В толковом словаре С.И. Ожегова дано такое значение: «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение. Телами называют все предметы, которые нас окружают.

Что такое тело?

Д. Все предметы, которые нас окружают.

2. Работа по учебнику. Стр. 36.

А) Твёрдые тела.

У. Рассмотрите рисунки на странице 36.

Что изображено?

Д. Карандаш, гвоздь, орех, доска, камень, панцирь улитки, рога.

Д. Это предметы.

Д. Да мы теперь знаем, что это тела.

У. Что их объединяет?

Д. ???

У. У вас на столе мел, камень, деревянный кубик. Что у них общего?

Д. Я заметила, что они твёрдые.

Д. Точно твёрдые.

Д. Татьяна Борисовна, значит тела бывают твёрдыми!

(ОТКРЫВАЮ ЗАПИСЬ)

У. Какими свойствами они обладают?
Д. Мел сломался, значит они ломаются.

(ОТКРЫВАЮ ЗАПИСЬ)

Д. Я увидела, что они переворачиваются.

Д. Точно их можно перевернуть.

(Открываю запись)

Д. Это, наверное, смешно, но они не сжимаются.

Д. И мы не можем.

У. Вы правы, твёрдые тела не сжимаются.

(Открываю запись)

У. Ещё об одном свойстве твёрдых тел, мы узнаем из книги. Стр. 36. Начните читать со слов: «У твёрдых предметов есть…».

Д. (читает) У твёрдых предметов есть замечательное свойство – они имеют постоянную форму. Кирпич можно перевернуть, поставить, переложить на новое место – форма не изменится. Конечно, можно разбить кирпич, но вот сделать его круглым нам не удаётся.

У. О каком свойстве узнали из учебника?

Д. Твёрдые тела не меняют форму.

У. Научная справка.

Всё на свете, например, книги, предметы, даже люди состоят из мельчайших частиц. Увидеть их глазами никому не удаётся и даже этого не может сделать обычный микроскоп. Частицы эти называются молекулами. В твёрдом теле молекулы плотно прижаты друг к другу. Они буквально слиплись. Вот почему твёрдые тела имеют постоянную форму.

Что такое молекулы?

Д. Это такие мельчайшие частицы.

Д. Мы все состоим из молекул.

У. Как молекулы располагаются в твёрдых телах?

Д. В твёрдых телах молекулы плотно прижаты друг к другу.

У. Представьте себя молекулами и покажите твёрдое тело.

(Я приглашаю детей на середину класса. Они обнимают друг друга и в то же время прижимаются к товарищам в группе)

У. Как вы считаете, получилось ли твёрдое тело?

Д. Я считаю, что да, потому что мы старались плотно прижаться друг к другу. Так молекулы делают в твёрдых телах.

У. Ребята, выразите своё мнение. Сигнализируйте.

Б) Жидкости.

У. Рассмотрите второй рисунок на стр. 36.

Д. Банка с водой, бутылка с маслом, аквариум, лужа, капля на листочке.

У. Как одним словом назвать то, что в аквариуме, в бутылке, в банке?

Д. Это – жидкости.

(ОТКРЫВАЮ).

У. Какими свойствами обладает жидкость?

Д. ???

У. Я предлагаю опыт.

Цель: определить форму воды.

У.У вас на столе банка, кружка. Подумайте, как определить свойство воды.

Д. Татьяна Борисовна, во – первых, она льётся.

Д. И мы облились.

Д. А во-вторых, она была, как банка, а теперь, как стакан.

У. Я с вами согласна, первое свойство воды – текучесть. А о втором свойстве узнаем, когда прочитаем в учебнике. Стр. 36. Начните со слов: «А вот жидкости…»

Д. А вот жидкости не имеют постоянной формы. Они заполняют ту форму, в которой находятся. Если налить воду в кувшин, она примет форму кувшина, а если перелить её в банку, то заполняет банку.

У. Так о каком свойстве говорит автор?

Д. Вода не имеет постоянной формы.

(ОТКРЫВАЮ)

У. Выполним задание стр. 37.

Куда же волшебник налил воду?

(Проверка на слайде 2)

У. У кого так сигнализируйте. У кого не так исправьте ошибки.

Почему так выполнили задание?

Д. Вода приняла форму того сосуда, в котором она находится.

У. У воды есть ещё одно свойство. Рассмотрите рисунки в фиолетовой рамочке.

Д. Я знаю, так случилось , потому что воду нельзя сжать.

Д. И я так думаю.

У. Сигнализируйте, кто ещё так думает.

Правы вы или нет, прочитаем в учебнике в этой же рамке.

Д. И у жидкостей , и у твёрдых тел есть общее свойство – их нельзя сжать.

У. О каком свойстве узнали?

Д. Жидкости не сжать.

(ОТКРЫВАЮ)

У. Научная справка.

В жидкости молекулы соединены друг с другом более свободно. Они скользят и постоянно двигаются.

У. Как располагаются молекулы в жидкостях?

Д. Они скользят и постоянно двигаются.

У. Представьте себя молекулами жидкости и покажите жидкость.

(Дети выходят и показывают жидкость. Они берут друг друга за руки и начинают ходить змейкой). Приглашаю другую группу.)

У. Получилась ли показать жидкость?

Д. Я думаю, что да, потому что в жидкости молекулы свободнее, они постоянно двигаются.

У. Кто не согласен?

В) ГАЗЫ.

У.Что у вопросительного знака в последней банке?

Д. Она пустая.

Д. Там ничего нет.

У. Тогда отгадайте загадку.

Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.

Д. Да это воздух. Он невидимый.

У. Воздух – это смесь газов. Третья наша подтема – газ.

(ОТКРЫВАЮ).

У. Что бы узнать, какими свойствами обладает газ, проделаем опыт.

Цель: показать выделение газа.

Перед вами газированный напиток и шарик. Поймайте газ.

Д. Татьяна Борисовна, из бутылки шарики побежали.

Д. А у нас шарик надувается, значит там точно газ.

Д. А я знаю, там газ.

Д. Ребята, напиток так и называется газированный.

У. А теперь определим свойства газа.

Опыт.

Передайте друг другу мяч.

У. Что заметили?

Д. Внутри мяча воздух. Он сжимается.

Д. И у нас, когда надавишь на мячик он сжимается, значит и воздух тоже сжимается.

У. Так ли это прочитаем в учебнике. Стр. 38. Фиолетовая рамка.

Д. Там другой опыт. А вот воздух можно сжать. Воздух тоже газ.

У. О каком свойстве газов узнали?

Д. Газ можно сжать.

Д. Я ещё нашёл. Когда мы шарик надевали, он надувался и газ там занял всё пространство. И здесь написано , что газ занимает всё пространство.

(Открываю)

У. Научная справка.

В газах молекулы совершенно не связаны друг с другом. Они с высокой скоростью разлетаются во всех направлениях.

Представьте себя молекулами газа и покажите газ.

( Дети выходят и расходятся в разные стороны).

У. Сигнализируйте. Согласны или нет.

Д. Согласны с ребятами, потому что в газах молекулы разлетаются в разные стороны.

IV. Первичное закрепление знаний.

У. На странице 38 есть оранжевая рамочка. Здесь три баночки. Определите, где твёрдое тело, жидкость, где газ.

У. Что в первой баночке?

Д. Я считаю газ, потому что молекулы заняли всё пространство.

Д. Я тоже так думаю, потому что не прижались молекулы друг к другу.

У. Сигнализируйте. Открываю на слайде.

У. Что во второй банке?

Д. Жидкость.

Д. Да, это жидкость, потому что приняла форму банки.

У. Сигнализируйте.У кого не так исправьте. (Открываю на слайде)

Что в последней банке?

Д. Я думаю твёрдое тело.

У. Почему?

Д. Есть постоянная форма, она не меняется. Наверно, камень.

У. Сигнализируйте.

Молодцы!

V. Включение в систему знаний.

У.Знаете ли вы, что может быть в трёх состояниях сразу?

Д. ???

У. Тогда, отгадайте загадку.

(НА СЛАЙДЕ).

Я и туча, и туман,
Я ручей и океан, я летаю и бегу,
И стеклянной быть могу.

Д. Да это вода.

У. Кто может объяснить то, о чём говорится в загадке?

Туман, ручей, лёд – это всё вода.

Д. Ребята, так это вода в трёх состояниях – жидком, твёрдом и газ.

У. Газообразном.

Как вы думаете, от чего зависит состояние воды?

Д. Я не знаю, но наверное, от температуры.

У. Поделаем опыт.

Учитель даёт каждой группе по кусочку льда. Пока лёд доходит до последнего человека, он тает и дети передают капельки воды. Руки высыхают.

У. Что увидели?

Д. Лёд – это твёрдое тело. Он таял и превращался в воду- это жидкость, а потом руки высохли – вода испарилась.

У. Так, что может быть в трёх состояниях.

Д. Вода.

VI. Итог урока.

У. Ребята, помогите вопросительному знаку. Что у него на подносе?

Д. В первой банке –жидкость, потому что она растекается.

Д. Я согласна, что жидкость, она меняет форму и её нельзя сжать.

Д. На подносе лежит камень – это твердое тело. Форма постоянная.

Д. В третьей банке кажется, что ничего нет, а там воздух.

Д. Я тоже так думаю, потому что там воздух, а это газ.

Д. Мне кажется газ, потому что занял всё пространство.

У. Вопросительный знак, ты нашёл ответы на свои вопросы?

В.З. Спасибо, ребята. До свидания!

У. Что нового вы узнали о предметах окружающего мира?

Д.Они называются телами.

Д. Они состоят из молекул. Это такие мельчайшие частицы.

У. В каких состояниях могут быть предметы?

Д. В жидком, твёрдом, газообразном.

У. От чего зависит состояние предмета?

Д. От того, как там молекулы находятся.

В твёрдом теле- они плотно прижаты, в жидком – скользят и двигаются, в газе- разлетаются в разные стороны.

У. Назовите свойства твёрдых тел.

Д. Твёрдые тела ломаются, имеют форму постоянную, не сжимаются.

У. Назовите свойства жидкостей.

Д. Не сжимается, течёт, нет постоянной формы.

У. Назовите свойства газов.

Д. Сжимается, заполняет всё пространство.

VII. Срез.

У. Выберите из таблицы свойства газов, твёрдых тел и жидкостей и запишите ответы соответствующими цифрами.

(У каждого на столе свой лист).

Свойства Состояния Ответы
1) сжимаются;    
2) имеют постоянную форму; Твёрдые тела 2); 5)
3) заполняют собой весь сосуд;    
4) не имеют форму; Газы 3); 1)
5) не сжимаются;    
6) текучесть. Жидкости 4); 5); 6)

– Спасибо за урок!